Формирование волевых черт характера на уроках физической культуры
материал по психологии

Формирование волевых черт характера на уроках физической культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon diplom.zip52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование волевых черт характера на уроках физической культуры


Содержание

Введение ………………………………………………………..

Глава 1. Характер как психолого-педагогическая проблема

1.1.Теоретические подходы к пониманию характера человека в отечественной и зарубежной психологии………………………..

1.2 Определение характера и его взаимосвязь с другими свойствами личности

1.3.Формирование характера как совокупных, устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности

1.4. Формирование волевых черт характера на уроках физической культуры

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование волевых черт характера  школьников

2.1.Организация и проведение констатирующего  эксперимента  

2.2. Проведение формирующего и контрольного экспериментов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

         Говоря о спортивном характере школьника, мы подразумеваем волевые черты характера, т.к. характер и воля являются одними из важнейших качеств личности человека. Каждый учитель, в особенности учитель физической культуры воспитывает эти качества у школьников. Именно твердый характер и волевые качества позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление характера и воли является магистральной линией развития личности ребёнка. В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования. Методические рекомендации, имеющиеся в арсенале педагогов на сегодняшний день, ограничиваются советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но данные советы не содержат конкретных приёмов формирования характера и волевых качеств ребёнка. Несмотря на благие намерения воспитателей, без понимания психологических основ формирования волевых качеств и черт характера, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка.

В силу этого целью данной работы является изучение психологических основ характера и волевых качеств личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

- изучить теоретические источники по проблеме;

- рассмотреть факторы, влияющие на формирование характера и волевых качеств личности;

- сделать выводы об этапах становления характера и воспитания волевых качеств личности.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроке физической культуры.

Предметом изучения волевые черты характера.

Гипотеза исследования такова: при занятиях физической культурой повышается степень развития волевой регуляции человека, а значит, формируется его характер, а именно его волевые черты.

Методы исследования.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Психодиагностический метод. 3.Наблюдение. 4. Беседа.

 Метод количественного и качественного анализа полученных данных. Метод обработки данных: критерий знаков

База исследования. Суражская общеобразовательная школа № 1.

Структура работы. Представленная дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Характер как психолого-педагогическая проблема

1.1.Теоретические подходы к пониманию характера человека в отечественной и зарубежной психологии

     

         Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для опознания тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос».Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Лярошфуко, Лябрюйер, Вовенарг). Характер — одно из стержневых понятий и в литературоведении. Большое место проблема характера занимала и в нашей отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. Предложенные Лесгафтом и Лазурским типологии характеров не маскировали, а скорее обнажали многообразие индивидуальных характеров в пределах одного и того же типа. С 40—50-х годов в советской психологии наблюдается резкий подъем интереса к проблеме характера. И. В. Страхова «Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией» (1940), Н. Д. Левитова «Проблема характера в психологии» (1942), В. С. Филатова «Учение о характере и его формировании в условиях социалистического общества» (1952), А. Г. Ковалева «Типические особенности характера старшего школьника» (1953).Большая обзорная статья В. А. Крутецкого «Проблема характера в советской психологии» (1960) содержит в себе тщательно проанализированный итог всего сделанного советскими психологами по проблеме характера. Этот анализ завершается указаниями на перспективы дальнейших исследований, которые должны быть направлены на многие, еще не получившие решения вопросы. Возникает вопрос: как обстоит дело с характерологией в зарубежной науке?

В 1957 г. вышла книга «Перспективы теории личности», содержащая материалы симпозиума, в котором приняли участие психологи США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии и Голландии. Этот симпозиум дает достаточный материал для суждения о состоянии проблемы характера за рубежом. Общее впечатление от симпозиума таково, что в США интерес к проблеме характера значительно ниже, чем в Западной Европе — во всяком случае термин «характер» у психологов США менее употребителен. Если посмотреть вышедшие за последнее время в США монографии по психологии личности, например, Кэттела, Мэрфи, Мюррей, Дреджера, то ни в одной из них не только нет главы, посвященной характеру, но проблема характера серьезно даже не обсуждается. Мэрфи недвусмысленно высказался за то, чтобы термин «характер», как и термин «темперамент», изъять из употребления в науке. В периодической американской психологической литературе за последние годы не помещались статьи по исследованию характера, и знаменательно, что слово «характер» снято из заголовка журнала «Характер и личность» (оставлено лишь наименование «личность»).Основных причин такого положения можно выделить три: а) тенденция отождествлять характер с личностью, которая будто бы является более изученной, чем характер; б) отнесение характера к этике и тем самым признание незакономерности его включения в систему психологии; в) сомнение в возможности изучения характера как уникального явления. Нередко психологи склонны считать личность и характер синонимическими понятиями и поэтому не находят нужным выделять характер. Так, Дреджер пишет, что нельзя отчетливо дифференцировать «характер» и «личность». Немецкий термин означает приблизительно то же самое, что «личность» для многих английских и американских авторитетов. Согласно Кендлеру, личность — «организация конфигураций поведения, которая характеризует личность как индивидуума в различных ситуациях. Данное определение с полным основанием может быть отнесено к характеру. Такое же значение имеет и определение, сделанное Байроном. «Сфера личности» определяется как та отрасль психологии, которая имеет дело с измерениями индивидуальных различий. Эти измерения понимаются как варианты личности. Не отождествляя характер в широком и скорее формальном смысле с личностью, можно считать его особым аспектом личности. [16,3]  Согласно нашему определению, характер представляет собой «индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки».Подобным же образом понимает характер и К. К. Платонов: «Совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых ее (личности.— Н. Л.) черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках». Не считая правомерным интерпретировать характер как компонент личности, К. К. Платонов дает такое конденсированное определение: «Характер — это личность в своеобразии ее деятельности».Мы предпочитаем в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной их самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в самом понимании того, что такое личность и какова ее психологическая структура.Как правильно говорит К. К. Платонов, «единого общепризнанного понимания личности еще нет». Олпорт еще в 1937 г. нашел свыше 50 разных определений личности.Следует отметить, что в понимании характера у советских психологов наблюдаются значительно большее единство и определенность, хотя и в этой области немало нерешенных вопросов. Во всех учебниках и учебных пособиях и монографиях характер определяется примерно так, как у К. К. Платонова. Вся разница заключается в том, что в одних случаях говорится о характере в широком смысле слова, в других — в более строгом. [15,70]

В зарубежной психологии нередко характер определяется как личность в ее этическом аспекте и на этом основании делается неправильный вывод, что характер — предмет изучения не психологии, а этики.Эта точка зрения прежде всего принадлежит Г. Олпорту. Он пишет: «Мы предпочитаем определять характер как личность оцениваемую, а личность, если хотите, как характер неоцениваемый». Характер не только аспект, но и компонент личности. К сожалению, нет общепринятого понимания структуры личности. К. К. Платонов сделал попытку детально разработать структуру личности, представив ее как объединение нескольких субструктур. Понимание характера не только как аспекта, но и как компонента личности вполне оправдано. Как компонент личности характер в работах всех советских психологов трактуется как выражение черт направленности или системы отношений и волевых черт. В нашей работе характер в строгом смысле слова определяется как «психологический склад личности, выраженный в ее направленности и воле». В других определениях характера, например В. А. Крутецкого в учебнике психологии под ред. А. А. Смирнова или в учебном пособии под ред. А. Г. Ковалева, указывается лишь направленность или система отношений, но при раскрытии структуры характера самое существенное значение придается воле. По существу, В. А. Крутецкий столько же внимания уделяет чертам характера, выражающим направленность человека (отношение к обществу, коллективу, другим людям), сколько и волевым чертам (целеустремленность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество и смелость). Всеми советскими психологами воля признается «хребтом характера». Английский психолог Вебб еще в 1915 г. отметил волевой характер, а в 1939 г. Берт при изучении детей выделил фактор, названный им «общая эмоциональность», под которой понимал, с одной стороны, невротическую неустойчивость, а с другой — настойчивость.Психологи США обычно не выделяют характер в качестве компонента личности, хотя есть и исключения. Так, Р. Гилфорд к характерологическим факторам личности отнес факторы потребности в самоопределении, в свободе и самостоятельности, сознательность, дисциплинированность и честность. Эти факторы принадлежат скорее моральной сфере, но имеют не только этическое, но и волевое содержание.Кэттел среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу и слабость «сверх-я», что, по его заявлению, «соответствует общепринятому значению характера». Сила «сверх-я» в данном случае означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а слабость «сверх-я» — слабость воли человека, неустойчивого в своих действиях, непринципиального.Несомненно, волевые черты наиболее проявляются в характере как компоненте личности, где они варьируют в зависимости от черт направленности и потому должны изучаться в целостном характере. [15,77]

1.2 Определение характера и его взаимосвязь с другими

свойствами личности

       В самом общем виде характер может быть определён как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д .

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения[11,392]

. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий . Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих. Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности. Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.

1.3. Формирование характера как совокупных,

устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности

     С поступлением в школу начинается новый этап в формировании характера ребенка. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования. Младший школьник впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Борьба за успеваемость и дисциплину развивает в школьнике организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами, и под влиянием этого повышается его сознательное отношение к действительности, развивается сознание долга и ответственности перед коллективом, чувство товарищества, коллективизм. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением товарищей, давать самому себе правильную оценку.

Успех работы школы по формированию характера у учащихся зависит от организации, методов и приемов учебно-воспитательной работы. Важнейшее значение имеет общий стиль работы школы и учителя: определенный порядок во всей работе школы и педагога; четкая организация занятий на уроках, требовательность к учащимся, систематический контроль за их учебной деятельностью и выполнением правил поведения, разумное применение поощрений и порицаний.

Особое развитие черты характера получают у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, становится участником жизни взрослых, к нему предъявляются более высокие требования, непосредственная опека над ним ослабляется. Он сам стремится активно участвовать в жизни окружающих его людей, работать на общую пользу. Важную роль в развитии его характера играет всё более развивающееся сознательное отношение к действительности, к ученью как основной его обязанности перед родиной и обществом, к самому себе, а также тот факт, что подросток в своей учебной и общественной деятельности уже в большой мере начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.

Общественная работа является незаменимым средством воспитания характера. Каждый учащийся должен вносить свой вклад в общее дело коллектива, нести обязанность, приносящую пользу коллективу. Это развивает у него умение и потребность считаться с мнением коллектива, руководствоваться им в своем поведении, подчинять личные интересы интересам коллектива.

Учебная деятельность, общественная работа предъявляют определенные требования к воле человека. Поэтому в подростковом возрасте происходит заметное развитие волевых черт характера. Не всегда они правильно понимаются и оцениваются учащимися, и при слабой постановке воспитательной работы стремление подростка к активности, самостоятельности, инициативе может принимать нежелательные формы критиканства, неуважения к старшим (учителям, воспитателям, родителям), упрямства, лихачества, необдуманности в действиях и т. п. Только от постановки воспитательной работы с подростком зависит то направление, которое получат его активность, самостоятельность, его кипучая энергия.

В ранней юности перед учащимися встают вопросы о жизненных целях и дальнейших перспективах. Это связано с формированием убеждений, с выработкой мировоззрения, с ростом морального сознания и моральных чувств. Мотивы общественного порядка (чувство долга, чести, ответственности) в этом возрасте играют уже очень видную роль.

Наконец, характерный для данного возраста рост самосознания личности открывает широкие возможности для самовоспитания, для сознательного развития у себя ценных качеств личности. [9,225]

Как уже было сказано, в любом возрасте решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

То же самое надо сказать и о характере взрослых. Такая, например, черта характера, как инициативность, может быть воспитана у очень, казалось бы, неинициативных людей, если повысить у них чувство ответственности, предъявляя к ним определенные требования, давая им важные поручения, ставя перед ними общественно важные задачи (исследование Меньшиковой). Каковы же пути воспитания характера?

Черты характера, как уже указывалось, — это системы прочно закрепившихся реакций человека на воздействия социальной среды, это «определенные деятельности», вызванные внешними влияниями и «часто закрепляющиеся на всю жизнь» (И. П. Павлов). Эти ответные реакции людей становятся чертами характера при условии достаточно четкого подкрепления их (как через первую, так и через вторую сигнальные системы). Оценка действий учащегося является одной из форм подкрепления или торможения ответных реакций. Она помогает закреплению правильных форм поведения и преодолению нежелательных, отрицательных форм. Под влиянием систематического воспитания у ребенка вырабатываются и закрепляются условные реакции на определенные требования взрослых, на разрешение действовать («надо», «можно») или на запрещение («нельзя», «не надо»). С раннего возраста эти требования становятся положительными или тормозными сигналами, вызывающими или тормозящими ту или иную реакцию.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов. Мировоззрением в основном определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Могучим оружием воспитания характера является, следовательно, идейно-политическое просвещение, осуществляемое в процессе учебно-воспитательной работы в школе, в ученье, в труде, в общественной деятельности людей.

Этого необходимого условия воспитания характера недостаточно, однако, для того, чтобы формирование характера было достигнуто. Мировоззрение человека и индивидуально своеобразная манера его поведения в известных пределах могут не совпадать друг с другом. Между тем необходимо, чтобы человек не только был убежден в правильности принципов морали, а испытывал потребность неуклонно следовать им и определенным образом вел себя в той или иной ситуации.

Характер, как отмечалось, формируется в деятельности, в активном взаимодействии человека со средой. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима определенная организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, накопление им практического опыта в правильном поведении. Вся система воспитательных мероприятий должна ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения, приучались претворять свои мысли и взгляды в поступки, могли бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. А. С. Макаренко постоянно подчеркивал, что наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке, своего рода «гимнастика поведения», закрепление правильных форм поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер выковывается в борьбе с трудностями, путем преодоления их.

Важнейшим средством воспитания характера является творческий коллективный общественно полезный труд. В серьезном и упорном общественно значимом производительном труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты направленности и воли человека. В педагогической системе А. С. Макаренко труд рассматривается как один из основных путей воспитания характера человека. «Правильное советское невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Поэтому большое значение имеет правильная организация трудового воспитания школьников, от успеха которого во многом зависит успех формирования их характера. Детей надо привлекать к доступному их возрасту труду, имеющему определенное общественное значение. Работа на пришкольных опытных участках, в различного рода кружках (кружки «Умелые руки», кружки по изготовлению физических приборов и т. д.), производственная практика в промышленности и сельском хозяйстве, система трудовых поручений в семье — все это является хорошей школой воспитания характера. Необходимо при этом требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения ее, связанного с бережным отношением к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Важнейшую роль в воспитании характера играет коллектив, общественное мнение, общественный контроль. Черты характера человека формируются только в коллективе, являющемся условием всестороннего и полноценного развития личности.

Коллектив влияет на своих членов, требует от них определенного поведения. Голос коллектива, здоровое и авторитетное общественное мнение являются могучим дисциплинирующим фактором. Сила общественного мнения огромна. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, здоровая критика их действий, деловые и серьезные требования коллектива к отдельным его членам — все это играет важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий даже скрытую поддержку класса, с трудом поддается воспитательному воздействию. Но его поведение резко меняется, если его поступки не только не встречают сочувствия, а, наоборот, вызывают дружное резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива. Коллектив воспитывает у своих членов солидарность и взаимопомощь, воодушевляет на борьбу с трудностями, помогает лучше переносить неудачи, не допускает растерянности, уныния, подавленности, потери веры в себя. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от беспечности, самоуспокоенности, самомнения, зазнайства и от развития других отрицательных качеств.

Одним из условий полноценности и высокой идейной направленности коллектива (равно как и каждого его члена в отдельности) является наличие перспективных линий, перспективных устремлений, перспективных путей, т. е. наличие у коллектива и у каждого из его членов системы взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач, которыми определяется деятельность.

По отдаленности цели и трудности ее достижения перспективные линии могут быть различны. Близкая перспектива — это устремление к близким и сравнительно легко достижимым целям. Для средней перспективы характерны более отдаленные цели, достижение которых требует большего труда и преодоления известных трудностей. Дальняя перспектива — это устремление к высоким жизненным целям, имеющим большое общественное значение. Достижению их человек посвящает всю свою жизнь, все свои силы. Во всей своей деятельности школьник должен руководствоваться системой задач, которую надо указывать ему .Характер человека закаляется в борьбе за более далекие перспективные цели. В тех случаях, когда поведение человека определяется только ближайшими целями, за которыми он не видит далеких перспектив, у него не возникает достаточного желания и сил преодолевать препятствия на своем жизненном пути. Из этого отнюдь не следует, что близкая перспектива не имеет значения. Программа ближайших действий, направленных на решение частных задач, совершенно необходима для того, чтобы можно было достичь более отдаленных целей. В особенности важна близкая перспектива в жизни младших школьников и подростков, так как они не всегда еще могут осознать значение далеких целей и еще не имеют далеких перспектив. Поэтому перед младшими учащимися важно раскрывать близкие перспективы (заслужить уважение товарищей, оправдать доверие родителей, добиться похвалы учителя и т. д.), лишь постепенно формируя у них систему перспективных линий. Ведущая роль в воспитании детей принадлежит, как известно, школе. Но большое влияние на характер учащегося оказывает и семья. Здоровый, дружный, хорошо организованный и целеустремленный семейный коллектив, прочно связанный с общественной жизнью страны, оказывает сильное положительное воздействие на характер ребенка. И наоборот, если семья оторвана от более широкого коллектива, если в ней царит разлад, отсутствует авторитет старших членов семьи, господствуют тенденции к лени, эгоизму, лицемерию, влияние на характер школьника особенно вредно. Важнейшим условием правильной организации воспитательных мероприятий в семье является тесная согласованность ее действий с учебно-воспитательной работой школы.Большую роль в деле воспитания характера играют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях создаются яркие художественные образы людей, даются примеры того, как чувствует и действует настоящий человек, ярко обрисовываются черты его характера, показывается как они формируются. Образы литературных героев и их поведение часто являются для школьника своеобразным оценочным критерием своих или чужих поступков, своеобразным ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном», с которым они сравнивают свое поведение и по которому оно направляется ими. Роль живых, наглядных образов во всей воспитательной работе с детьми вообще исключительно велика. Большое значение в воспитании характера имеет личный пример педагога. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей — будь то родители или педагоги, имеет самое решающее значение и что воспитательное воздействие осуществляется не только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его или приказывают ему. То, что делает воспитатель, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, решителен в поступках, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет добиться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние на школьника.Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, подростку или юноше. Значительное место, в частности, занимают этические, или моральные, беседы на тему о формировании различных черт личности. Этические беседы, как показали исследования Ривеса и других, а также опыт учителей-практиков приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Нудное морализирование принесет скорее вред, чем пользу. Одним из важнейших путей формирования характера является самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности. «Человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая», — говорил И. П. Павлов. Благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы человек может сознательно формировать у себя определенные системы временных связей, воспитывать в себе желательные качества и искоренять нежелательные. В школе учитель должен стараться пробудить у каждого учащегося (особенно среднего и старшего возраста) сознательное стремление изжить у себя те или иные недостатки, выработать положительные черты характера. Самовоспитание, правильно поставленное, отнюдь не является выражением стремления к индивидуальному самоусовершенствованию, имеющему целью возвысить человека над коллективом, а диктуется горячим желанием быть полезным и достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а наоборот, дополняет его и помогает ему. Для того чтобы обеспечить правильное направление самовоспитания учащихся, им безусловно надо руководить. Учитель обязан указать учащимся, что даже такая черта характера, как мужество, воспитывается, причем воспитывается не в каких-то особых условиях и специальных упражнениях, как думают некоторые из школьников, а в повседневном труде, ученье в общественной работе, на занятиях спортом, неуклонным и четким выполнением своих повседневных обязанностей. Неверие в возможность воспитания и самовоспитания, отличающее некоторых школьников, естественно, рождает у них пассивность. Большое значение в работе по самовоспитанию характера имеет правильная организация труда и быта, стиль и распорядок повседневной жизни. Учитель должен посоветовать школьнику воспитывать свой характер в процессе решения реальных, жизненных задач: ликвидировать, например, запущенность по тому или иному учебному предмету, выработать определенную полезную привычку (например, делать утреннюю гимнастику), изжить ту или иную вредную привычку (например, торопливо говорить) и т. д.Важнейшей предпосылкой самовоспитания является образование привычки трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, сознавать их последствия, исходя из общественных интересов. Ученик должен научиться чутко прислушиваться к общественному мнению и уметь видеть свои недостатки. Необходимо указать и на важную роль физического воспитания в формировании характера (особенно его волевых черт). Люди иногда бывают слабохарактерными в известной мере вследствие своей физической слабости. У них нет достаточного запаса сил для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели, и они легко могут отказаться от нее при первой же неудаче. Конечно, физическое состояние не имеет решающего значения. Очень многие слабые и больные люди могут быть и являются людьми с исключительно сильными характерами (достаточно вспомнить, например, Н. Островского). Но при прочих равных условиях физически крепкий человек более способен к выносливости, настойчивости, выдержке, мужеству, самообладанию. Занятия физической культурой и спортом, улучшая здоровье, укрепляя нервную систему, способствуют тому, чтобы человек стал сильным, выносливым, уверенным в себе, уничтожают вялость, содействуют развитию смелости, решительности.

Для формирования  характера существенное значение имеют цели и задачи, которые Вы перед собой ставите. Но, поставив цель, нужно уметь претворить её в жизнь, преодолевая различные трудности, а для этого требуется сильная воля – она-то и является основой твёрдого характера. В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воспитание воли и характера тесно между собой связано. Кого можно считать волевым человеком с твёрдым характером? Конечно же, того, кто, согласуя свои личные интересы с общественными, добивается поставленной цели, преодолевая различные препятствия, и, чем они значительнее, тем сильнее воля человека. Как воспитать сильную волю и твёрдый характер? Эти качества утверждаются у человека, прежде всего, при преодолении различных препятствий – внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи и др.

Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе определённые волевые черты, а именно:

- принципиальность;

- самостоятельность;

- целеустремлённость;

- решительность;

- настойчивость;

- выдержку и самообладание;

- смелость и мужество.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ. Человек становится принципиальным и самостоятельным, если подчиняет своё поведение собственным убеждениям, и, умея критически разбираться в чужих предложениях и советах, может отвергать или принимать их с уверенностью правильности принятого решения.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского.

 РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.

НАСТОЙЧИВОСТЬ. Умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: «Начать, выдержать и устоять»!

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ. Умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…

СМЕЛОСТЬ И МУЖЕСТВО. Общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».

Все волевые черты характера вырабатываются в ходе самой жизни, в неустанном труде. Очень важны цели, которые ставит перед собой человек и при достижении которых формируются его волевые качества и твёрдый характер: это могут быть профессиональное мастерство, научная деятельность, изобретения, высокие спортивные результаты и др. Любая учёба, как правило, представляет отличные возможности для упражнений волевых усилий и спортивного характера.

С чего следует начинать воспитание сильной воли и твёрдого характера? Проще всего начать с достижения не слишком трудных целей, постепенно их усложняя. Так и советуйте своим детям. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Решения надо принимать обдуманно и уметь отказываться от них в случае изменившихся обстоятельств, не упрямиться. Если же решение продолжает оставаться правильным, то не следует отказываться от него из-за возникших препятствий. [15,75]

Решения должны быть конкретными, со сроком исполнения. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера являются самоконтроль и критическое отношение к своим поступкам. Большое значение имеет также систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если их избегаете в повседневной жизни, то, возможно, окажитесь беспомощными при серьёзных испытаниях.

Если неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью, с оценками, то и начинайте с преодоления этих недостатков. Воспитывать твёрдый характер можно и с выработки положительных привычек: делать утреннюю зарядку, следить за своей речью, не допуская грубости, не позволять себе нежиться по утрам в постели после пробуждения. Для стимулирования волевых усилий применяйте самоободрение, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче.

1.4. Формирование волевых черт характера на уроках физической культуры

      В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена. Волевые качества старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой. Занятия спортом способствуют формированию у старших подростков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания. Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, не сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у старших подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека. [17,15]

В процессе учебной деятельности учитель имеет возможность на уроке воспитывать спортивный характер школьника, направляя его на выполнение целей урока. На уроке учащийся должен быть внимательным, а для этого ему необходимо преодолевать свои желания, не отвлекаться от работы, делать усилия над собой в тех случаях, когда постороннее, порой очень интересное, привлекает его.

Учебная работа перестраивает всю психическую деятельность учащегося, воспитывает, чувство ответственности, долга, а это помогает ему преодолевать трудности учения, подчинять свои желания требованиям долга и поставленной цели. Таким образом, вся учебная работа учащегося и в школе, и дома является основой воспитания волевых черт характера.Метод упражнения используется учителем для тренировки школьников в проявлении волевых усилий. Если учитель, систематически и планомерно используя любую возможность учебной и внеклассной работы, развивает у детей целеустремленность, настойчивость, выдержку, он закладывает основы волевых черт характера ученика — ценных качеств личности.

На уроках физической культуры ребенок преодолевает всегда  препятствия. Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) – препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие)вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это –внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха. Однако препятствия, с которыми сталкиваются спортсмены, очень разнообразны.Даже в одном и том же виде спорта. Но их разнообразие в различных видах   спорта многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных препятствий требуются различные проявления воли. Например, чтобы выполнить упражнение, связанное с риском, а значит, с преодолением чувства страха (прыжок на лыжах с трамплина), необходимо проявить смелость. А чтобы длительно выполнять однообразную работу, связанную с нарастанием утомления, а значит, с чувством усталости и нежеланием действовать(бег на длинные дистанции, лыжные гонки), необходимо проявить настойчивость. Конкретные проявления воли, обусловленные  особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. [16,3]

Выводы по 1  главе

В результате проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:

  1. Говоря о спортивном характере школьника, мы подразумеваем волевые черты характера, т.к. характер и воля являются одними из важнейших качеств личности человека.
  2. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.
  3. Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания.
  4. Систематические физические упражнения успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие.
  5. Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу. Поэтому занятия физической культурой и спортом - необходимое условие для развития личности.

Глава 2. Экспериментальное исследование спортивного характера  школьников

2.1.Организация и проведение констатирующего эксперимента

     Исследование было проведено на базе Суражской средней общеобразовательной школы №1. Исследование предполагало 2 этапа. На первом этапе эксперимента нами  был проведен обзор научно-методической литературы, проведена беседа  с учащимися 9 класса, где были изложены задачи, цели нашей работы. В  течение практики проведен констатирующий эксперимент по выявлению волевых черт характера школьников, которые  оценивались нами  по уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий. Большая целеустремленность к достижению поставленной цели. 2. высокая само регуляция действий и поведения в целом. . Устойчивый интерес к тренировочному процессу и сосредоточенная работа по заданной программе. Активное стремление и успешное преодоление трудностей в сложных условиях тренировки и соревнований. Устойчивое проявление волевых привычек, связанных с самоорганизацией.

Средний. Наличие целеустремленности к достижению поставленной цели. Эпизодическое проявление само регуляции в зависимости от сложившихся обстоятельств и побуждения тренера. 3. Интерес к отдельным элементам тренировочного процесса и отдельным упражнениям. Трудности учебно-тренировочного процесса и соревнований преодолеваются только с помощью побуждения тренера. Недостаточное развитие и проявление системы волевых привычек, связанных с самоорганизацией.

Низкий. Эпизодическая целеустремленность к поставленной цели. 2. Зависимость саморегуляции от сложившейся, обстановки. 3. Отсутствие интереса и сосредоточенности при выполнении заданной программы. 4. Отсутствие желания преодолевать трудности - учебно-тренировочного процесса и соревнований. Отсутствие стремления к самоорганизации.

Всего в эксперименте приняло участие  10 школьников.

Признаки волевых качеств школьников:

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

· недопущение проступков;

· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки. 

Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно назвать отсутствие внимания. Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их переживать, переключать внимание.

Задача учителя – целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность, устойчивость, переключение, широта и др.

Признаки самостоятельности:

  • выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
  • умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности
  • планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
  • Признаки решительности:
  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  • выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
  • проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

  • проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
  • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке. [12,387]

Таблица № 1.

Оценка уровня развития волевых качеств у школьников 9 класса

Список уч.-ся

Дисциплинир.

Самост.

Настойч.

решит

выдержк

Организован.

Уровень

1. Анащенко И.

+

+

+

+

+

В

2. Бодраго Ан.

+

+

Н

3. Бондарев П.

+

+

+

+

+

В

4.Голофаст Д.

+

+

Н

5.Лескин Д.

+

+

+

С

6.Письменная И.

+

+

+

+

+

В

7.Салов С.

+

Н

8.Фещенко А.

+

+

Н

9.Шамов Ев.

+

+

Н

10. Цацуро Л.

+

+

+

С

Наблюдая за поведением школьника на уроке и перемене, мы могли проследить и за отношением его к уроку и за способами преодоления встречающихся затруднений. Для выявления уровней развития волевых качеств нами на каждого ученика был разработан протокол наблюдения за проявлением волевых качеств. Наблюдение велось по  критериям, которые характеризуют уровень волевого регулирования действий и поведения школьников. Собранный в процессе наблюдений материал позволял судить об отношении детей к занятиям, о способах преодоления затруднений, об уровне волевого характера и  привычных способах поведения.

Обработка материалов наблюдения велась следующим образом: данные протоколов наблюдения за каждым школьником, вместе с данными других материалов были сведены в таблицы уровня развития волевых качеств, затем эти данные были подвергнуты статистической обработке.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3ч.(30%)

2 ч (20%)

5 ч(50%)

Гистограмма №1.Развитие волевых черт характера школьников по уровням

Школьников  с высоким уровнем развития волевых черт характера  отличают большая целеустремленность в занятиях, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах, успешное преодоление возникающих трудностей. Все это позволяет им добиваться лучших результатов по сравнению с остальными. Эти успехи положительно влияют и на мотивацию, усиливают ее, что, в свою очередь, сказывается на повышении степени волевого саморегулирования. Подростки этой группы проявляют неослабевающий интерес ко всему, что связано с занятиями, сохраняют устойчивое внимание в течение всего урока. Неудачи и допускаемые ошибки не ослабляют их энергию и активность на занятиях. У них выработаны устойчивые волевые привычки: "без раскачки" включаются в деятельность, в выполнение упражнений, работать "в полную силу", всегда доводить начатое дело до конца. Все это облегчает самоорганизацию этих подростков и обеспечивает высокий уровень саморегуляции их действий, поступков и поведения. Это Анащенко И., Бондарев П., Письменная И.

        На среднем уровне развития волевых черт характера находятся Лескин Д., Цацуро Л. – это учащиеся с частичным проявлением признаков изучаемых волевых качеств, преодолевающие затруднения учебного процесса и трудности самоорганизации лишь с помощью указаний учителя. Проявление целеустремленности у этих подростков выражалось в ясности перспективных и промежуточных целей, а также в ясности частных задач. Но у них не отмечалось планомерности в достижении цели. Подростки этой группы лишь эпизодически проявляли необходимую настойчивость и упорство. Такие нужные качества, как выдержка и самообладание, развиты у них в меньшей степени, что снижает их возможности регулирования своего психического состояния .Подростки этой группы могли настойчиво и упорно работать в учебно-тренировочном процессе, если ситуация складывалась для них благоприятно (тренер хвалил за успех, за хорошую работу, были интересные упражнения и т.п.).Целенаправленная, систематическая и продуктивная работа по овладению спортивными навыками этой группы наблюдалась лишь при интересной организации учебного процесса.

      Среди исследуемых подростков класса выделили  группу детей ,отличающихся слабой активностью в занятиях физической культурой. Их мотивация была своеобразной: им нравилось быть в коллективе, но учебный  процесс они рассматривали только как возможность общения. У них часто проявлялась неустойчивость в сохранении определенной цели, снижалась активность при встрече с трудностями, отсутствовал интерес к овладению нужными, но однообразными действиями, правильными спортивными навыками. Они не умели организовать свои волевые усилия, у них недостаточно проявлялись настойчивость и трудолюбие.У подростков этой группы отмечалось осмысленное отношение к трудностям. Они тоже осознавали встречающиеся трудности и необходимость их преодоления, но преодолевали их только с помощью приемов и способов, указанных учителем. Собственной инициативы они не проявляли.

2.2. Проведение формирующего  и контролирующего эксперимента

     При организации формирующего эксперимента мы руководствовались психолого - педагогическими принципами воспитания и формирования волевых качеств, четким представлением о содержании и структуре волевых качеств подростка. В соответствии с выявленными уровнями волевого регулирования действий и поведения нами были применены конкретные приемы, направленные на формирование волевых качеств у подростков среднего и низкого уровня. Применение указанных приемов осуществлялось в формирующем эксперименте с учетом выявленных уровней волевого регулирования .

      Так, для учащихся с низким уровнем волевого регулирования был использован разнообразный комплекс приемов, прежде всего, активно побуждающих к деятельности, затем на каждом уроке использовались приемы, направленные на формирование собственно волевых качеств.

      Для подростков со средним уровнем волевого регулирования были разработаны и использованы другие приемы, побуждающие к деятельности, которые направлялись, в основном, на побуждение к осознанию субъективной ценности каждого вида тренировочной работы. Приемы по конкретному формированию волевых качеств были, в основном, связаны с перспективными и конкретными целями, а также с преодолением трудностей. Приемы контроля и анализа выполняемой деятельности предполагали более высокий уровень требований к самоорганизации и самоконтролю за своими действиями и поведением.

Приемы воспитания волевых черт характера

  1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. -Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Следует учитывать и склонность детей к развитию того или иного волевого качества. По данным В. И. Селиванова, девочки для самовоспитания выбирают выдержку, а мальчики — смелость.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:

1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.

2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека.

3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Основным путем формирования решительности, влияющей на развитие волевых качеств, является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса—Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.

Психолого-педагогическими условиями, определяющими процесс формирования нравственно-волевых качеств личности подростка, выступают:

  1. направленность и содержание образовательного процесса по обучению подростков;
  2. стимулирование деятельности учащихся на уроках посредством соревнований;
  3. эмоционально-нравственная атмосфера в коллективе; мотивы занятий, личностно ориентированный подход к подросткам.

        Исследование волевых усилий в процессе занятий показало, что в процессе спортивного совершенствования изменяется сфера приложения волевых усилий. Если в начальном периоде занятий волевые усилия направлены на преодоление трудностей, связанных с формированием навыка (преодоление "плато"), то по мере спортивного совершенствования волевое усилие больше связано с регуляцией целостного поведения, собственного состояния и выполнения целенаправленной деятельности.

        Для уточнения волевых качеств школьников мы провели дополнительное исследование их проявления. При подведении итогов формирующего эксперимента количественные данные помогли нам более объективно и наглядно судить о тех сдвигах по формированию волевых качеств, которые произошли за время эксперимента, мы показали, что уровень различий в группе на начало и конец эксперимента не является случайным.

Таблица № 2.

Оценка уровня развития волевых качеств у школьников

9 класса после формирующего эксперимента

Список уч.-ся

Дисциплинир.

Самост.

Настойч.

решит

выдержк

Организован.

уровень

1. Анащенко И.

+

+

+

+

+

В

2. Бодраго Ан.

+

+

+

С

3. Бондарев П.

+

+

+

+

+

В

4.Голофаст Д.

+

+

+

+

С

5.Лескин Д.

+

+

+

+

С

6.Письменная И.

+

+

+

+

+

В

7.Салов С.

+

+

Н

8.Фещенко А.

+

+

+

С

9.Шамов Ев.

+

+

+

С

10. Цацуро Л.

+

+

+

С

      Проведенное нами исследование и анализ полученных данных, в том числе и формирующего эксперимента по целенаправленному формированию волевых качеств у школьников - подростков позволяет констатировать следующее:

По окончанию формирующего эксперимента на среднем уровне развития волевых качеств стало 6 человек (60%).На низком уровне остался 1человек (10%). Дифференцированные приемы формирования волевых качеств помогли нам осуществлять индивидуальный подход с учетом отношений к занятиям и выявленных уровней волевого регулирования. В результате такой дифференцировки школьники более осмысленно относились к возникающим затруднениям, были более организованны и дисциплинированны, проявляли активную мыслительную деятельность при преодолении трудностей, всегда доводили начатое дело до конца. Благодаря целенаправленному воздействию по формированию спортивного характера многие подростки улучшили свои показатели.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3ч.(30%)

6 ч (60%)

1 ч(10%)

Гистограмма №2.

 Развитие волевых черт характера школьников по уровням после формирующего эксперимента

Для оценки достоверности сдвига показателей уровня развития волевых качеств в контрольной  группе до и после проведения формирующего эксперимента применим критерий знаков, который позволяет  установить общее направление сдвига исследуемого признака: изменились ли показатели в сторону увеличения, уменьшения или остались неизменными.

Фамилия Имя

Уровень развития волевых качеств  

сдвиг

до эксперимента

после эксперимента

1

Анащенко И

В

В

0

2

Бодраго Ан.

Н

С

1

3

Бондарев П.

В

В

0

4

Голофаст Д.

Н

С

1

5

Лескин Д

С

С

0

6

Письменная И.

В

В

0

7

Салов С.

Н

Н

0

8

Фещенко А.

Н

С

1

9

Шамов Ев.

Н

С

1

10

Цацуро Л.

С

С

0

Сформулируем гипотезы:

H0 сдвиг в сторону увеличения уровня развития волевых качеств является случайным.

H1  сдвиг в сторону увеличения уровня развития волевых качеств не является случайным.

Подсчитаем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов. Учитываем только положительные и отрицательные сдвиги.  Положительных сдвигов у нас 4. По таблице в приложении 1 определяем  критическое значение критерия знаков G  -  это  максимальное количество нетипичных сдвигов,  при которых сдвиг в типичную сторону можно считать существенным.  В нашем случае типичный сдвиг положительный, отрицательных нет  Gэмп =  0, Gкрит= 1  при уровне значимости 0,05, при уровне значимости 0.01 Gкрит = 0. Следовательно эмпирическое значение меньше чем критическое поэтому сдвиг в типичную сторону можно считать достоверным. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: при занятиях физической культурой повышается степень развития волевой регуляции человека, а значит, формируется его характер, а именно его волевые черты.

Выводы по 2 главе

Проведя констатирующий и формирующий эксперимент мы пришли к следующим выводам:

  1. Одним из наиболее эффективных путей формирования волевых качеств является использование средств физического воспитания.   Выполненная работа дает представление о психологии волевых процессов у школьников в подростковом возрасте.
  2. В результате полученных результатов можно сделать вывод, развитие и формирование волевых качеств у подростков на данном этапе слабое, необходима коррекционная работа. Она состоит из цикла спортивных занятий, которые состояли  из упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.
  3. В течение эксперимента мы продолжали поиск необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса их формирования, осуществляли систематизацию, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных.
  4. Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта дает возможность в формировании волевых качеств подростков и гармонично развитой личности, что способствует более успешному выполнению деятельности.

Заключение

 Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы, и проверив их эмпирическим путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

  Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”.Занятия физической культурой способствуют формированию спортивного характера, который является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-воспитательного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, волевые качества, в свою очередь, закаляются, направляя потенциальные резервы личности школьника на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития позволяет личности подростка выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного самовоспитания. Одним из условий повышения эффективности формирования у подростков морально-волевых качеств при занятиях спортом является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик - педагог - детский спортивный коллектив». Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других морально-волевых свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость.

При занятиях спортом у подростков формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Т.е. формируется спортивный характер.

Важно, чтобы каждый ученик осознал необходимость физической подготовки, стремился овладеть знаниями о путях и средствах физического и личностного совершенствования.

Список литературы

  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М-, 1980.-287с.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания СПб.: Питер., 2000.-340с.
  3. Алексеев А.В. Преодолеть себя - М.: ФиС., 1982. – 225с.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990 г.
  5. Богданов Б.И. В мире эмоций К., 1987. -/320с.
  6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.
  7. .Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997.
  8. .Кречмер Э Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
  9. Ковалев А.Г. Психология личности. - М. - 1970. - 579с.
  10. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М. - 1987. -280с.
  11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М. - 1964. -468с.
  12. Леонгард К. Акцентуация личности. - К, 1989. - 379с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1977. - 415с.
  14. Леонгард К. Акцентирование личности. - М., 1982.
  15. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.
  16. Личко А.Е. Психопатии и акцентирование характера. - Л., 1983.
  17. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Книга 1. Общие основы психологии. – М., 2000.
  18. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Книга 2. Общие основы психологии. – М., 2000.
  19. .Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
  20. Общая психология; /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2006 г.
  21. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. 13. Русалов В. М. Психологический журнал - 1989. - Т.10, - №1.
  22. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: - 1986 - 356с.
  23. Платонов К.К. О системе психологии. - М. 1972. - 520с
  24. .Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии под. Ред. А.А.Крылова. С.А.Маничева. м. СПб. 2003г.560с,
  25. Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. - М. ФиС: 1979-524с.
  26. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. М - 1973-1 73с.

  1. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии»: В 2 т., М., 1989 г.

  1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Д., 1997.
  2. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970.
  3. Филатов А.Т. Эмоционально – волевая подготовка спортсменов. К – 1982. – 356с.
  4. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера //Вопросы психологии, 2001, №5, с.128.
  5. Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсмена// Проблема психологии спорта. Вып. 2. – М. 1962 – 430с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Рассмотрен вопрос формирования УУД на уроках физической культуры....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Представлена презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"....

Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры

Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

«Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»

Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ, включает в себя методики проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на урок...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры  данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...