Главные вкладки

    Программа по профилактике аутодеструктивного поведения подростков
    рабочая программа

    Аксенова Анна Анатольевна

    Профилактика аутодеструктивного поведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_profilaktike_autodestruktivnogo_povedeniya.docx41.35 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МКОУ

     «Специальная школа №53»

                    ___________ М.В. Полянцев

       «____»_____________2017г.

    ПРОГРАММА

     ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО

    ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Составители:

    Романенко Анастасия Олеговна,

     педагог-психолог

    Аксенова Анна Анатольевна,

    педагог-психолог

    Новокузнецк, 2017г.


                                                   

    ПРОГРАММА

    «ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРКУТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»     по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и  семьям, находящимся в социально опасном положении.

                                     
          

         Пояснительная записка

    Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

    По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств  среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

    Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

    2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной жизненной позиции, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

    Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

          - изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

          -  выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

          -  изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

          - создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе  так и в период трудной жизненной ситуации.

                   - привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

            - формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

     

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

    Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

    Работа с неблагополучными семьями.

    4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

    Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

    Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

    Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

    Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

    Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

    Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

    Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

    Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

    Толерантность –  способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

    5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.

    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого студента.

    Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

    6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с аутодиструктивным  поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково - родительской среде.

        Оказание помощи классному руководителю, воспитателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

    Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

                  7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 


    п/п

    Наименование

    мероприятия

    Дата

    проведения

    Ответственный

    Работа с обучающимися

    1

    Выявление и учет склонных к суициду подростков,
    разработка плана индивидуальной профилактической работы

    в течение года

    Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

    2

    Тренинг «В мире с собой и с другими» для подростков.

    в течение года

    Педагог-психолог

    3

               Акция "Я люблю тебя, Жизнь!":

    - конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется мечтой!",

    - конкурс сочинений "Как прекрасен этот мир!",

    -конкурс рисунков на темы: «Победа над конфликтом», «Выбор в пользу жизни» «Мир без наркотиков»

    В течение года

    Заместитель директора по ВР,  классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги организаторы.

    4

    Организация внеурочной деятельности обучающихся в период каникул

    Январь, июль, август

    Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог,  

    5

    Вовлечение подростков в кружки, секции в целях предупреждения аутодиструктивного поведения

    в течение года

    Классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный- педагог, педагог- психолог

    6

    Классный часы с элементами тренинга:

     "Телефон
    доверия" как одна из форм получения своевременной помощи в стрессовой ситуации,

    «Мир в моей семье»

    «Как сказать НЕТ!»

    «Правила безопасного интернета. Опасность ухода в иллюзорный мир»

    «Сложный мир подростка»

    «Способы выхода из конфликтов»

    «Мои планы на будущее»

    «О вреде употребления алкогольных напитков»

    в течение
    года

    Классные руководители,

    Педагог-психолог

    7

    Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

    в течение
    года

    Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.

    8

    Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

    сентябрь

    Классные руководители, социальный педагог.

    9

    Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями «группы риска»

    в течение года

    Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог

    10

    Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время экзаменов

    Апрель - май

    Педагог-психолог, классные руководители

    11

    Проведение профилактических бесед по профилактике

    -алкоголизма

    -табакокурения

    -употребления ПАВ

    в течение года

    Педагог-психолог

    Работа с педагогами

    1

    Своевременное информирование органов опеки и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток.

    в однодневный
    срок

    Администрация

    2

    Семинар для классных руководителей «Возрастные особенности подростков с ОВЗ»

    «Аутодиструктивное поведение детей и подростков. Причины. Признаки»

    «Меры безопасности детей в интернет-пространстве»

    Круглый стол «Как бороться со стрессом

    Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

    сентябрь-март

    Педагог-психолог

    3

    Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

    Сентябрь-ноябрь

    Педагог-психолог

    Работа с родителями

    1

    Общешкольное родительское собрание «Осторожно-дети в интернете!»

    «Профилактика безнадзорности детей», «Жестокое обращение в семье»

    в течение
    года

    Педагог-психолог

    Социальный  педагог

    2

    Информационные папки:

    - возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)

    - наказание и поощрение

    - психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

    - признаки, мотивы, профилактика аутодиструктивного поведения                                    

    - трудный возраст или советы родителям

    - уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних

    - как помочь ребенку при подготовке к экзаменам

    в течение
    года

    Педагог-психолог

    Социальный  педагог

    3

    Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги)

    в течение
    года

    Педагог-психолог

    4

    Информационно -  пропагандистская акция "Родители! Будьте внимательны к детям!"

    в течение
    года

    Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

    5

    Консультации родителей «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»

    сентябрь

    Педагог-психолог

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.                 
    2. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
    3. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
    4. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб. КАРО, 2006.
    5. Морозов А.В. Социальная психология-М.: Академический Проект,2003
    6.  Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: «Новая школа», 1994.
    7. Неверова Л.В., Поляшова Н.А., Сироткина Е.С. Нормативно-правовые и методические основы деятельности социального педагога в современных условиях-Н.Новгород: Нижегоролский институт развития образования, 2014.
    8. Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 18.08.2010г. № 513).
    9. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
    10. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

    Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

    Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

    Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

    «Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)

    Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

    презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

    Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

    Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ

    Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения...