Коммуникативный тренинг «Гуру общения»
методическая разработка по психологии (7 класс)

Анастасия Алексеевна Миронова

Методическая разработка коммуникативного тренинга «Гуру общения» предназначена для подростков 12-14 лет и направлена на развитие их коммуникативных навыков. В ходе тренинга участники смогут преодолеть барьеры в общении, научатся уверенно взаимодействовать в различных ситуациях, а также совершенствовать способность к сотрудничеству и принятию решений. Тренинг включает разнообразные упражнения, такие как «Бинго», «Страхи при общении», «Смол-ток» и «Говорить и слушать», которые помогают развивать умения эффективного общения и активного слушания. Занятие способствует созданию безопасной и открытой атмосферы для саморазвития подростков, где они могут научиться работать в группе, принимать обратную связь и строить доверительные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка коммуникативного тренинга «Гуру общения»

Автор: Миронова А.А.
воспитатель-методист ДОЛ «Оранжевая планета»

Аннотация:

Без общения невозможно знакомиться, дружить, учиться, договариваться, просить прощения, признаваться в любви и делать много других важных вещей.

Коммуникация в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, отсутствие коммуникативных навыков затрудняет раскрытие и самореализацию подростка. Но существует возможность коррекции уже имеющихся коммуникативных навыков. Мы предлагаем ребятам принять участие в тренинге «Гуру общения», узнать секреты успешной коммуникации и отточить свои навыки.

Цель тренинга:

  1. Преодолеть коммуникативные барьеры, комплексы личности возникающие в процессе общения;
  2. Формирование умения сотрудничать.

Время проведения мероприятия: 1 час

Возраст участников: дети 12-14 лет

Организаторы: 1 проводящий

Оборудование и реквизит:

  1. Стулья по количеству участников
  2. Планшеты, для опоры при написании
  3. Пишущие принадлежности
  4. Распечатанная разработка тренинга для проводящего
  5. Раздаточный материал по количеству участников
  6. Листы бумаги для участников

Техническая подготовка:

Перед проведением мероприятия необходимо в аудитории расставить стулья по кругу, раздать участникам планшеты с раздаточным материалом и пишущие принадлежности.

Структура тренинга:

  • Подготовительный этап - установление положительного безопасного эмоционального климата в группе. Принятие правил работы.
  • Основной этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определенных умений и навыков (уверенная речь, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения, умение слушать, умение обратится к сверстнику с просьбой, умение ответить отказом на чужую просьбу и т.д.).
  • Рефлексивный этап – завершение тренинга, проведение рефлексии.

Форма работы:

Социально-педагогический тренинг — это форма работы, при которой используются разные виды активности, чтобы участники могли моделировать различные проблемные ситуации, практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы. 

Ход мероприятия:

Этап 1: Ведущий приветствует участников игры, сообщает о том, что сегодня они поговорят об одном из самых важных элементов нашей жизни - об общении. Далее происходит актуализация темы проводящим - беседа о ситуациях, в которых человеку необходимо уметь общаться.

Этап 2: Происходит обсуждение и принятие участниками принципов работы в группе. Важно проговорить с ребятами, почему важно соблюдать тот или иной принцип взаимодействия, объяснить их значение.

Тренинговая форма работы с подростками построена на следующих принципах: в работе тренинга используются традиционные принципы групповых тренингов, способствующие включению детей в работу и развитию их коммуникативных навыков.

  • Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятии в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для подростков, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
  • Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь другим участникам и ведущему, а также принимать ее.
  • Принцип самопознания. В содержании занятия предусматриваются упражнения, помогающие самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
  • Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения участников на занятиях.
  • Принцип активности. Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге подростки вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
  • Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге используются ситуации, позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
  • Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
  • Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Этап 3: Практическая часть

Упражнение 1. Бинго

Цель: научить координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями.

Оборудование: бланк игры (Приложение 1).

Ход упражнения:

Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках.

Рефлексия: Что показалось в игре интересным? Как вы обычно начинали диалог? Какую стратегию поиска информации использовали? Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? Как вы чувствовали себя в таких случаях?

Упражнение 2. Страхи при общении

Цель: Справится со страхами и изменить негативные установки при общении.

Оборудование: Чистые листы бумаги

Ход упражнения:

Часто мы избегаем общения, потому что боимся выглядеть нелепо в глазах других людей. Из-за этого мы упускаем сотни и тысячи возможностей узнать что-то новое или просто приятно провести время.

Шаг 1:

Как ты думаешь, что такого ужасного могут подумать о тебе другие люди? Запиши свои страхи. Эти страхи мешают начать общение. Попробуем справиться с ними.

Шаг 2:

Теперь зачеркни свои примеры и напиши близкие по значению слова, но с положительной оценкой.

Пример. Зануда — очень внимательный.

Рефлексия: С какими сложностями ты столкнулся, когда продумывал положительные формулировки? Любое ли качество можно сформулировать положительно? Какие нельзя и почему? Есть ли страхи, с которыми ты не смог справиться? Можешь пожелиться ими и мы обсудим их вместе.

Упражнение 3. Смол-ток (small talk)

Цель: расширить репертуар общения в ситуации знакомства, научиться выбирать оптимальную стратегию и приёмы общения.

Оборудование: Распечатки ситуаций общения (приложение 2), шпаргалка (приложение 3)

Ход упражнения:

Ведущий модет дать следующую инструкцию: «Первые слова при знакомстве очень важны, ведь от них часто зависит результат. Чтобы потренироваться заводить диалог, пройдём небольшую тренировку с помощью этого упражнения.

Чтобы потренироваться завязывать знакомства, начни  со смол-тока (от англ. small talk), что  переводится как «маленький разговор». Смол-токи могут стать отличным тренажером».

Участники объединяются в пары. Каждый участник получает описание ситуации, в которой оказался (одна ситуация на пару). Участникам поочередно предлагается смоделировать ситуацию знакомства в паре, подумать с каких слов начать знакомство и разыграть диалог. Для большей эффективности пары могут обменяться ситуациями во втором круге.

Важно! Если участников не чётное количество, ведущий объединяется с тем, кому не досталась пара.

Рефлексия: Какие эмоции вы обычно испытываете в ситуациях знакомства? Какую роль играет первое впечатление при знакомстве с человеком? Какую стратегию знакомства вы выбирали? Какие самые необычные фразы при знакомстве вам приходилось слышать?

Упражнение 4. Говорить и слушать

Цель: проанализировать важность обоих процессов (говорения и слушания), выработать навыки эффективного общения.

Оборудование: распечатки (приложение 4)

Ход упражнения:

Шаг 1.

 Для успешной коммуникации нужны два навыка — говорение и слушание. Необходимо найти баланс между ними.

Вспомни те случаи, когда собеседник тебя не слушал. Запиши, по каким признакам ты это понял(а) и что ты чувствовал(а) во время такого разговора.

Ситуация

Признак того, что тебя не слушают

Твои чувства

Шаг 2. Объединитесь в пары и поделитесь друг с другом какой-то приятной ситуацией, которая порадовала вас за последнее время.

Чтобы добиться расположения собеседника в разговоре, попробуй применить приемы активного слушания. Это термин из психологии, он означает, что человек выражает свой интерес к словам собеседника. Людям приятно, когда ими интересуются. И обидно, когда их игнорируют. Используйте шпаргалку.

Рефлексия: Какие из приёмов активного слушания тебе удалось применить? Было ли это эффективно? Возникали ли сложности? Какие эмоции испытывал ты, когда собеседник слушал тебя с помощью этих приёмов?

Завершение занятия:

Что вы ожидали от сегодняшнего занятия? Я надеюсь, что ваши ожидания оправдались, давайте с вами обсудим, что вы чувствовали на занятии, какие у вас эмоции, оправдались ли ваши ожидания? Чему вы научились? Что нового вы узнали?

Давайте поблагодарим друг друга за прошедшее занятие.

Приложения: IMG_256




Предварительный просмотр:

Приложения к тренингу “Гуру общения”

Приложение 1

Стимульный материал к упражнению "Бинго»  

Кто играет на музыкальном инструменте?

Кто любит учиться?

Кто верит в приметы?

Кто изучает английский язык?

Кто занимается в спортивной секции?

Кто участвовал когда-нибудь в сборе винограда?

У кого день рождения в январе?

 

Кто спит больше 12 часов в сутки?

Кто может самостоятельно приготовить борщ?

Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке?

Кто был заграницей?

Кто зимой любит кататься на лыжах?

Кто видел, как цветет сирень?

Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет?

Кто умеет самостоятельно ставить палатку?

 

Кто любит море?

Кто умеет танцевать?

Кто может подтянуться более 10 раз?

Кто любит рок-музыку?

Кто не любит праздновать свой день рождения?

У кого голубые глаза?

Кто когда-нибудь прыгал с парашютом?

Кто умеет свистеть на пальцах?

Кто умеет печь торты?

Кто левша?

Приложение 2

Вы хотите познакомиться с кем-то на дискотеке в лагере

Вы встретились у автобусов, перед поездкой в лагерь

Вы знакомитесь на дне рождения общего друга

Вы решили завести знакомство в интернете

Вам необходимо завести знакомство с попутчиком в поезде

Вы знакомитесь со своим соседом по подъезду

Приложение 3

Некоторые правила смолл-тока:

  • Проявить заинтересованность. Для этого нужно посмотреть в глаза собеседнику и улыбнуться.
  • Не перебивать. Плохим тоном считаются односложные ответы («да», «нет», «нормально»), долгие разглагольствования и непрошеные советы.
  • Использовать уточняющие вопросы. Например, «почему», «благодаря чему», «зачем», «из-за чего», «где», «когда».
  • Говорить комплименты. Чтобы комплимент звучал естественно и не ассоциировался с лестью, его стоит завуалировать.
  • Выбирать общую и нейтральную тему. Такую, чтобы собеседник точно был в контексте.
  • Быть кратким. Хороший смолл-ток — это обмен парой фраз, после которого принято переходить к делу или прощаться.

Не стоит затрагивать темы, которые задевают за живое: политику,деньги, личные отношения

Приложение 4

Приемы активного слушания

1. Зрительный контакт

Это простое и в то же время очень важное правило: когда ты не смотришь на человека во время разговора, он чувствует, что его слова тебе не очень-то интересны. Это его бессознательная реакция.

2. Уточнение

Попроси пояснить что-то. Обычно мелкие недосказанности люди додумывают друг за друга. Твоя просьба не только продемонстрирует внимание к разговору, но и повысит уровень взаимопонимания.

3. Отзеркаливание

Часто мы интерпретируем то, что говорит собеседник, не совсем так, как он бы этого хотел. Дослушав собеседника, скажи: «Правильно ли я понимаю, что…» — и далее кратко перескажи то, что услышал(а). Дай ему возможность подкорректировать твой пересказ. Этот прием даст собеседнику понять, как его слова звучат со стороны, и повлиять на это впечатление, если он в чем-то был понят неверно.

4. Реакция

Если человек говорит о важной для него теме, ему будет ценна эмоциональная реакция (то есть эмпатия). Сказав «мне больно это слышать» или «здорово, что у тебя получилось!», ты покажешь, что разделяешь чувства собеседника. Не нужно врать, если ты ничего особенного не чувствуешь, это может прозвучать неискренне и отпугнет.

5. Пауза

Когда человек рассказывает тебе что-то, позволь ему делать паузы, не спеши заполнить их собой. Если разговор трудный, он оценит твою поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг:"Школа общения".

Данный тренинг поможет педагогам формировать у несовершеннолетних нравственные качества...

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Игровой коммуникативный тренинг для детей "группы риска" - "Если бы я был волшебником..."

Целью разработки занятия является коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками....

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения...

Коммуникативный тренинг "Конфликтам - нет, эффективному общению - да! (+13)

Целью тренинга является развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия....

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...