Психологический запор у детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Проблемы со здоровьем у маленьких детей вызывают гораздо больше опасений, чем у взрослых. Малыш вряд ли расскажет о симптомах и своих ощущениях, да и лечение необходимо проводить с осторожностью. Психологический запор у ребенка – проблема, с которой сталкиваются многие родители. И хотя объективных причин для затрудненной дефекации нет, ребенок не может испражниться, терпит из последних сил, а каловые массы затвердевают. Что делать в такой ситуации? Как справиться с патологией?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 312 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №31 «МЕДВЕЖОНОК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
подготовила: педагог-психолог Гуштюк М.В.
г. Нижневартовск
2024 г.
Проблемы со здоровьем у маленьких детей вызывают гораздо больше опасений, чем у взрослых. Малыш вряд ли расскажет о симптомах и своих ощущениях, да и лечение необходимо проводить с осторожностью. Психологический запор у ребенка – проблема, с которой сталкиваются многие родители. И хотя объективных причин для затрудненной дефекации нет, ребенок не может испражниться, терпит из последних сил, а каловые массы затвердевают. Что делать в такой ситуации? Как справиться с патологией?
Психологические проблемы запора
Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.
Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.
В норме годовалый ребенок должен испражняться 1-2 раза ежедневно. У некоторых детей наблюдается задержка – они какают раз в 2 дня, что не является поводом для паники. Но если каловые массы не выходят более длительный срок, это состояние считается запором.
Причины возникновения психологического запора
Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:
Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.
Стеснительному малышу трудно побороть свои страхи в детском саду, а приучение к горшку вряд ли пройдет быстро. Слишком нервным родителям стоит вспомнить себя в этом возрасте или спросить у мамы: наверняка с ними проблем было во много раз больше, так что нужно терпеливей относиться к естественным потребностям крохи.
Симптомы и осложнения
Симптом детского запора только один – ребенок не ходит в туалет более двух суток. Если затрудненная дефекация совпала с периодом первых посещений садика или приучения к горшку, вероятно, проблема носит нервный характер. Психологические запоры у детей, если их игнорировать, могут привести к серьезным осложнениям:
Застой каловых масс и вздутие живота – кал будет давить на внутренние органы, боли возникнут в сердце, печени, желудке;
Интоксикация организма – не выведенные вовремя шлаки и токсины распространяются вместе с током крови;
Отсутствие аппетита – кроха не капризничает, он действительно не хочет есть, так как пища уже не вмещается, ребенок начинает худеть;
Отрыжка и неприятный запах изо рта – меняется вкус еды, малышу противно принимать пищу;
Изменение настроения – снижается активность, появляются капризы, ребенок ходит грустным, ничего не хочет делать.
Если не решить проблему, спустя 2-3 года нарушится сон, снизится концентрация внимания и память, а кожные покровы приобретут желтоватый оттенок. Так что, запор у ребенка – это не то состояние, которое можно игнорировать, оно не пройдет самостоятельно, требует лечения и внимания со стороны взрослых. Что делать, если ребенок боится какать?
Так как заранее знать природу запора родители не могут, действовать необходимо в нескольких направлениях:
Сдача анализов и посещение гастроэнтеролога. Нужно убедиться, что у ребенка нет дисбактериоза или паразитов;
Смягчить каловые массы – это позволит избежать трещин в будущем, поможет ребенку комфортно и безболезненно испражниться;
Нормализовать эмоциональный фон – ребенка следует успокоить, убедить его в том, что такая ситуация больше не повторится. Нужно создать необходимые условия для похода в туалет, нельзя ругать малыша, даже если он пока не может ходить в горшок и использует для этих целей штанишки. Задача родителей – быть спокойными, передать это состояние ребенку, убрать факторы, спровоцировавшие проблему.
Что делать при психологическом запоре у ребенка? Конечно, нужно понять причины патологии, использовать профилактические и лечебные методы воздействия. Не факт, что с застоем каловых масс удастся справиться быстро – на терапию может уйти несколько месяцев, а иногда – даже год. Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?
Только созданием положительной атмосферы не обойтись – требуются эффективные методы лечения, направленные на то, чтобы малыш смог легко ходить в туалет. Родители должны пересмотреть рацион, режим дня, условия, в которых кроха испражняется. Нередко требуется и прием слабительных препаратов, чтобы нормализовать дефекацию.
Медикаментозные способы
Казалось бы, зачем принимать лекарства, если запор носит нервозную форму? На самом деле, первоначально ребенок терпит и не идет на горшок из-за психологических причин, но позже, когда каловые массы затвердели, покакать уже невозможно даже в комфортной обстановке. Необходимо проводить медикаментозное лечение.
Эмоциональная поддержка
Родителям малыша придется запастись терпением, ведь психологическая помощь при запорах у ребенка – это обязательная и эффективная терапия. Как помочь крохе?
Объясните, что какать не больно, в этом нет ничего постыдного и унизительного, ведь речь идет о естественных явлениях. Делать это нужно языком, понятным малышу, и столько раз, сколько потребуется;
Хвалите ребенка за то, что он смог сходить в туалет. Даже если покакать удалось в трусы, нельзя ругать кроху и кричать на него. Главное, что животик перестал болеть, и пропала тяжесть. А в дальнейшем постепенно приучайте к горшку;
Терапия сказками – популярный и действенный прием, который увлекает ребенка. Расскажите крохе историю о том, что в попе живет кака, которая хочет выйти наружу и плачет, если это сделать не получается. Она страдает от этого, поэтому маленький рыцарь или юная принцесса должна спасти каку, сходив в туалет;
Купите ребенку пластилин и играйте с ним, если замечаете, что кроха сдерживает естественные позывы. Работа с этим материалом расслабит мышцы и облегчит поход в туалет.
Красивый горшок с веселыми рисунками тоже поможет решить проблему – необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он чувствовал себя безопасно в процессе дефекации.
Специальная диета
Как справиться с психологическим запором у ребенка? В этом нелегком деле необходимо размягчить каловые массы, используя лечебную диету. В рацион крохи нужно добавить:
- Овощные соки – свекольный, тыквенный, морковный;
- Воду – малыш должен выпивать в день 50 мл чистой воды на 1 кг веса;
- Сухофрукты – изюм, курага, чернослив;
- Кисломолочные продукты – йогурты, ряженку, кефир не старше 1 дня, готовить простоквашу лучше в домашних условиях, так полезней.
Капризному малышу готовьте овощные супы, прячьте овощи в котлетки, делайте пюре, чтобы он мог пить из бутылочки, украшайте еду. В общем, постарайтесь, чтобы нужные продукты поступали в организм.
Также придется ограничить потребление сладостей – без этого победить
запор сложно.
Режим дня
Чтобы улучшить моторику кишечника, необходимо больше двигаться, поэтому день нужно начинать с зарядки – несложные упражнения полезны и для общего здоровья. Если ребенок непоседлив, не ограничивайте его в движении – пусть бегает и прыгает, тогда проблем с опорожнением не возникнет. Не лишней будет и вечерняя прогулка на свежем воздухе.
У ребенка должен быть стабильный распорядок дня – уход ко сну и пробуждение в одно и то же время. Необходимо, чтобы малыш кушал несколько раз, а в перерывах между едой не кусочничал, таская сладости со стола.
Советы доктора Комаровского
Детский врач Комаровский известен многим родителям – его советы являются действенными и эффективными. Так, в борьбе с запором он рекомендует проконсультироваться с педиатром и использовать свечи для облегчения дефекации. Когда физиологическая проблема решена, следует приступать к профилактике:
- Обеспечить правильное питание;
- Приобщать ребенка к активной и подвижной жизни;
- Отказаться от употребления фаст-фуда, газировок, сладостей – это настоящий бич современности, который позволяют детям многие родители;
- Следить за стулом малыша, хорошо, если он научится какать в одно и то же время;
- Пить больше воды;
- Улучшить психологический климат в семье.
Психологический запор – это опасное состояние у ребенка, которое требует помощи со стороны родителей и врачей. И если размягчить каловые массы не составляет труда с использованием препаратов, выяснить и устранить причины будет сложнее. Необходимо понять, что спровоцировало запор, наладить отношения с крохой, сделать так, чтобы поход в туалет превратился из кошмара в увлекательное приключение, а ребенок перестал бояться.
СКАЗКОТЕРАПИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОРА
Сказки про Какашку
Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-4 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек – дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука.
После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать
ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в
горшочек выпускать!»
Жила-была на свете Кака-Бука.
Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.
И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется.
Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака.
А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся - Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу - обиделась.
Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!
Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать.
Будем нашей Попе вместе помогать!
Рекомендации:
Можете купить новый горшок (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки!
Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со "злыми какашками".
И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!
!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!
Варианты сказок при запоре
Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду - на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.
«Жила была девочка Маша. Ей было 4 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.
И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Маша - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»
***
Сказка о гноме для лечения запоров
Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!
***
«Шарик Китти»
Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками - мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.
И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.
Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.
Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!
Сказка о Пипе на планете насекомых
Имена персонажей и пол нужно менять в зависимости от того, для кого вы читаете сказку. К примеру, вместо сестры — брат, вместо папы- бабушка и т.д.
«Пипа на планете насекомых»
Хочешь, расскажу секрет? Мы с тобой живем на большоооой планете Земля. А рядом с нами, воооон там, посмотри (взять ребёнка на ручки и поднести к окну) сияет маленькая планета. О ней никто не знает, кроме нас с тобой. На этой планете живет семья насекомых. Они так же, как и мы, любят наряжаться, гулять, танцевать, кушать и спать.
Живет на этой планете одна семья. Мама, папа, маленькая пчелка Пипа и её братик Макс. (как думаешь, что они сейчас делают?)
А я знаю одну историю. Про маленькую пчелку Пипу.
Однажды Пипа проснулась рано утром и почувствовала, как солнышко светит в её окошко. Выглянула она, а за окном снег. «Ураааа, можно лепить снеговика!» — закричала Пипа и побежала будить маму с папой.
— Папа, мама, просыпайтесь! Пора лепить снеговика!
— Из чего же ты собралась его лепить? — зевая спросил папа.
-Как из чего? Пока мы спали, на улице выпал снег! — сказала Пипа и стала прыгать на кровати.
— Тогда, скорее пойдём завтракать. Для лепки снеговика нужно много сил, — сказала мама и отправилась готовить вкусные вафли с ягодным вареньем.
Когда Пипа с папой и Максом вошли в кухню, на столе стояла большая тарелка с горой вафель. Для каждого мама сварила вкусный сливочный какао. Семья села за стол и приступила к завтраку.
Когда все было съедено, мама помогла одеться Пипе, а папа с Максом отыскали огромную морковку в корзинке с овощами.
— Ну вот и нос готов! — сказал Макс.
— Ой, мама, я хочу какать! — вдруг сказала Пипа.
— Конечно иди, милая! — ответила мама, помогла пчелке снять штанишки и усадила на горшок.
— Ой, ой, ой. Мама, мне страшно. А вдруг, когда я буду какать, мне станет больно.- закричала Пипа.
— Пипа, но твой животик обидится на тебя, если ты не сходишь в туалет.
— Но я не буду. Мне больно, — всплакнула маленькая пчелка и встала с горшка.
— Пойдём со мной.- сказала мама и привела Пипу за стол.
— Посмотри, это твой животик (мама нарисовала большой круг). В нем живут витаминки. Это их домик. Он похож на тот, в котором живем мы. Каждый раз, когда ты кушаешь, в твой животик подселяются другие витаминки и начинают дружить с теми, кто уже живет нем.
— Как красиво ты рисуешь, мама, — сказала Пипа и вытерла слезки.
— Но, вместе с витаминками, в животик попадает мука, овощи, фрукты и ещё много других продуктов. Животик их переваривает и выбрасывает. Но он не умеет разговаривать, поэтому начинает болеть, и ты сразу хочешь какать. И если ты не покакаешь, то витаминки будут грустить. Ведь их место в животике занято. Когда ты будешь кушать, другие витаминки не смогут попасть к ним, — объяснила мама.
— Как? И они никогда никогда не встретятся? — огорчённо спросила Пипа.
— Пока ты не покакаешь, не встретятся, — твёрдо сказала мама.
— Ну и ладно! Подумаешь, у меня уже есть в животике витаминки. Хватит мне, — решила Пипа и отправилась надевать куртку.
— Пипа, этим витаминкам тяжело все время работать. Совсем скоро они устанут. Тогда ты не сможешь слепить снеговика.
— Как не смогу? Но как же? Я же так хотела, — расстроилась Пипа.
— А ты помоги витаминкам. Освободи для них место, тогда они будут благодарны и дадут тебе очень много сил. Наверное, ты даже слепишь самого большого снеговика.
— Ну, витаминки, я сейчас вам помогу. Сейчас покакаю, и мы с вами пойдём лепить самого огромного снеговика, — весело сказала Пипа и села на горшок.
Спустя несколько минут, когда Пипа сходила в туалет, они быстренько оделись с мамой и вышли на улицу, помогать Папе и Миле. Семья пчелок слепила самого большого снеговика на их планете. Если присмотреться из нашего окна, то даже можно увидеть его морковку. Вооооон там. Видишь? (снова подойти к окну и показать). Конец!
Рекомендация: нарисуйте с ребенком животик и витаминки в нем.
Сказка «Белохвостик, или Сказка про зайчонка»
В одном волшебном лесу жила семья зайчат. Папа — большой белый заяц, мама — красавица зайчиха и маленький зайчонок по имени Белохвостик. Хорошо жилось им вместе: дружно и весело. Папа ходил на свою заячью работу, мама занималась их заячьим хозяйством, а Белохвостик весь день скакал и грыз морковку.
Имя у зайчонка было неслучайное. Его маленький пушистый хвостик был похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий. А вот ножки его почему-то всегда были испачканы и плохо пахли.
Как-то в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха. Это была очень умная птица, она много знала и умела давать мудрые советы. Все зверюшки приходили к ней за помощью. Прискакал к ней и зайчонок Белохвостик.
Посмотрела на него Сова и спрашивает: — Что ты хочешь у меня узнать?
— Я не знаю, почему мои ножки всегда грязные и плохо пахнут. Мне это совсем не нравится. Я бы хотел, чтобы они были такие же чистые и белые, как хвостик, — отвечает зайчонок.
Сова посмотрела на Белохвостика очень внимательно, вдохнула воздух вокруг него и говорит: — А расскажи-ка ты мне, как ты какаешь.
Зайчонок застеснялся, спрятал глазки, опустил ушки. Он не хотел говорить Сове правду. Он боялся, что она будет смеяться или станет его ругать. Это был его секрет — зайчонок какал стоя.
Мама-зайчиха и папа-заяц много раз говорили Белохвостику, что, когда какаешь, нужно приседать. Но зайчонок так боялся испачкать свой беленький хвостик, что сразу начинал громко плакать.
Сова еще раз спросила Белохвостика: — Как ты какаешь?
«Что делать? Что делать? — думал зайчонок. — Говорить правду или нет?» и решился: — Я какаю стоя, — тихо признался Белохвостик.
— Все понятно, — сказала Сова. — Потому у тебя такие грязные ножки, и потому они так плохо пахнут... Я тебе помогу. Тебе нужен горшочек. У меня как раз есть свободный горшочек. Мне его подарил мой друг Вини-Пух. Раньше в нем был мед, а сейчас он совершенно пустой. Мне его подарил Вини, а я дарю его тебе.
Сова торжественно вручила Белохвостику горшочек и на прощание сказала: — Запомни! Если ты начнешь какать в горшочек, то твой хвостик останется белым, а ножки всегда будут чистыми.
Прошло два дня, и Белохвостик впервые покакал в горшочек. Он смеялся и скакал от радости. Его хвостик не испачкался, его ножки чистые. Папа-заяц и мама-зайчиха радовались вместе с Белохвостиком. Они все дружно пели песни и танцевали.
Напомню, что для усиления эффекта сказки в ее сюжет обязательно вводятся узнаваемые и понятные ребенку образы (увлечения ребенка, его любимые литературные и мультипликационные герои, приятные события, воспоминания и т. п.), которые послужат своеобразным каркасом, подсказывая ребенку знакомые события и обстоятельства. Так, в сказке «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», были максимально использованы сведения, полученные в ходе беседы с мамой девочки.
Белохвостик весь день скакал и грыз морковку (Таня любит грызть морковку); маленький пушистый хвостик зайчонка был похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий (в квартире девочки в качестве декора используется веточка хлопка); в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха (любимый мультфильм Тани).
Положительные ассоциации помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем сказки, проследить за своими поступками, поведением и увидеть перспективу позитивного разрешения проблемы.
Сказка «Волшебный магазин»
В одном городе, на одной улице стоял магазин. Назывался этот магазин «Хозяйственный», потому что продавали там все для дома, все, что нужно в хозяйстве. На прилавке лежали игрушки, ложки, вилки, тарелки, чашки, лампочки, шторки, умывальники и даже унитаз. Все сверкало чистотой и новизной. И только в самом дальнем углу магазина стоял предмет, на который никто не обращал внимания. Этот предмет давно покрылся пылью, и даже его цвет нельзя было узнать.
Заходили в этот магазин за покупками и взрослые, и дети. Взрослые мужчины покупали разные инструменты (молотки, отвертки). Взрослые женщины выбирали красивую посуду, а дети — игрушки. Но никто и никогда даже не смотрел на странный предмет в углу магазина.
Так продолжалось изо дня в день, из месяца в месяц. И наверное, могло бы продолжаться из года в год, если б однажды в магазин не пришла маленькая хорошенькая девочка, которая умела слышать, как разговаривают предметы.
Зашла девочка в магазин и сразу услышала, как зазвенели ложки и вилки: «Посмотри, какие мы блестящие, купи нас!»; как зашелестели шторы: «Купи нас, мы украсим твою комнату!»; как наперебой завизжали игрушки: «Нас, купи нас...»
Вдруг среди всех голосов девочка услышала плачь, который доносился из самого дальнего угла магазина. Девочка пошла туда и увидела... запыленный, непонятный предмет.
— Ты кто? — спросила девочка.
— Я не знаю, — ответил предмет и заплакал еще сильнее.
— Это туалет для маленьких детей, — услышала девочка сзади басистый голос унитаза. — Его зовут Горшочек.
Девочка взяла Горшочек в руки, стерла с него пыль и спросила: — Почему ты плачешь, Горшочек?
— Потому что я не знаю, для чего я нужен.
— Не плачь, я знаю, — сказала девочка и понесла Горшочек к кассе.
Девочка купила Горшочек, принесла его домой и поставила в туалетной комнате рядом с большим унитазом. Теперь у нее был собственный туалет. А Горшочек теперь знал, для чего он нужен.
Сказка «Маленькая учительница»
В одном царстве-королевстве жила-была Принцесса. Она была хорошая девочка, красивая и умная, но избалованная и ничему не обученная. Когда Принцессе исполнилось три года, Король и Королева решили пригласить во Дворец учителей, которые научат их доченьку: как вести себя за столом, как вести себя в гостях, расскажут ей про «волшебные» слова, научат рисовать, петь, читать и считать.
Много приехало во Дворец учителей, но никто из них не понравился Принцессе. Она сказала родителям, что не хочет учиться, а учителя ей не нужны. Опечалились Король и Королева, уж очень им хотелось, чтобы их доченька была и умницей-разумницей, и воспитанной девочкой. Что им делать? Как поступить?
На следующий день, когда Король обходил свои владения, в одной из комнат он увидел маленькую девочку и услышал ее тоненький голосок: «Сосчитай до десяти: 1, 2, 3...» Девочка сидела на полу в углу комнаты и учила куклу считать и рисовать цифры.
Король подошел к маленькой незнакомке и спросил ее: — Как тебя зовут?
— Анечка, — ответила девочка.
— А сколько тебе лет?
— Уже три года.
— А где же ты научилась считать и рисовать?
— Я занимаюсь в Школе развития, и там с нами занимаются настоящие учителя, — ответила Анечка.
— А умеешь ли ты сама кушать за столом? — продолжал расспрашивать Король.
— Да .
— А умываться и чистить зубы? — Да.
— А знаешь ли ты «волшебные» слова?
— Конечно.
— Но, наверное, ты не умеешь ходить в туалет, как взрослые? — спросил Король.
Анечка засмеялась и ответила Королю: — Что вы, ваше величество, я уже давным-давно не пачкаю трусики и хожу в туалет, как взрослые. Только у меня свой, детский туалет — горшочек.
Удивился Король, что такая маленькая девочка так много знает и умеет. Очень она ему понравилась. Взял Король Анечку за руку и пошел знакомиться с ее родителями.
Мама и папа Анечки очень удивились, когда увидели Короля в своем доме, и спросили: — Что случилось, ваше величество?
— Разрешите мне на несколько дней забрать вашу доченьку во Дворец. Я хочу, чтобы она подружилась с Принцессой и научила ее рисовать, считать, самостоятельно кушать, говорить «волшебные» слова, а самое главное — ходить в туалет, как все дети, на горшок, — ответил Король. Папа и мама разрешили Анечке погостить во Дворце.
Они же знали, как это важно, чтобы их доченька научила маленькую Принцессу правилам поведения. Прошло несколько дней, и по всему царству-королевству разлетелось: «Слава, Анечке!» Все жители королевства узнали, что Принцесса и Анечка стали настоящими подружками. Принцесса с удовольствием учится и называет Анечку: «Моя любимая учительница».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР"
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.
В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Рабочая программа по курсу психологической коррекции детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Программа...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Семинар-практикум "Сказко - и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста".
Полная версия семинара. Представлены когнитивный и практический блоки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ....




