Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ
статья по теме

Монгуш Виктория Валерьевна

Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_autodestruktsii.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителя по профилактике аутодеструктивного поведения

Аутодеструктивное поведение – сложный и опасный феномен, широко распространенный в настоящее время. Это поведение, угрожающее жизни, физическому или психологическому здоровью, нормальному развитию самого человека. В настоящее время наиболее распространены следующие его формы

Аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное).

 Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. А.Е. Личко выделяет демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение. Кроме того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не справляются адаптационные защитные механизмы психики человека. По этой причине важны профилактические мероприятия по обучению человека способам поведения в критических жизненных ситуациях, мерах психологической помощи и самопомощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

Парасуицидальное поведение - нанесения человеком самому себе телесных повреждений, порезов, царапин острыми предметами без цели лишения себя жизни, связанное с мотивами самонаказания за реальные или мнимые проступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, с желанием облегчить душевную боль при психологических травмах

  1. Пищевая зависимость (булимия и анорексия) – нарушения пищевого поведения, возникающее из-за особенностей характера человека, его отношения к тому, как его воспринимают окружающие.
  2. Аддитивное поведение – химические (злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нехимические зависимости. А.В. Котляров (2006) к числу нехимических аддикций относил экзистенциальную зависимость (поиски смысла жизни с метафизической интоксикацией, в том числе зависимость от психотерапии), зависимость от внешности, одиночество как вариант зависимости, созависимость (зависимость от контроля значимого человека), информационную зависимость от СМИ, PR, рекламы, экономическую зависимость (от иерархии и денег), зависимость от обладания (хобби, привязанность к домашним животным, коллекционирование), зависимость от ограничивающих убеждений, виктимную зависимость, зависимость от перенесенных расстройств, травм, тяжелых болезней и утрат, графоманию, «запойное» чтение, синдромы скупости и транжирства. Якимова Т.В. (2009) считает, что правомерно говорить даже о «познавательной аддикции». 
  3. Фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением). Наиболее опасным и травмирующим для человека видом фанатического поведения является «уход» в деструктивный культ. Если увлеченность спортом или музыкальным направлением скорее является индикатором, указывающим на проблемы в общении и внутриличностные конфликты и даже может способствовать их разрешению, то деструктивные культы и религиозные секты угрожают личностной целостности, душевному и физическому здоровью человека, его свободе воли.
  4. Аутическое поведение - поведение, характеризующиеся отсутствием приспособления к действительности с уходом в мир фантазий (эскапизмом), отказом от общения и выбором одиночества. Необходимо отличать аутическое поведение от собственно аутизма. Аутизм – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения. При аутическом поведении ход психического развития нормален, но человек не успешен в социальных контактах и предпочитает «общение» с самим собой, обесценивая контакт с другими людьми. Если аутизм практически не поддается психологической коррекции, то при аутическом поведении психологическая группа может стать полезным ресурсом для тренировки навыков общения в безопасной обстановке. 
  5. Виктимное поведение (от англ. victim - жертва) - действия или бездействие, побуждающие другого человека к совершению легкомысленного, аморального или противоправного поступка. Психологической основой такого поведения является заниженная самооценка, страх разрыва значимых отношений, чувство вины за собственное несовершенство и представление о «справедливости» «наказаний». В результате психологической коррекции или психотерапии, «жертвы» находят в себе мужество разорвать деструктивные отношения, усваивают представление о собственной ценности, признают за собой право быть любимыми и уважаемыми, жить достойно.
  6. Деятельность с выраженным риском для жизни – это экстремальные виды спорта, превышение скорости при езде на автомобиле и т.п. Такое поведение часто социально одобряемо, окружающие восхищаются «смелостью» и «мужеством» таких людей, хотя эти «увлечения» несут явную угрозу жизни и здоровью. 

В современном российском обществе распространение многих видов аутодеструктивного поведения – алкоголизма, наркомании, суицидального, виктимного поведения - носит эпидемический характер. Поэтому актуальны не только вопросы его коррекции, но и проблема первичной профилактики

Подростки особенно подвержены риску аутодеструктивного поведения в силу возрастных особенностей - эмоциональной нестабильности, резкой смены социальной ситуации развития (от них начинают требовать самостоятельности, ответственности), малого жизненного опыта, «черно-белого» мышления, а также воздействия ряда неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов. Поэтому мероприятия по психологической профилактике аутодеструктивного поведения особенно важны для подросткового возраста.

В психологической коррекции и профилактике можно выделить два базовых подхода – проблемно-ориентированный и личностно-ориентированный. В первом случае подчеркивается важность разрешения какой-либо определенной сложной ситуации или проблемы, во втором – акцент делается на личностном росте человека, его осознанном отношении к самому себе и своему поведению. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ профилактики суицидального поведения

  • Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  • Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  • Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Просветительская и диагностическая работа  с родителями учащихся

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.

  1. Одной из форм педагогической профилактики является социально - педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями – специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально - психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

Содержание блока:

  • Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер)

опросник позволяет определить нарушения процесса воспитания и установить

некоторые причины этих нарушений.

  • «Сенсорные предпочтения» (Н.Л.Васильева)

Методика определения у личности индивидуальных особенностей систем восприятия информации (поиска, приёма, переработки).  Кинестетическая система – ощущения, визуальная –зрительная информация, аудиальная – слуховая информация, дигитальный – схематически –логическое  восприятие информации.

  • Экспресс-диагностика семейного состояния (Р.В.Овчарова)

Методика позволяет быстро оценить общую семейную тревожность и уровень выраженности чувств вины, тревоги и нервно-психического напряжения  в семейных отношениях.

  • «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера)

Эта методика весьма полезна для отражения тех фактов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от врачей и психологов, так и  от самих родителей. В подростковый возраст отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому нужно проследить, каким именно образом они меняются, чтобы не допустить возможных отклонений и помочь легче адаптироваться друг к другу, пройти этот период легко.

  • «Родительская тревожность» (А.М.Прихожан)

Тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Это состояние может сохраняться длительное время и накладывать негативный отпечаток на семейные взаимоотношения.

  • PARI (измерение родительских установок и реакций) (в адаптации Т.В. Нещерет)

Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.При этом затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей с ребёнком,но и отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

  1. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).

Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями

  1. Родительский лекторий «Подростковый суицид»
  2. Информационные листы и памятки для родителей
  3. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.
  4. Психолого - педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д. Работа с семьей  ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  5. Работа "Телефона доверия" (номер сотового телефона педагога психолога).
  6. Консультации для родителей по определенному графику.
  7. Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.
  8. Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.
  9. Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.
  10. Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д
  11. Выступления на родительских собраниях в ОУ  по темам: 
  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
  • «Наши ошибки в воспитании детей»;
  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Родительская любовь»;
  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
  • «Капля никотина убивает верблюда»;
  • «Серьезный мир несерьезных подростков»;
  • «Про «Это»…» (подростковая сексуальность);
  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
  • «Понять. Простить. Принять»;
  • «Я бы в дворники пошел… или  Как не отбить у детей желание учиться»;
  • «О любви – взрослые и дети»;
  • «Школьная травля, как  один из подводных камней школьной жизни»;
  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
  • «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
  • «Курение и статистика»;
  • «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

  1. Работа с неблагополучными семьями. Еще один сильный побудитель суицидального поведения молодежи - пьянство родителей. Результаты опросов свидетельствуют, что в семьях, где отец и особенно мать систематически злоупотребляют алкоголем, у детей чаще возникают суицидальные мысли, воплощаемые в реальность.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

 Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:

— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;


— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;


— в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем*.

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

—    диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

— отбор и применение методических средств;

— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:

·         презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);

·         индивидуально-дифференцированный подход (конкректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

·         систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);

·         доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;

·         уважение норм и ценностей семьи;

·         ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
·         адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями;

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).

Методы работы с неблагополучными семьями:

  1. Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

  1. Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

  1. Семья алкоголиков(оба родителя)

 Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д.Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

  1. Семья в состоянии развода или после развода

-         Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.-  Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

  1. Неполная семья

         Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.- Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.- Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.- Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.- Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.- Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)- Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций к воспитанию.

  1. Отчуждённость родителей из-за занятости

- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.- Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.-  Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.

  1. Полная семья, один из родителей пьёт

- Наблюдения и консультация психолога.-  Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.-  Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.-  Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра.- При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

  1. Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

 (одинокая мать-алкоголичка или отец)

- Наблюдения и консультации школьного психолога.- Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- 

9) Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.-  Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.-  Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.-  Консультация у невропатолога или психиатра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".

Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времен...