Групповое занятие для учащихся 9-11 классов на тему: "Депрессия и способы борьбы с ней"
методическая разработка по психологии (10 класс)

Галышева Ирина Владимировна

Занятие можно проводить как в группе из 25 человек, так и в подгруппах по 6-10 учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon depressiya_i_metody_raboty_s_ney_v_podrostkovoy_srede_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие для учащихся 9-11 классов

на тему: «Депрессия и способы борьбы с ней»

Цель: Профилактика депрессивных состояний у старшеклассников, поддержание психологического здоровья.

Задачи:

1. Осветить основные признаки и причины депрессии.

2. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.

3. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.

4. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

Ход занятия:

  1. Введение

Тема сегодняшнего занятия — депрессия. Слово «депрессия» уже давно перекочевало из медицинской литературы в повседневную речь, став синонимом плохого настроения.  Однако, истинная депрессия совсем не так безобидна, как банальная скука. Диагностировать это заболевание может только специалист. Мы сегодня поговорим более подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я предлагаю сыграть в игру.

Игра «Тренировка памяти»

Учащимся раздают чистые листы бумаги и ручки. Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова, которые прозвучали.

После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали 80-100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.

  1. Основная часть

Педагог-психолог: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте рассмотрим, что же такое депрессия.

Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря близких людей, потеря трудоспособности, потеря самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию.

Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной депрессии поддаются лечению.

По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.

В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит, нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.

Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы раз, но испытывал что-то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле депрессия — это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение длительного времени. Так, например, если кто-то подвержен длительным и мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся более 3- 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное настроение продолжается неделю-другую, то не стоит впадать в панику и тем самым усугублять свое состояние.

На этом занятии мы не будем рассматривать депрессию как заболевание. Рассмотрим депрессию как реакцию на неудачу, проблему или потерю.

Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал, наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача — непосильной. Он все время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова наступает полная апатия. Возможно, кто-то уже переживал такое состояние?

Первый вопрос для обсуждения. Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.

Педагог записывает ответы на доске в столбик. Они могут быть следующими:

1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;

2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;

3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;

4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;

5) потеря самоуважения;

6) потеря трудоспособности;

7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.

В большинстве случаев уныние развивается по этапам.

Первой стадией можно назвать уже описанное ранее состояние, вызванное серьезной потерей в жизни или разочарованием. Это может быть любое негативное событие или факт, которые наполняют нашу жизнь, — отвержение, несправедливость, оскорбление или что-то подобное.

Второй вопрос для обсуждения. Перечислите чувства, которые возникли у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.

Ответы записываются во второй столбик на доске. Они могут быть следующими:

1) глубокая печаль;

2) физическая боль;

3)  вина;

4)  потребность вновь обрести потерянное;

5)  изоляция от окружающих (одиночество);

6)  противоречивые чувства, замешательство;

7)  потеря самоуважения и др.

Вторая стадия развития уныния: подавленное состояние, вызванное потерей или разочарованием, усугубляется эмоциями, вызванными неудовлетворенностью ситуацией. Человек не перестает думать о том, как плохо с ним обошлись или насколько несправедлива к нему жизнь. В результате его охватывают гнев и негодование. Вспыхивает обида. Он растерян, деморализован. Гнев снежным комом продолжает нарастать где-то глубоко внутри.

Третья стадия развития уныния: в добавление к мучающим душу негативным эмоциям добавляется жалость к самому себе. В результате печаль, вызванная потерей, переходит в глубокое уныние. Жизнь начинает казаться невыносимой. Чувства, вызванные потерей и разочарованием, продолжают разрастаться с каждым днем. Надежда найти выход из сложившейся ситуации становится все более призрачной. Человек испытывает ужасную жалость к самому себе. Все это усугубляет его состояние.

Таким образом, мы можем вывести упрощенную формулу депрессии: потеря + возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.

Третий вопрос для обсуждения. Что, на ваш взгляд, может послужить источником сил в преодолении прошлых утрат?

Ответы записываются в третий столбец на доске. Они могут быть примерно следующего содержания:

1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды и переживания других людей;

2) все переосмыслить и начать жить по-новому с новыми взглядами и позицией;

3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;

4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о грустном;

5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;

6) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;

7) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.

Как бороться с депрессией. Нет таких людей, которые бы не сталкивались в своей жизни с потерями и разочарованиями. Однако следует отметить, что не каждый человек при этом впадает в депрессию. Причина возникновения такого состояния кроется в нашей реакции, в нашем отношении ко всему плохому, с чем приходится встречаться на жизненном пути. Наша реакция, в свою очередь, обусловлена определенными стереотипами нашего мышления. Почва, на которой развивается депрессия, — это наше сознание.

Упражнение "Мусорное ведро"

Педагог-психолог: Если человек долго находится в напряжённом состоянии, идёт накопление негативных мыслей, человек становится очень раздражительным. Сейчас я вам предлагаю написать или нарисовать на листочке всё что вам не нравится или вас раздражает.

Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут.

После чего, по желанию, участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем, посередине круга, ставится мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

Педагог-психолог: трудно ли было писать негативные моменты?

Вам полегчало, когда бумагу с негативными мыслями выкинули в ведро?

Вот так и в жизни старайтесь избавляться от всего негативного и отрицательного, избавляйтесь от ненужных мыслей.

Профилактика депрессии

Правильно питайтесь.

Гормоном хорошего настроения у нас в организме считается серотонин. Самый простой способ получить его дозу – съесть какую-нибудь еду, богатую аминокислотой триптофаном.

Хорошо подобранный рацион помогает легче избавиться от депрессии. Кстати, по некоторым данным, употребление определенных продуктов может способствовать хорошему настроению и улучшению самочувствия:

ананас, показан при расстройствах центральной нервной системы, потому как в нем большое содержание ферментов;

арахис – богат тиамином – “витамином оптимизма”;

бананы активизируют выработку серотонина в организме, который необходим для того, чтобы хорошо работала нервная система;

грецкие орехи – источник железа, необходимого для кроветворения и поддержания тонуса. Помимо того, в орехах большое содержание магния (хорошего антидепрессанта);

какао и шоколад – также источник магния, недостаток которого может спровоцировать чувство беспокойства, приводящее к стрессу, а впоследствии и к депрессии;

клубника содержит железо и витамины, поднимающие жизненный тонус;

овсянка – содержит тиамин и магний (витамин бодрости и оптимизма);

семечки (подсолнечник) – содержащиеся в нем микроэлементы, регулируют состояние нервной системы;

Увеличьте время на сон.

Больше спите хотя бы в выходные дни. Сон – прекрасное лекарство от многих болезней, в том числе и от депрессии.

Больше двигайтесь.

Когда говорят о необходимой физической активности для современного человека, речь в основном идет о спортивных упражнениях. Хотя на самом деле прогулки, развлечения, работа в саду  и другие требующие приложения физических усилий действия тоже называются двигательной активностью. Регулярное движение помогает не только в борьбе с лишним весом, от него зависит и нормальная работа нервной системы любого человека.

Окутайте себя приятными ароматами.

Ароматерапия – это психологическое лечение запахами.

Принцип ароматерапии  достаточно прост. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему.

Свойства некоторых эфирных масел

Апельсин горький -  аромат благородный, эфирно-свежий, фруктово-цветочный. Эмоциональное действие – хорошее средство против депрессии, стимулирует тело, освежает восприятие, помогает избавиться от безысходности и равнодушия, создает романтическое настроение, помогает ощутить вкус жизни.

Вербена- интенсивный лимонный аромат, с приятными цветочно-фруктовыми нотами. Эфирное масло вербены лимонной тонизирует и стабилизирует нервную систему, применяется при беспокойстве, бессоннице, нервном напряжении, снимает усталость, помогает справиться с апатией, безразличием и потерей интереса. Стимулирует деятельность мозга, повышает концентрацию внимания.

Послушайте музыку.

Музыкотерапия – это психологическое лечение музыкой. Рекомендуется каждый день в течение 30 минут слушать приятную спокойную музыку, не напрягаясь, полностью расслабившись, лучше лежа.

Какие звуки успокаивают?

  • лечебная музыка с шумом дождя;
  • звуки моря и шум прибоя;
  • колокольный звон;
  • пение птиц;
  • классические мелодии В. Моцарта;
  • «Лунная соната» Л. Бетховена;
  • фортепианная пьеса «К Элизе» Л. Бетховена;
  • целебная музыка аюрведы.

Прослушивание звуков морского прибоя.

Постарайтесь чаще бывать на людях, ходите в гости, общайтесь!

Привнесите ярких красок в свою жизнь.

Психологами давно установлено, что определенные цвета положительно влияют на настроение человека – этот метод называется цветотерапия.

Красный – это цвет, благотворно действующий на человека, бодрящий, мобилизующий. Купите красное платье или пальто, шарф или платок, наденьте на себя – и вы увидите, что настроение сразу изменится в лучшую сторону.

Желтый цвет – солнце в начале весны показывается нечасто. Попробуйте внедрить в интерьер вашего дома пару обновок ярко-желтого цвета. Это могут быть шторы, покрывало, подушки, абажур, коврик, кухонные или банные полотенца, тарелки.

Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Красивое растение на подоконнике создаст впечатление лета. Зеленый цвет действует успокаивающе.

Займитесь творчеством!

Арт-терапия (от англ. art – искусство; therapy – терапия, лечение, уход, забота) –психологическая коррекция нервных расстройств с помощью рисования.

 Выполнение упражнения арт-терапии с цветом.

Упражнение 1: выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый – тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

Упражнение 2: выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.

Упражнение 3: выберите цвета, которые, по вашему мнению, выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.

Упражнение 4: выберите цвета, которые по Вашему ощущению “нейтрализуют” Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.

Рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, что нового вы узнали на нашей встрече?

Была ли она для вас полезна? (ответы детей)

Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было как можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания! (раздаются памятки «Депрессия, давай поговорим»)

Ожидаемый результат: Психологическая информированность старшеклассников о признаках депрессивных состояний, снижение тревожно-депрессивных симптомов, содействие переориентации поведенческих моделей подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Индивидуально- групповые занятия для учащихся 7 класса

Материал содержит планирование индивидуально- групповых занятий по русскому языку для 7 класса. Материал рассчитан для широкого круга педагогических работников....

Программа индивидуально – групповых занятий для учащихся 8 класса по математике (35 часов)

Рабочая программа  индивидуально - групповых занятий по математике в 8 классе составлена на основе рабочей программы по алгебре и геометрии основного общего образования и учебников «Алгебра», Ю.Н...

Рабочая программа курса индивидуально-групповых занятий для учащихся 8-9 классов "Подготовительный"

Данная рабочая программа позволяет повысить интерес учащихся к математике и подготовить их к различным математическим соревнованиям и ГИА....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Групповое занятие для учащихся 5-9 классов (девочек) «ЗОЛОТИСТЫЕ СТРАНИЦЫ»

ЗОЛОТИСТЫЕ СПИЦЫНекогда солнышкуВ небе лениться:Есть у негоЗолотистые спицы,Пряжа цветная –На дне сундука:Ровно четыреВолшебных клубка. И ответьте на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить...

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...