ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП
статья по психологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Ж.Е.
МБОУ СОШ с. Стегаловка
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП
Современная школа переходит на инклюзивную модель образования. Она призвана обеспечивать качественное образование и развитие для детей с ОВЗ в условиях современных запросов личности и семьи. Особую важность приобретает психолого- педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях современной школы. К сожалению, отмечается положительная количественная динамика численности этих детей. Если в 60-70-е годы детей с такими патологиями развития было 1-2 ребёнка на тысячу новорождённых (0,2%), то за последние десятилетия этот показатель продолжает возрастать. Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. Возрастающее число инвалидов придаёт проблеме их реабилитации и социальной адаптации особую значимость.
Поэтому актуальна социализация, максимально соответствующее личностным особенностям каждого ребёнка, включение таких детей в образовательный процесс и жизнь общества.
За 23-х летней период работы в школе я с большой позитивной мотивацией и желанием помочь детям и их семьям, оказавшимся в плену хорошо знакомого мне недуга, осуществляла психолого- педагогическое сопровождение детей с ДЦП. В основном встречалась средняя степень тяжести заболевания. Так, к примеру, девочку с таким диагнозом - Аллу О. я сопровождала 9 лет, до окончания ею средней общей школы. У девочки было нарушение слухового восприятия, небольшое нарушение координации движений, лёгкая задержка психического развития и логопедические нарушения средней степени тяжести. Все эти особенности учитывались при анализе индивидуальных возможностей учащейся с ОВЗ.
Наряду с предметами общеобразовательного цикла с этим ребёнком проводились занятия по коррекции недостатков психических функций. В начальной школе Алла занималась с логопедом. Я, как педагог-психолог проводила с ней сначала тренинги на адаптацию к школе, коррекцию поведенческих деприваций, застенчивости и школьных страхов, в последующем – тренинги на развитие когнитивной сферы и социализацию. В ходе психолого- педагогического сопровождения Аллы велась такая работа:
- ежегодно проводилось первичное обследование ребенка по специальной психологической схеме с записью в личной карте;
- составлялся на каждый учебный год по четвертям перспективный план и график коррекционно - развивающих занятий и консультаций
- для Аллы и её мамы, которая одна воспитывает девочку,
проводились повторные обследование ребенка (по окончании
каждой четверти), уточнялся психологический диагноз и намечался
график последующей работы;
- был выработан специальный психологический режим адаптации для Аллы, начиная от прихода в школу и заканчивая проводами домой. Доброжелательное отношение к особому ребёнку было со стороны всего персонала школы, который был заранее проконсультирован психологом об особенностях индивидуального подхода и общения с девочкой;
- регулярно проводить коррекционно- развивающие занятия по коррекции поведенческих деприваций: на снятие нервозности, страхов коммуникации. Практически в течении всего периода различная по тематике и направлениям коррекционная работа велась индивидуально, в 1 и 5 классах по адаптации- фронтально со всем детским коллективом;
- Постоянно оказывалась консультативно-методическую помощь учителям, работающим с Аллой, её близким: маме, тёте;
- Проводились регулярные обследования психического
самочувствия девочки и обсуждение на школьных консилиумах её
психического развития и дальнейшей стратегии деятельности с
классным руководителем, педагогами и администрацией школы;
Особое место отводилось коррекционно – развивающим занятиям, обеспечивающим усвоение программного материала. Они ставили своей задачей расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков. В ходе предварительной диагностики выявлялось фактическое состояние знаний по общеобразовательным предметам, уровень умений и степень мотивационной готовности. Занятия проводились через день, 3 раза
в неделю; продолжительность каждого из них составляла 30—40 мин. Каждое занятие проводилось по чёткому плану:
- восполнение пробелов предшествующего развития ребёнка,
- коррекция когнитивного или поведенческого нарушения,
- подготовка и усвоение последующего материала в ученье или новой, более правильной, модели поведения.
В начальных классах рекомендуется занятия с Аллой проводила в игровой форме. При организации и проведении индивидуальных коррекционных занятий применяла адекватных возможностям моей подопечной и её потребностям обучения и развития методы, приемы, формы работы. Особенно эффективной оказалась сказкотерапия. Мы вместе составляли, а я и записывала сказки и послания к различным героям: Золушке, Деду Морозу и т.д., в них Алла рассказывала о своих чаяниях, проблемах, надеждах, представляла себя внутри сказочного мира. Таким образом велась обратная связь мира взрослых с ребёнком. Мы с мамой узнавали, каким новым видом деятельности хочет заняться Алла, какая книжка ей будет особенно интересна, а игрушка – желанна. За свои успехи на занятиях Алла всегда получала от меня вкусный приз или игрушечный сувенир. Такая терапия изменила характер девочки. Из угрюмого и замкнутого существа, который шарахался от любого общения и тихо сидел в сторонке, сформировалась позитивная, жизнерадостная девочка. Не смотря на недостатки речи Алла с
удовольствием выходила на контакт с детьми и взрослыми, научилась выражать своё мнение и давать оценку событиям, просто радоваться жизни и учёбе. После соответствующих консультаций и одноклассники девочки перестали избегать её, они научились принимать личность этого ребёнка такой, какая она есть, даже придумывали ей специальные, облегчённые роли в классных спектаклях и художественной самодеятельности, т.е. удалось избежать социальной изоляции, которая для детей с ДЦП особенно болезненна.
Важным направлением стала также организация работы по формированию навыков самообслуживания, гигиены, социально-бытовой ориентации у ребёнка с ОВЗ. Все бытовые умения и навыки отрабатывались сначала в пассивной форме, путём разъяснений и показа, а затем с помощью мамы неоднократно закреплялись дома в активной форме. Взрослые старались быть предельно внимательны и доброжелательны к Алле, хвалили её даже за самые небольшие достижения. Таким образом, удалось научить девочку пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать входную дверь в дом, пользоваться ключом; выдвигать и задвигать ящики письменного стола; открывать и закрывать водопроводный кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука и каналы; вести разговор по мобильному телефону, убирать кровать и проводить элементарную уборку комнаты, готовить простейший завтрак. Наиболее нравились ребёнку комплексные психо-коррекционные занятия. Обычно каждое такое занятие имело пять этапов работы.
1. Массаж лица. Алла получала задание: кончиками пальцев осуществлять легкие движения: поглаживающие, постукивающие, разминающие, поглаживающие.
2. Дыхательные упражнения. Они способствовали улучшению ритмирования, развитию самоконтроль и произвольность. Старалась научить
ребенка с ОВЗ умению чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как она дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составили упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигалось путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).
3. Развитие мелкой моторики. Это обеспечивало развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Для этого использовала упражнения с монетами. Все упражнения проводила в игровой форме. Сначала Алле предлагалось выполнять движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Заранее с мамой девочки подбирали разные по массе и размеру монеты, размещали их на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ставили перед ребёнком цель научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения Алла сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с закрытыми. Для этих же целей использовали упражнения с четками. Девочка перебирала пальцами чётки из природного материала -жёлудей, ей предлагалось сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно увеличивая темп, поскольку такой порядок необходим для детей с замедленным темпом деятельности. Мною было отмечено, что перебирание чёток содействовало нормализации ритма дыхания, успокаивало. Сопровождали движение рук речью - читали вслух любимые детские стихотворения. Очень нравилось Алле упражнение с мячами.
Чтобы ребенок умел чувствовать предметы в своей руке, попросить девочку закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Обращала её внимание на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.
4. Развивала у ребёнка с ОВЗ способности распознавать эмоции и умения выражать свои. К этому упражнению привлекала и маму девочки. Алла
выполняла упражнения творческого подражательно-исполнительского характера. Угадывала эмоции взрослых: мамы и мои и воспроизводила их.
5.Обязательно на каждом занятии проводила снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя у девочки. Эта часть занятия предполагала проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у Аллы развивалось умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Алла во время этого вида деятельности находилась на
ковре или в мягком кресле. Релаксация проводилась с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, такая интеграция в теле являлась частью общего процесса: релаксации, самонаблюдения, воспоминаний событий и ощущений. Использовала красивую спокойную музыку для создания соответствующего эмоционального фона и снятия усталости. Уделялось особое внимание установление тесного контакта и сотрудничества с родителем (мамой) ребёнка, что являлось важным условием успешной адаптации девочки с ДЦП к массовой школе. Мама принимала участие в некоторых тренингах, в изготовлении дидактических материалов, наглядных пособий, простейшего оборудования для занятий.
Основными направлениями работы в этом аспекте реабилитации были следующие:
- гармонизация и установление правильных детско-родительских отношений;
- помощь маме в адекватной оценке возможностей своего ребенка, как в физическом плане, так и в психологическом;
- психологическая помощь маме в решении личных проблем – преодоления чувства неполноценности и вины, связанных с появлением аномального ребенка и последующим уходом отца из семьи;
- обучение мамы элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п. ) ;
- при выпуске ребёнка из ОУ - помощь в выборе профессии и места получения
профессионального образования. Алла с успехом окончила училище по специальности «Хозяйка фермерского хозяйства», теперь стала опорой маме.
Выбор тех или иных направлений в работе определялся после исследования бесед с мамой ребёнка и самой девочкой, иногда – после психодиагностических исследований. Работа по психолого- педагогическому сопровождению этого ребёнка с ДЦП продолжалась 9 лет, консультации продолжается и сейчас. Сопровождение была построено в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и элементов психотерапии.
Крайне значимым условием работы с социальным окружением Аллы было формирование толерантного отношения к ребенку с ДЦП у нормально развивающихся детей класса и их родителей. Для этого, как уже говорилось, перед приходом Аллы в класс была проведена предварительная работа с её одноклассниками. Вместе с учителем мы рассказали о ярких и сильных сторонах характера этой девочки, постарались настроить здоровых ребят на сочувствие и участие, в тактичной форме им было объяснено ученикам, что нельзя концентрировать внимание только на дефекте Аллы, тем более дразнить её и обижать. Дети оказались добрыми и милосердными. На протяжении всего учения в школе они оказывали Алле внимание и помощь: помогали спускаться по лестнице, быстро переодеваться на физкультуру, проявляли терпение при её невнятных и замедленных ответах, не дразнили за нарушения походки и т.д.
Обязательным было включение ребёнка с ДЦП в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия в классе и школе, в программу летнего оздоровления в школьном дневном лагере «Солнышко».
В своей работе по обучению в общей школе ребёнка с ОВЗ все педагоги и администрация находили понимание важности этого процесса, работали в сотрудничестве, стремились точно и полно выполнять рекомендации ПМПК и педагога - психолога , чтобы обеспечить для ребенка с ДЦП максимально адекватный и соответствующий её особенностям развития образовательный маршрут. Поэтому мною в рамках работы с педагогическим коллективом было предусмотрено повышение информационной компетентности о заболевании Аллы и оптимальном выборе подходов к её личности, дидактических приёмов обучения и воспитания. Не менее 1 раза в четверть с желающими педагогами и администрацией проводились тренинги на профилактику синдрома профессионального выгорания.
Итак, практический опыт наглядно показал, что обязательным условием успешного развития и адаптации ребёнка с ДЦП в образовательный процесс школы является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого- педагогического сопровождения, соответствующая работа с социальным окружением и семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта
Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"
Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...
Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"
Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....
