Рабочая программа «Перемирие» (Профилактика агрессивного поведения подростка РАС)
рабочая программа по психологии (9 класс)

Дёмина Наталья Владимировна

В процессе учебной деятельности школьники выступают как объекты и субъекты общения. Формирование коммуникативных навыков, является важнейшим звеном в социальной адаптации  подростка с РАС. Опираясь на концепцию периодизации подросткового развития Э. Эриксона в данном возрасте необходимо развитие личностных качеств, позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в конфликтных ситуациях.  Как указывает Д. Эльконин в своей периодизации — 12-15 лет характеризуется кризисом отношений, формируются формы общения со сверстниками.  Общительность, потребность в эмоциональных контактах во многом зависят от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в классе отношения напряженные — ребенок может уйти в себя и замкнуться, либо будет искать компенсации в каких-либо других группировках. Поэтому для благополучного развития ребенка очень важен позитивный опыт общения.  Что касается отношений со сверстниками, то нужно отметить, что в этот период общение с ними начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания ребенка на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие школьника,  все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учебной деятельности и взаимоотношения с учителями. Именно поэтому необходимо проведение коррекционно-развивающих  занятий с учащимися, которые помогали бы устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости, научили его контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме, способствовали снижению тревожности и благоприятному психологическому климату в коллективе. Детская агрессия в младшем подростковом возрасте для обучающихся с РАС явление довольно распространенное, так как у них тотальное недоразвитие ВПФ. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка.

Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия  Цель программы: снижение уровня агрессивности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_agressivnogo_povedeniya_podrostka_ras.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение «Гимназия г. Алдан»

МР «Алданский район» РС (Я)

СӨ «Алдан оройуона» МО «Алдан к. гимназията»

уопсай үөрэх муниципальнай бүддьүөт тэрилтэтэ

МБОУ «Гимназия г. Алдан»

«Алдан к. гимназията» УоҮөМБТ

678900, РС (Я),  Алданский район,  г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ,14

тел: (41145) 32-8-91,  32-8-43.  Факс: (41145) 32-8-91

e-mail: gymnald@mail.ru

сайт:  http://ar-qa.obr.sakha.gov.ru

Рассмотрено на заседании кафедры

воспитательной работы                                                          

Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Заведующий  кафедрой _____                                              

М.А. Бондарь

                                                                           

Рассмотрено на педсовете № 6 от «31» августа 2022 г

Согласовано____________________Э. Б.Цыбикжапова,

Заместитель директора по УВР

«_31_» августа 2023 года

Рабочая программа «Перемирие»

(Профилактика агрессивного поведения подростка РАС)

Составитель: Демина Н.В.

Педагог-психолог

Пояснительная записка:

В процессе учебной деятельности школьники выступают как объекты и субъекты общения. Формирование коммуникативных навыков, является важнейшим звеном в социальной адаптации  подростка с РАС. Опираясь на концепцию периодизации подросткового развития Э. Эриксона в данном возрасте необходимо развитие личностных качеств, позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в конфликтных ситуациях.  Как указывает Д. Эльконин в своей периодизации — 12-15 лет характеризуется кризисом отношений, формируются формы общения со сверстниками.  Общительность, потребность в эмоциональных контактах во многом зависят от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в классе отношения напряженные — ребенок может уйти в себя и замкнуться, либо будет искать компенсации в каких-либо других группировках. Поэтому для благополучного развития ребенка очень важен позитивный опыт общения.  Что касается отношений со сверстниками, то нужно отметить, что в этот период общение с ними начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания ребенка на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие школьника,  все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учебной деятельности и взаимоотношения с учителями. Именно поэтому необходимо проведение коррекционно-развивающих  занятий с учащимися, которые помогали бы устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости, научили его контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме, способствовали снижению тревожности и благоприятному психологическому климату в коллективе. Детская агрессия в младшем подростковом возрасте для обучающихся с РАС явление довольно распространенное, так как у них тотальное недоразвитие ВПФ. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка.

Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия  Цель программы: снижение уровня агрессивности школьников.

Цель: 

Развитие личностных ресурсов подростка с РАС в области коммуникативных умений и навыков.

Задачи программы:

- Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения;

- Умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

- Формирование у подростка (РАС) моделей поведения, приводящих к компромиссному решению;

- Освоение способов конструктивного поведения в конфликте;

- Осознание особенностей собственного поведения в конфликте; выработать навыки бесконфликтного поведения.

Контроль над осуществлением программы организуется в форме психологического тестирования, наблюдения за поведением.

Возраст участников индивидуальных занятий: 10-15 лет.

Сроки выполнения программы: 11 занятий рассчитаны на 11 недель. Одно  занятие в неделю длительность занятий 40 минут.

Этапы реализации программы:

Первый этап – диагностический.

Второй этап – коррекционно-развивающий

Третий этап - анализ и подведение итогов работы, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций.

Формы и методы работы:

- Индивидуальная работа;

 - Психогимнастика;

- Наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности);

- Ролевые игры, кукольные представления; лепка из пластилина; упражнения; рисование.

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога, проводящего занятия по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении подростка РАС. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

На первом занятии уделяется особое внимание знакомству и приветствию, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале специалист должен установить с ребенком дружественные отношения, выдерживая дистанцию

Однако со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание вступать в контакт, враждебность и отчужденность. Причиной тому может быть недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности со стороны психолога может вызвать у ребенка страх потерять независимость.

Исходя из этого, нередко агрессивный школьник в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и гнев. Враждебное или провокационное поведение школьника своего рода тест на искренность психолога, проводимый осознанно или безотчетно на первых занятиях программы.

И если школьник не встретит враждебности специалиста, то его агрессивность снижается, если же психолог проявляет нетерпение - агрессивность только возрастет. В этом проявляется механизм проекции, в ходе которого младший по возрасту школьник использует агрессию в целях самозащиты от угнетения старшей личностью. Если период агрессии успешно пройден, то школьник ощутит благодарность и привязанность к специалисту, что проявил терпение, ведь часто учителя и родители не делают этого. У ребенка возрастет ответственность за свои действия, ускорится процесс социализации.

При правильном поведении психолога ребенок освобождается от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент, проводящий коррекционную работу, не оказывал давление на ребенка, не выяснил потаенных мотивов его действий, настойчиво не добивался конкретного ответа.

Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа. В случае необходимости психолог назначает еще одно занятие для укрепления эмоционального контакта с ребенком. Коррекционно-развивающие занятия  создают систему самоконтроля и самодисциплины. Значимость психолога проявляется в желание ребенка получить совет, ответ на его вопросы.

В ходе занятий подросток (РАС) усваивает правила поведения, нормы и ценности, что предлагаются психологом, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы сам ребенок и специалист взаимно комментировали его поведение.

В ходе первого занятия после знакомства и приветствия специалист интересуется, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. Если, да, то можно предложить ребенку представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлиться применить упражнение «стукни кулаком» - ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком отвлекает ребенка и переключает его внимание. Незаметно специалист может поинтересоваться образом, вызвавшим гнев ребенка.

Важными приемами при работе с агрессивными детьми являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки ребенка. Ему предлагается нарисовать злой шарж на того, кто вызывает гнев. Когда шарж готов, можно позволить ребенку порвать, при этом важно акцентироваться на испытанном облегчении и возможности таким образом избежать ссоры или драки. Схожей является игра «Гневный листок».

Второе занятие начинается с кукольного представления. Специалист и ребенок берут игрушки или куклы и разыгрывают небольшой спектакль, например по мотивам «Кошкиного дома». Ребенку достается роль кошки, а специалисту гостей-животных.

Но помимо любви к себе, ребенок должен ощущать и взаимную любовь к семье и другим людям. Для развития дружелюбия и положительного отношения к людям используется несколько занятий. Так в ходе шестого занятия при помощи конструктора ребенок моделирует предмет, символизирующий подарок для друга, брата, сестры или одноклассника. Затем проводятся две игры «Глаза в глаза»  и «Море». По правилам первой игры специалист и ребенок садятся друг напротив друга, смотрят в глаза и держаться за руки. При этом специалист загадывает определенные эмоции, а ребенок должен их угадать по взгляду и сжатию руки.

Для игры-релаксации «Море» набирается емкость с теплой водой и пускается бумажный или игрушечный кораблик. По условиям игры ребенок как бы спасает кораблик и его пассажиров. К тому игра с водой хорошо расслабляет, склонного к агрессии ребенка. Если есть возможность можно позволить поиграть ребенку с мокрым песком.

На седьмом занятии акцентуируется важность перенесения невербального гнева на физические упражнения и релаксация агрессивного ребенка. Сначала проводится небольшая гимнастическая разминка. В принципе подобная разминка может пригодиться на всех занятиях, особенно для активных детей. Затем проводятся подвижные игры «Дрова» и «Подушки». Сначала ребенок имитирует раскалывание дров, а затем устраивается «подушечный бой» со специалистом. Также ребенок может использовать подушку, как боксерскую грушу для выхода гнева. Завершает занятие расслабляющий игровой массаж, желательно, чтобы проводили его родители по советам специалиста.

Продолжение развития дружелюбия и эмпатии становятся тренинги восьмого занятия. Специалист объясняет, что многие люди нуждаются в помощи. Например, нужно помогать пожилым людям. И ребенок лепит старичка или старушку. Проводится ролевая игра «Доктор или медсестра», когда ребенок в игровой форме помогает «больному» .

Девятое занятие целиком посвящено чувствам ребенка и окружающих его людей. В игре «Знаток чувств» ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они. Затем поиграть в отгадывание чувств - «Угадай чувство», изобразить заданные чувства - «Актер». В довершение нарисовать свое чувство в данный момент.

На предпоследнем занятии психолог с ребенком составляет словарь добрых, хороших слов, которые нужно использовать, чтобы дружно и мирно общаться с окружающими. Одновременно тренируются лингвистические навыки ребенка. Затем проводится игра «Поводырь». Специалист и ребенок по очереди изображают слепого, завязав глаза, а поводырь водит его по комнате, таким образом, устанавливается доверие. Похожа на эту игра «Диспетчер», когда ребенок управляет действиями специалиста.

Итоговое занятие включает осуждение полученного ребенком опыта. Организовывается игра «Ночлег» при участии родителей, где изображается история человека, просящегося на ночлег. В ней утверждается необходимость жалости и доброты. Разбор деталей игры закрепляет коммуникативные навыки ребенка.

Критерии эффективности:

Усиление личностных ресурсов; формирование адекватной самооценки; наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности. изменение стратегии поведения в конфликте; наличие навыков конструктивного поведения.

Ожидаемые результаты по программе:

- Нормализация эмоционального состояния подростка с (РАС);

- Повышение уверенности в себе;

- Развитие эмпатии;

- Социализация и позитивное отношения к другим людям; устранение вербальной и невербальной агрессии школьников.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий:

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1

Мой гнев

Выявление причины гнева

Переключение внимания с агрессии.

Упражнение «Стукни кулаком»

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»

2

Вежливые хозяева

Формирования у подростка  РАС представления об ощущениях жертвы агрессии

Кукольное представление «Кошкин дом»

Ролевая игра «Вежливые хозяева»

3

Если я злюсь…

Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

Упражнение «Если я злюсь…»

Упражнение «Спектакль»

Упражнение «Счет до десяти»

4

Верь в себя

Развитие положительной самооценки

Формирование у ребенка уверенности в себе

Беседа «Вера в себя»

Рисование «Автопортрет»

Рассказ «Мой лучший поступок»

5

Ты любим

Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка

Рисование «Моя семья»

Упражнение «Я хороший»

Лепка «Солнце»

6

Люби других

Развитие положительного отношения к близким и окружающим

Конструирование «Подарок другу»

Игра «Глаза в глаза»

Игра «Море»

7

Бежим от злости

Релаксация

Обучение техники снятия физического напряжения

Психотехники тренажера «Комфорт»

8

Помощь

Развитие чувства эмпатии

Социализация ребенка

Беседа «Помощь»

Лепка «Старичок»

Игра «Доктор или медсестра»

9

Знаток чувств

Развитие чувства эмпатии

Игра «Знаток чувств»

Игра «Угадай чувство»

Игра «Актер»

Рисование «Мое чувство»

10

Словарик хороших слов

Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения

Игра «Словарик хороших слов»

Игра «Поводырь»

Игра «диспетчер»

11

Итоговое

Закрепление полученных навыков

Беседа «Что я понял?»

Ролевая игра «Ночлег»

Обсуждение игры

Заключение:

Агрессия в подростковом возрасте для обучающихся с РАС явление довольно распространенное, так как у них тотальное недоразвитие ВПФ. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка. Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

До и после проведения занятий проводится диагностика уровня агрессивности у детей для определения необходимости  дальнейшей работы и определения эффективности самой программы.

Список используемой литературы

1. Александров и психокоррекция/. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

2. , Микадзе и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/, . - М.: Спб, Питер, 2001. - 377 с.

3. отрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

4. Кряжева эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ . - Ярославль, Академия развития, 1997. - 160 с.

5. ольшие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.

6. , Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/, . - М., 2000. - 304 с.

7. Подласый лекций по коррекционной педагогике/. - М.: Владос, 200/. - 352 с.

8. Рогов книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/. - М.: Владос, 1996. - 529 с.

9. Хухлаева к своему Я. Начальная школа/. - М.: Генезаис, 2008. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

Классный час в форме занятия-тренинга по профилактике агрессивного поведения у подростков

В современном мире нередко можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены...

Профилактика агрессивного поведения среди детей и подростков

Напряжённая ,неустойчивая социальная ,экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе ,обуславливает рост различных отклонений  в личностном развитии и пов...