Как справиться с упрямством?
классный час по психологии

Тарутина Мария Алексеевна

Подростковый возраст и так не прост, а если еще ребенок проявляет упрямство? Конспект занятия поможет разобраться с понятием упрямство и  причинами возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_spravitsya_s_upryamstvom.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Как справиться с упрямством?

Цель: формирование представления об упрямстве как негативной личностной черте.

Ход занятия:

Упражнение "Привет Саша".

Участники берутся за руки, каждый участник по очереди называет своё имя, например, Саша,  а остальные кричат "Привет Саша".

Тема нашего сегодняшнего занятия «Как справиться с упрямством?». Как вы думаете, есть ли среди нас упрямые люди? Что такое упрямство по вашему мнению?

Упрямство — черта характера присущая многим, и ее очень легко спутать с упорством или целеустремленностью. Важно понять суть упрямства, чтобы не путать эту черту с упорством. Пока ребенок мал, его упрямство многим кажется забавным и привлекательным. Действительно: как легко принять упрямство за настойчивость в достижении пусть маленькой, но цели; за несгибаемость воли; за упорство и желание во что бы то ни стало добиться своего

Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы лучше понимать себя и окружающих, очень важно уметь отличать настоящее упорство и силу характера от глупого и никому не нужного упрямства. «Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание», — утверждал философ Иммануил Кант. Еще более категоричен известный русский драматург Яков Княжнин: «Упрямство — вывеска дураков». Категоричность и часто бессмысленность противостояния с другими, для доказательства своей силы и важности.

Чтобы отличить одно от другого, понять суть упрямства, для развития способностей в осознании своих особенностей предлагаю рассмотреть упрямство крупным планом.

Корни упрямого поведения лежат, конечно, в детстве. Если родители при воспитании ребенка с самых малых его лет вели себя авторитарно, резко, назидательно и при этом нелогично и непредсказуемо, — ребенок растет упрямым.

Чтобы упрямство стало чертой характера родители ведут себя так:

  • Требуют беспрекословного послушания без объяснения причин
  • Лишают ребенка права выбора
  • Меняют часто и без особых объяснений правила и требования
  • Постоянно контролируют
  • Не объясняют, а приказываю.

Неудивительно, что в такой обстановке у ребенка начинает формироваться естественное желание противиться давлению. Это защитная реакция, при которой ребенок пытается защитить свои права и отстоять свою свободу. В таком противостоянии формируется страх быть поверженным и побежденным.

Упрямство — это всегда протест против авторитарности. Научившись такому поведению в детстве, мастерство оттачивается в отрочестве и юности. А к наступлению взрослой жизни, человек уже начинает считать свое поведение нормой. И часто просто не замечает, как противится всему, что приходит в его жизнь от других сильных и авторитетных людей. Ему становится сложно отличить давление от предложения.  А это неизменно повлечет за собой сложности в отношениях с другими. Проявляется это по-разному. Например:

  • в истериках: «Ах, вы мне не дадите, что прошу? Ну, тогда держитесь! Я вас напугаю!»;
  • в спорах: но это споры не как возможность отстаивания своего мнения и совместного поиска истины, нет. Это спор ради спора. При этом упрямец абсолютно глух к мнению другой стороны и слышит только себя;
  • в молчании: человек уходит в себя, демонстрирует полный отказ от обсуждений и споров, просто молча поступает по-своему и не желает никому подчиняться или хотя бы прислушаться;
  • в консерватизме: жесткая приверженность своим привычкам в пище, одежде, вкусах, проведении досуга;
  • в борьбе: против правил, авторитетов, общепризнанных норм, с бурным и показательным протестом, бунтом;
  • в просьбах: причем они всегда выглядят как приказ — «Сходи, принеси, сделай»;
  • в сражениях с самим собой: упрямец истязает себя одновременно требованиями и нежеланием подчиняться.

В момент сопротивления такому человеку кажется, что он не просто силен, а всесилен, непоколебим, решителен. Он продолжает доказывать всем, что имеет право на свое мнение, на свои желания и свободу. Это борьба с прошлым, поэтому она не приводит к победе, она, наоборот, ведет к конфликтам, одиночеству и физическому и эмоциональному истощению.

Самое сложное для упрямца — это довериться другому. В этот момент упрямый человек ощущает себя подавленным, униженным, малозначительным. А в момент сопротивления и борьбы, напротив, он чувствует себя живым, радостным, возбужденным, победителем.
Упрямство — это сопротивление без цели, ради собственного самоутверждения, в то время как упорство — это последовательные действия для достижения цели.

В самом основании упрямства всегда лежит чувство страха. Страх потерять свободу, лишиться права выбора и оказаться вынужденным делать нежелательное. Страха перед внезапными переменами.
Именно этим чувством и придется пристально разобраться, тщательно работать, если вы решите изменить в себе упрямца. Возможно это будет непросто, но наградой может стать истинная сила, твердость и жизнестойкость характера.

Упражнение "На мостике".

Цель: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "На мостике". Разбейтесь на 2 команды. Одна команда стоит справа, другая - слева (ведущий чертит несколько дорожек, можно одну, если мало детей).

Представьте себе, что вы находитесь на мостике, внизу пропасть. Ваша задача - пройти как можно быстрее на другую сторону (один участник с одной стороны начинает движение - другой с другой). Тот, кто заступится за дорожку, считается упавшим в пропасть. При этом постарайтесь прочувствовать ваши чувства.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

2. В жизни вы предпочитаете уступать или идти напролом.

Беседа "Наши недостатки".                            

Цель: развитие адекватному восприятию информации о своих отрицательных качествах.

У каждого человека есть недостатки, вредные  привычки, над которым нам необходимо поработать. Конечно, это не касается, о недостатках человека, или о внешности. Они могут быть не так заметны, но мешать в жизни. Например, кто- то использует в своей речи слова - паразиты, от которых необходимо избавляться, кто- то кусает ногти или слишком активно жестикулирует во время беседы- казалось бы, всё это так незначительно (мелочно), но часто мешает полноценному общению, потому что раздражает нашего собеседника.

Вариант 1.

Давайте попробуем в течение 2 минут задуматься, и обнаружить в себе подобные недостатки. Вы можете рассказать нам о своих недостатках, а также можете записать свои недостатки, никому не показывая, посмотреть на них и порвать лист, сказав себе "я исправлю себя, в моих силах это сделать".

Обсуждение: Как вы себя сейчас чувствуете?

Упражнение "Черепаха".

Цель: Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.

А сейчас, немного отдохнём и расслабимся. Скажите пожалуйста, "Как ведёт себя черепаха, если её что- то испугало? Правильно, она прячется в панцире, втягивая в него голову и лапки. Представим себе, что мы - черепахи и что- то нас испугало или расстроило. Ваша задача, по моей команде "Опасность" - вы "прячетесь в панцирь": голова втянута и опущена на грудь, руки сжимаются в кулачки и крепко прижать к груди, ноги поджаты. вы в таком положении на несколько минут задержитесь, и постарайтесь прочувствовать свои ощущения. По команде "опасность миновала", начинайте медленно расслабляться.

Обсуждение:

1. Как вы себя чувствовали находясь в расслабленном состоянии?

2. А как вы себя чувствовали находясь в расслабленном состоянии?

Вывод: Ребята, всякий раз, когда вас что - то расстраивает или огорчает, представьте себя черепахами и мысленно "прячьтесь в панцирь" чтобы не наделать глупостей, не наговорить ненужных слов, о которых потом будете сожалеть.

Рефлексия.

Цель: Получение обратной связи.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Мы справимся!

Развитие мелкой моторики руки, развитие мышления, воображения, внимания....

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием.

Некоторые советы позволят родителям лучше разобраться в вопросах сотрудничества со своим ребёнком....

Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски

Занятие направлено на формирование навыка управления стрессом, снятия эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски, знакомство учащихся с упражнениями для снятия эмоционального напряжения...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Техника игры. Технические приемы: «Срезка» (срезка слева, срезка справа), « Накат» (накат слева, накат справа)»

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре...

Мастер-класс по настольному теннису на тему «Обучение технике наката справа и слева. Совершенствование срезки слева и справа»

Мастер-класс по настольному теннису на тему: "Обучение технике наката справа и слева. Совершенстование срезки слева и справа". Целью проводимого матер класса является изучение техники н...