Методическая разработка к родительскому собранию на тему: «Они и мы»
материал по психологии
Тема сегодняшнего собрания звучит так: «Они и мы». Взрослые и дети. Родители и ученики. Довольно часто, чтобы понять другого человека, разобраться в себе, найти выход из сложившейся ситуации, нам необходимо посмотреть на эту ситуацию со стороны, стать на место другого человека. В этом может помочь такой нестандартный прием, как «Ролевая маска».
«Сказал Шекспир:
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры!
Кто плут, кто — шут, а кто простак, мудрец или герой".
А потому давайте мы поспорим,
Поищем в жизни роль свою и слепим образ свой!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шимкусская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского муниципального округа
Методическая разработка к родительскому собранию
на тему: «Они и мы»
Составитель: Кузьмина Анастасия Алексеевна,
педагог-психолог МБОУ «Шимкусская СОШ»
с. Шимкусы, 2023 г.
Цель собрания: создание условий для эффективного сотрудничества детей и родителей средствами игровых ситуаций.
Задачи собрания
- Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка родителем и позиции родителя — ребенком.
- Активизация коммуникаций в семьях.
- Повышение интереса родителей к внутреннему миру своих детей.
Оборудование: доска, цветные карточки, памятки для аудитории, цветная лента, маски, ручки, листы бумаги, ножницы.
Ход собрания
Вступительное слово
Тема сегодняшнего собрания звучит так: «Они и мы». Взрослые и дети. Родители и ученики. Довольно часто, чтобы понять другого человека, разобраться в себе, найти выход из сложившейся ситуации, нам необходимо посмотреть на эту ситуацию со стороны, стать на место другого человека. В этом может помочь такой нестандартный прием, как «Ролевая маска».
«Сказал Шекспир:
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры!
Кто плут, кто — шут, а кто простак, мудрец или герой".
А потому давайте мы поспорим,
Поищем в жизни роль свою и слепим образ свой!"
Игра-сценка «Ребенок — статуя»
Перед началом занятия каждая пара родитель — ученик получила карточку определенного цвета: розового, желтого или зеленого. Я приглашаю выйти те пары, у кого карточки желтого цвета.
Выходят пары с желтыми карточками.
Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно?
Звучат ответы родителей.
Что в этом случае мы делаем с ребенком?
Родители отвечают: «Ограничиваем движение».
Учитель приглашает одного из учеников и одного из родителей в центр и лентой связывает ноги тому и другому.
Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: положи, не трогай, не лезь? Что мы делаем тем самым?
Родители отвечают: «Связываем руки».
Учитель лентой связывает ребенку и родителю руки.
Говорите ли вы своим детям: не слушай музыку, не слушай советы друзей? Что мы делаем?
Родители отвечают: «Лишаем информации».
Учитель закрывает уши ребенка и родителя наушниками.
Скажите, говорите ли вы детям: закрой рот, молчи, не лезь в разговоры? Что мы тем самым делаем?
Родители отвечают: «Лишаем возможности высказаться».
Учитель платками закрывает ребенку и родителю рты.
Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам? Что мы делаем?
Родители отвечают: «Лишаем ориентации».
Учитель платками завязывает ребенку и родителю глаза.
В результате ребенок оказывается связанным по рукам и ногам, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит! Давайте спросим его, как он себя чувствует в таком положении.
Ученик описывает свои ощущения.
В данной ситуации мы применили прием «Ролевая маска». Давайте теперь узнаем, каковы ощущения родителя, прочувствовавшего на себе состояние ребенка, которому все запрещают.
Игра «Кто есть кто?»
Прибегнем к статистике. Как оказалось, наиболее распространенной жалобой родителей в отношении своих детей является та, что сын или дочь ничем не хотят заниматься, ничего им не интересно, кроме прогулок с друзьями, музыки и компьютера, что они превратили свою комнату в хлев, не хотят убирать за собой вещи, начали систематически лгать.
А подростки говорят о том, что родители не желают считаться с тем, что они уже выросли, достают своими мелкими придирками, желают контролировать, с кем и как они проводят время. Именно эти «мелочи», по отношению к которым родители и дети часто занимают диаметрально разные позиции, становятся источником многих, по-настоящему серьезных конфликтов детей и взрослых. Это мешает нормальному семейному общению.
Давайте выясним для начала у наших участников, что вкладывают они в понятие «ребенок» и в понятие «родитель», может, уже здесь кроется непонимание?
Сейчас я хочу пригласить за стол те пары, у кого карточки розового цвета. Взрослым участникам нужно будет продолжить предложение «Ребенок — это…», а ребятам — предложение «Родитель — это…». На запись вам дается две минуты.
После того как родители и ученики закончат писать, ведущий предлагает зачитать записи и обсудить услышанное.
«Услышь и пойми меня»
Я приглашаю выйти пары, которым достались карточки зеленого цвета. Каждой паре будет предложено задание: описание часто встречающейся в семье ситуации. Ваша задача: через три минуты предложить решение предложенной проблемы. При этом ученик и его родитель продумывают свое решение отдельно друг от друга.
Первая пара
Ситуация для родителя. Вас очень беспокоит новая компания вашего сына (дочери). В последнее время он (она) стал (а) хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, вдобавок ко всему от него (нее) стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность данной проблемой?
Ситуация для ребенка. Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, чтобы они перестали переживать и волноваться?
Вторая пара
Ситуация для родителя. Дочь очень хочет пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?
Ситуация для ребенка. Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень. Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.
Пока участники готовятся, с остальными родителями проводится тест «Какой вы родитель?».
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми (если часто используете фразы, ставите 1, если нет — 0).
Фраза | Частота употребления |
Сколько раз тебе повторять! | |
Посоветуй мне, пожалуйста… | |
Не знаю, что бы я без тебя делала! | |
И в кого ты такой уродился?! | |
Какие у тебя замечательные друзья! | |
Ну на кого ты похожа?! | |
Я в твое время… | |
Ты моя опора и помощница (-ник) | |
Ну что за друзья у тебя?! | |
О чем ты только думаешь?! | |
Какая ты у меня умница! | |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | |
У всех дети как дети, а ты… | |
Какой ты у меня сообразительный (-ая)! |
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов избранных фраз:
- 5−8 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
- 9−10 баллов — вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен;
- 11−12 баллов — вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви;
- 13−14 баллов — вы и сами чувствуете, что идете по неверному пyти. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Ну, а теперь выслушаем наших участников, которые работали над разрешением предложенных ситуаций.
Родители и учащиеся рассказывают о том, какие решения проблем они бы предложили.
Подвести итог собрания хотелось бы словами поэта Э. Асадова:
«Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в „стариках“ и „предках“».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Классное родительское собрание в школе"
quot;Классное родительское собрание в школе" Данная статья рекомендуется для учителей общеобразовательных школ....

Методические разработки тематических родительских собраний
Одной из форм педагогического просвящения родителей являются ежегодные тематические родительские собрания....

Методическая разработка "Интерактивное родительское собрание"
Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проя...

Методическая разработка тематического родительского собрания для родителей учащихся 7-8 классов, направленного на профилактику негативного рискованного поведения подростков «ДОРОГА К ЖИЗНИ»
Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Без...

Методическая разработка. Проведение родительского собрания на тему "ГИА-9 2023"
Основные разделы: участники ГИА-9; формы проведения ГИА-9; подготовка, порядок проведения ГИА-9. Апелляция. Повторный курс обучения...
