Коммуникативный тренинг «Гуру общения»
методическая разработка по психологии (7 класс)
Методическая разработка коммуникативного тренинга «Гуру общения» предназначена для подростков 12-14 лет и направлена на развитие их коммуникативных навыков. В ходе тренинга участники смогут преодолеть барьеры в общении, научатся уверенно взаимодействовать в различных ситуациях, а также совершенствовать способность к сотрудничеству и принятию решений. Тренинг включает разнообразные упражнения, такие как «Бинго», «Страхи при общении», «Смол-ток» и «Говорить и слушать», которые помогают развивать умения эффективного общения и активного слушания. Занятие способствует созданию безопасной и открытой атмосферы для саморазвития подростков, где они могут научиться работать в группе, принимать обратную связь и строить доверительные отношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.47 КБ | |
| 12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка коммуникативного тренинга «Гуру общения»
Автор: Миронова А.А.
воспитатель-методист ДОЛ «Оранжевая планета»
Аннотация:
Без общения невозможно знакомиться, дружить, учиться, договариваться, просить прощения, признаваться в любви и делать много других важных вещей.
Коммуникация в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, отсутствие коммуникативных навыков затрудняет раскрытие и самореализацию подростка. Но существует возможность коррекции уже имеющихся коммуникативных навыков. Мы предлагаем ребятам принять участие в тренинге «Гуру общения», узнать секреты успешной коммуникации и отточить свои навыки.
Цель тренинга:
- Преодолеть коммуникативные барьеры, комплексы личности возникающие в процессе общения;
- Формирование умения сотрудничать.
Время проведения мероприятия: 1 час
Возраст участников: дети 12-14 лет
Организаторы: 1 проводящий
Оборудование и реквизит:
- Стулья по количеству участников
- Планшеты, для опоры при написании
- Пишущие принадлежности
- Распечатанная разработка тренинга для проводящего
- Раздаточный материал по количеству участников
- Листы бумаги для участников
Техническая подготовка:
Перед проведением мероприятия необходимо в аудитории расставить стулья по кругу, раздать участникам планшеты с раздаточным материалом и пишущие принадлежности.
Структура тренинга:
- Подготовительный этап - установление положительного безопасного эмоционального климата в группе. Принятие правил работы.
- Основной этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определенных умений и навыков (уверенная речь, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения, умение слушать, умение обратится к сверстнику с просьбой, умение ответить отказом на чужую просьбу и т.д.).
- Рефлексивный этап – завершение тренинга, проведение рефлексии.
Форма работы:
Социально-педагогический тренинг — это форма работы, при которой используются разные виды активности, чтобы участники могли моделировать различные проблемные ситуации, практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы.
Ход мероприятия:
Этап 1: Ведущий приветствует участников игры, сообщает о том, что сегодня они поговорят об одном из самых важных элементов нашей жизни - об общении. Далее происходит актуализация темы проводящим - беседа о ситуациях, в которых человеку необходимо уметь общаться.
Этап 2: Происходит обсуждение и принятие участниками принципов работы в группе. Важно проговорить с ребятами, почему важно соблюдать тот или иной принцип взаимодействия, объяснить их значение.
Тренинговая форма работы с подростками построена на следующих принципах: в работе тренинга используются традиционные принципы групповых тренингов, способствующие включению детей в работу и развитию их коммуникативных навыков.
- Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятии в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для подростков, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
- Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь другим участникам и ведущему, а также принимать ее.
- Принцип самопознания. В содержании занятия предусматриваются упражнения, помогающие самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
- Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения участников на занятиях.
- Принцип активности. Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге подростки вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
- Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге используются ситуации, позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
- Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
- Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Этап 3: Практическая часть
Упражнение 1. Бинго
Цель: научить координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями.
Оборудование: бланк игры (Приложение 1).
Ход упражнения:
Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках.
Рефлексия: Что показалось в игре интересным? Как вы обычно начинали диалог? Какую стратегию поиска информации использовали? Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? Как вы чувствовали себя в таких случаях?
Упражнение 2. Страхи при общении
Цель: Справится со страхами и изменить негативные установки при общении.
Оборудование: Чистые листы бумаги
Ход упражнения:
Часто мы избегаем общения, потому что боимся выглядеть нелепо в глазах других людей. Из-за этого мы упускаем сотни и тысячи возможностей узнать что-то новое или просто приятно провести время.
Шаг 1:
Как ты думаешь, что такого ужасного могут подумать о тебе другие люди? Запиши свои страхи. Эти страхи мешают начать общение. Попробуем справиться с ними.
Шаг 2:
Теперь зачеркни свои примеры и напиши близкие по значению слова, но с положительной оценкой.
Пример. Зануда — очень внимательный.
Рефлексия: С какими сложностями ты столкнулся, когда продумывал положительные формулировки? Любое ли качество можно сформулировать положительно? Какие нельзя и почему? Есть ли страхи, с которыми ты не смог справиться? Можешь пожелиться ими и мы обсудим их вместе.
Упражнение 3. Смол-ток (small talk)
Цель: расширить репертуар общения в ситуации знакомства, научиться выбирать оптимальную стратегию и приёмы общения.
Оборудование: Распечатки ситуаций общения (приложение 2), шпаргалка (приложение 3)
Ход упражнения:
Ведущий модет дать следующую инструкцию: «Первые слова при знакомстве очень важны, ведь от них часто зависит результат. Чтобы потренироваться заводить диалог, пройдём небольшую тренировку с помощью этого упражнения.
Чтобы потренироваться завязывать знакомства, начни со смол-тока (от англ. small talk), что переводится как «маленький разговор». Смол-токи могут стать отличным тренажером».
Участники объединяются в пары. Каждый участник получает описание ситуации, в которой оказался (одна ситуация на пару). Участникам поочередно предлагается смоделировать ситуацию знакомства в паре, подумать с каких слов начать знакомство и разыграть диалог. Для большей эффективности пары могут обменяться ситуациями во втором круге.
Важно! Если участников не чётное количество, ведущий объединяется с тем, кому не досталась пара.
Рефлексия: Какие эмоции вы обычно испытываете в ситуациях знакомства? Какую роль играет первое впечатление при знакомстве с человеком? Какую стратегию знакомства вы выбирали? Какие самые необычные фразы при знакомстве вам приходилось слышать?
Упражнение 4. Говорить и слушать
Цель: проанализировать важность обоих процессов (говорения и слушания), выработать навыки эффективного общения.
Оборудование: распечатки (приложение 4)
Ход упражнения:
Шаг 1.
Для успешной коммуникации нужны два навыка — говорение и слушание. Необходимо найти баланс между ними.
Вспомни те случаи, когда собеседник тебя не слушал. Запиши, по каким признакам ты это понял(а) и что ты чувствовал(а) во время такого разговора.
Ситуация | Признак того, что тебя не слушают | Твои чувства |
Шаг 2. Объединитесь в пары и поделитесь друг с другом какой-то приятной ситуацией, которая порадовала вас за последнее время.
Чтобы добиться расположения собеседника в разговоре, попробуй применить приемы активного слушания. Это термин из психологии, он означает, что человек выражает свой интерес к словам собеседника. Людям приятно, когда ими интересуются. И обидно, когда их игнорируют. Используйте шпаргалку.
Рефлексия: Какие из приёмов активного слушания тебе удалось применить? Было ли это эффективно? Возникали ли сложности? Какие эмоции испытывал ты, когда собеседник слушал тебя с помощью этих приёмов?
Завершение занятия:
Что вы ожидали от сегодняшнего занятия? Я надеюсь, что ваши ожидания оправдались, давайте с вами обсудим, что вы чувствовали на занятии, какие у вас эмоции, оправдались ли ваши ожидания? Чему вы научились? Что нового вы узнали?
Давайте поблагодарим друг друга за прошедшее занятие.
Приложения:
Предварительный просмотр:
Приложения к тренингу “Гуру общения”
Приложение 1
Стимульный материал к упражнению "Бинго»
Кто играет на музыкальном инструменте? | Кто любит учиться? | Кто верит в приметы? | Кто изучает английский язык? | Кто занимается в спортивной секции? |
Кто участвовал когда-нибудь в сборе винограда? | У кого день рождения в январе?
| Кто спит больше 12 часов в сутки? | Кто может самостоятельно приготовить борщ? | Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке? |
Кто был заграницей? | Кто зимой любит кататься на лыжах? | Кто видел, как цветет сирень? | Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет? | Кто умеет самостоятельно ставить палатку?
|
Кто любит море? | Кто умеет танцевать? | Кто может подтянуться более 10 раз? | Кто любит рок-музыку? | Кто не любит праздновать свой день рождения? |
У кого голубые глаза? | Кто когда-нибудь прыгал с парашютом? | Кто умеет свистеть на пальцах? | Кто умеет печь торты? | Кто левша? |
Приложение 2
Вы хотите познакомиться с кем-то на дискотеке в лагере
Вы встретились у автобусов, перед поездкой в лагерь
Вы знакомитесь на дне рождения общего друга
Вы решили завести знакомство в интернете
Вам необходимо завести знакомство с попутчиком в поезде
Вы знакомитесь со своим соседом по подъезду
Приложение 3
Некоторые правила смолл-тока:
- Проявить заинтересованность. Для этого нужно посмотреть в глаза собеседнику и улыбнуться.
- Не перебивать. Плохим тоном считаются односложные ответы («да», «нет», «нормально»), долгие разглагольствования и непрошеные советы.
- Использовать уточняющие вопросы. Например, «почему», «благодаря чему», «зачем», «из-за чего», «где», «когда».
- Говорить комплименты. Чтобы комплимент звучал естественно и не ассоциировался с лестью, его стоит завуалировать.
- Выбирать общую и нейтральную тему. Такую, чтобы собеседник точно был в контексте.
- Быть кратким. Хороший смолл-ток — это обмен парой фраз, после которого принято переходить к делу или прощаться.
Не стоит затрагивать темы, которые задевают за живое: политику,деньги, личные отношения
Приложение 4
Приемы активного слушания
1. Зрительный контакт
Это простое и в то же время очень важное правило: когда ты не смотришь на человека во время разговора, он чувствует, что его слова тебе не очень-то интересны. Это его бессознательная реакция.
2. Уточнение
Попроси пояснить что-то. Обычно мелкие недосказанности люди додумывают друг за друга. Твоя просьба не только продемонстрирует внимание к разговору, но и повысит уровень взаимопонимания.
3. Отзеркаливание
Часто мы интерпретируем то, что говорит собеседник, не совсем так, как он бы этого хотел. Дослушав собеседника, скажи: «Правильно ли я понимаю, что…» — и далее кратко перескажи то, что услышал(а). Дай ему возможность подкорректировать твой пересказ. Этот прием даст собеседнику понять, как его слова звучат со стороны, и повлиять на это впечатление, если он в чем-то был понят неверно.
4. Реакция
Если человек говорит о важной для него теме, ему будет ценна эмоциональная реакция (то есть эмпатия). Сказав «мне больно это слышать» или «здорово, что у тебя получилось!», ты покажешь, что разделяешь чувства собеседника. Не нужно врать, если ты ничего особенного не чувствуешь, это может прозвучать неискренне и отпугнет.
5. Пауза
Когда человек рассказывает тебе что-то, позволь ему делать паузы, не спеши заполнить их собой. Если разговор трудный, он оценит твою поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг:"Школа общения".
Данный тренинг поможет педагогам формировать у несовершеннолетних нравственные качества...
Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактически...

Игровой коммуникативный тренинг для детей "группы риска" - "Если бы я был волшебником..."
Целью разработки занятия является коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками....
Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения
Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения...

Коммуникативный тренинг "Конфликтам - нет, эффективному общению - да! (+13)
Целью тренинга является развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия....

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...


