«Возрастные особенности эмоциональных реакций на различные стимулы окружающей среды»
статья по психологии (9, 10, 11 класс)

Белолипова Илона Мусановна

Эмоции участвуют во всех направлениях деятельности и поведения человека, это говорит о том, что изучение эмоциональной сферы вызывает интерес со стороны исследователей. На сегодняшний день актуален вопрос о различиях эмоциональных реакций людей разного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

143130 Московская область

Рузский р-н, п. Тучково,

Восточный микрорайон д.15

Тел.8 (496-27) 32-287

E-mail:

Доклад на тему: «Возрастные особенности эмоциональных реакций на различные стимулы окружающей
среды»

Подготовила: И.М. Белолипова

педагог-психолог Тучковской СОШ №3

2024 г.

Понятие и основные характеристики эмоциональных реакций.

Большинство исследователей признают огромную роль эмоций в жизнедеятельности человека, однако существуют разночтения, а также не точности в терминологии. Таким образом единого и общепризнанного определения эмоций и эмоциональных реакций не существует. В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоция». Эмоция (от лат. emoveo — потрясать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. По мнению П. Жане эмоцию не следует рассматривать только как внутреннее переживание, «Эмоция-это реакция всей личности включая и организм ..» М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека». По Р.С. Немову, эмоции -это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» [21]

Несмотря на разные слова, используемые психологами при определении эмоций, суть их проявляется либо в одном слове - переживание, либо в двух - переживание отношения. Бойко рассматривает эмоции как энергию: «Эмоции – это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами – способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием.» [3]. Ильин описывал эмоцию как рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации. Недостатком многих определений эмоций является их привязка только к потребностям. Например, Вирджиния Квин (2000) дает следующее определение: «Эмоция - выражение отношения человека к своим потребностям, их удовлетворению или неудовлетворению» (с. 548). [8]

И.П. Павлов изучал приспособительную роль эмоций в связи с развитием учения о динамическом стереотипе — устойчивой системе ответных, в том числе и эмоциональных реакций животного и человека, соответствующей определенной комбинации внешних сигналов. По мнению автора, отрицательные эмоции возникают, когда нет удовлетворения потребности, действия не достигают цели. Положительные эмоции являются компенсаторным механизмом, восполняющим дефицит информации [13]. П.К. Анохин полагал, что эмоции являются наиболее древней формой реагирования индивида, а зачастую и единственной возможностью оценить ситуацию.

Таким образом установлено, что эмоциональная реакция в психологии - ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. Непосредственные переживания какой-либо эмоции, кратковременны и связаны с ситуацией, которая их вызвала. Эмоциональные реакции включают физиологические переживания, поведенческие реакции и субъективные реакции. В каждом языке мира существует множество слов, обозначающих разные типы эмоций и градации их качеств, но базовыми (фундаментальными) принято считать всего 6 эмоций: радость, удивление, страх, гнев, грусть, отвращение. [4].

Особенности эмоциональных реакций подросткового и взрослого возраста.

Краткие эмоциональные реакции являются базальной формой эмоционального реагирования в раннем возрасте по отношению ко всем другим, выступая первым эмоциональным откликом ребенка на события окружающей жизни и носят, как правило, ситуативный характер. Первые эмоциональные реакции, как известно, принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу и приобретают социально обусловленный характер (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). С кратких эмоциональных реакций начинается процесс социализации эмоций, становления эмоционально-чувственного опыта.

Подростковый возраст - это фаза перехода от детства к взрослости, которая примерно считается периодом между 11 и 19 годами. Подросток переживает не только физический рост и перемены, но и эмоциональные, психологические, социальные и ментальные изменения и развитие. Подростковый возраст в широком смысле можно разделить на три стадии - ранний подростковый возраст (приблизительно от 11 до 13 лет), средний подростковый возраст (приблизительно от 14 до 17 лет) и поздний подростковый возраст (приблизительно от 17 до 19 лет). [19]

Рассматривая средний подростковый возраст (14-17 лет) можно выделить тот факт, что в этом возрасте подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. [16]

Специфические особенности в подростковом возрасте нередко проявляются в склонности к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста.

Проблема переживания кризисных ситуаций актуальна для любого возраста, однако в подростковом периоде жизни существует особый дефицит опыта и информации, когда частичное знание мгновенно обобщается и принимается за истину. Ситуация как критическая в этом возрасте может восприниматься и интерпретироваться по поводу любых изменений окружающей среды. [5]

Анализ источников показал, что эмоциональное развитие подростков часто характеризуется быстрыми колебаниями эмоций. Фактически, некоторые более ранние теории о развитии подростков предполагали, что подростки, как правило, чрезмерно реагируют на повседневные ситуации.

Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

- Ранняя взрослость (молодость)

- Средняя взрослость

- Поздняя взрослость (старость)

Признаки взрослости:

- Новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием.

- Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности.

Временные границы среднего возраста или средней взрослости от 20 до 35 лет (Д.Векслер), 25-40 лет (Д.Б. Брошлей), 25-50 (Д.Виррен), 36-60(согласно международной классификации возрастов) [10]

Эмоциональное развитие во взрослом возрасте демонстрирует замечательную устойчивость, что говорит о том, что эмоциональное функционирование хорошо поддерживается с опытом человека. Эмоциональный опыт претерпевает систематические изменения в развитии на протяжении всей жизни. Возрастные различия в эмоциональном опыте сопровождаются возрастными различиями в эмоциональной обработке.

Таким образом, по сравнению с подростковым возрастом, люди средней взрослости уделяют больше внимания эмоционально значимой информации, оценка негативного стимула окружающей среды обрабатывается большой долей положительного к отрицательному материалу. [25]

Выводы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования эмоциональной реакций у людей разного возраста на стимулы окружающей среды показал, что эмоциональное функционирование хорошо поддерживается с опытом человека, в связи с чем можно предположить, что эмоциональные реакции у людей взрослого возраста различны с показателями эмоциональных реакций лиц более младшего возраста в том числе подросткового.

Список литературы:

Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: хрестоматия. Автор-составитель В. Вилюнас. Санкт-Петербург: Питер, 2004: 268 – 275с.

Бергфельд, А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. 2010.

Бойко, В.В. Энергия эмоций: эмоции в общении - 2-е изд., доп. и перераб. – Москва, 2004. - 473 с.

Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. - Москва : Советская энциклопедия, 1926-1947.

Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций – М.:Издательство Моск. ун-та, 1984. -200с.

Грин, Р. Законы человеческой природы - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 936 с.

Изард, К.Э. Психология эмоций – издательство «Питер», 2021. -450с.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2011. - 749 с.

Ильин, Е.П. Психология взрослости - издательский дом "Питер", 2021 г. – 544с.

Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология [Электронный ресурс]/Л.Ц. Кагермазова - режим доступа:#1042;озрастная-Психология-Психология-развития.html.

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии–издательство «Смысл»,2019. -511с.

Олыианникова, А.Е, Овчинникова О.В, Психология эмоций - Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 288с.

Павлов, И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека - Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — 375 с.

Прусакова, О.А. Генезис понимания эмоций: автореф. дис. Канд. псих. наук Прусакова О.А. – М., 2005. – 164 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии – учебное издание под редакцией академика РАО Ксении Абульхановой АСТ, 960с.

Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков - учебное пособие для студентов педагогических вузов Москва: Прометей, 2011. -208 c.

Шмырева О.И. Психологическая модель преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков: автореф.дис. канд. псих. наук Шмырева О.И. – 2005. -146с.

Дарвин, Ч.Р, Экман П. О выражении эмоции у человека и животных – 4е изд. Питер, 347с.

Эриксон, Э.Г. Детство и общество – изд. Питер, #1089;.

Бергфельд А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт, 2010. . [электронный ресурс] – режим доступа:

Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования.[электронный ресурс] / Верхотурова - режим доступа: ).

Гурьев, М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности, 2014. Режим доступа: .

Родькова, Ю.А.; Кобозева И.С. Понятие эмоции человека и их функции как состовляющие современного образования. [Электронный ресурс]/ Родькова, Ю.А. - режим доступа:

Барсукова, Ж.А. Общая психология: эмоции и мотивация - Могилев: МГУ имени Кулешова А.А., 2017. -12-34 С.

Corinna E. Löckenhoff, Paul T. Costa, Jr., Richard D. Lane 2018. [электронный ресурс] – режим доступа:

Dreyfuss M., Caudle K., Drysdale A. T. et al. Teens impulsively react rather than retreat from threat // Developmental neuroscience. 2014. Vol. 36. N. 3-4. P. 220-227. URL:

Eric Gordon Lamb, University of Saskatchewan, CANADA.[электронный ресурс] / Eric - режим доступа: Eric Gordon Lamb

Lamblin M., Murawski C., Whittle S., Fornito A. Social connectedness, mental health and the adolescent brain // Neuroscience & biobehavioral reviews. 2017. Vol. 80. P. 57-68. URL:

Zimmermann, P.; Iwanski A. Emotion regulation from early adolescence to emerging adulthood and middle adulthood: Age differences, gender differences, and emotion-specific developmental variations // International journal of behavioral development. #1057;.194.

Трампе, Д.;Куайдбах Д. Эмоции в повседневной жизни, 2015. .[электронный ресурс] / Трампе Д.;Куайдбах Д. - Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого уп...

исследовательская работа "Влияние окружающей среды на морфологические особенности клевера обыкновенного"

исследовательская работа об особенностях внешнего вида клевера обыкновенного в зависимости от окружающей среды. Интересны результаты....

Методический доклад на сайте uchportal.ru "Работа над различными видами техники левой руки с учётом возрастных особенностей учащихся"

Развитие левой руки играет большую роль  как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в т...

Проектная работа по теме: «Окислительно-восстановительные реакции в окружающей среде и в организме человека» “Oxidation-reduction reactions in environment and in human body”

Проектная работа по теме:«Окислительно-восстановительные реакциив окружающей среде и в организме человека»“Oxidation-reduction reactions in environment and in human body” Авторы:Хрячкова А;Глушач...

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)

Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...