Главные вкладки

    "Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".
    статья по психологии на тему

    Черёмухина (Князева) Юлия Игоревна

    Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времени на воспитание и развитие своих детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_so_ssylkami_knyazeva_m.g._knyazeva_yu._.docx27.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ

    М. Г. Князева, Ю. И. Черёмухина

    Подростковый возраст - время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу занятости, родители все меньше и меньше уделяют времени на воспитание и развитие своих детей. Порой, им некогда даже поговорить со своим чадом. Все чаще подростки находят собеседников и «тех, кто их понимает» в социальных сетях. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подростков. Неконтролируемый и с каждым днем увеличивающийся поток информации, обрушивающийся на неокрепшую психику подростков, негативно влияет на их мировоззрение. Что усиливает нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, проявления жестокости и агрессивности.

    Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом, осложняя процесс социализации детей как в школе, так и в обществе[1].

    Работа по профилактике асоциального поведения предполагает комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка.

    Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и определяющую роль, поэтому она является  основным звеном в системе профилактики асоциального поведения детей и подростков. Семейная атмосфера в большей степени способствует развитию у ребенка основных ценностей, моральных и культурных норм поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств[2].

    Большую роль в воспитании ребенка играют доверительные внутрисемейные отношения. Даже если иногда родителям подростка кажется, что их ребенок уже достаточно самостоятелен для принятия решений, им не стоит доверять этому чувству, а продолжать выполнять функцию внимательных, понимающих и контролирующих родителей. Нужно помнить, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

    Развитие ребенка осложняется в тех семьях, где отсутствует гармония. Тогда семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Незнание родителями возрастных и характерологических особенностей своего ребенка, может привести как к деформации межличностных отношений (родитель-ребенок), так и к нарушению взаимоотношений как с учителями, так и со сверстниками. Так же многие родители в методах воспитания стремятся вымуштровать ребенка в соответствии с принятыми в обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок.  Во взаимоотношениях с детьми родители не всегда учитывают его чувства, мысли, представления, побуждения и потребности[3].

    Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной, спокойной атмосфере. Чтобы у членов семьи не было разногласий по поводу методов воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов внутри семьи. У ребенка должно присутствовать ощущение безопасности и комфорта. Он должен знать, что его семья является для него источником утешения в минуты отчаяния и волнения.

    При общении с ребенком взрослыми должны использоваться такие принципы как: безусловное принятие ребенка; эмпатия; адекватное отношение со стороны взрослых к происходящему.

    В связи с этим, возникает вопрос о том, как максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.

    Диапазон возможных профилактических форм работы с родителями достаточно широк:

    1. Консультации для родителей.
    2. Анкетирование. Цель: определение типа семейного воспитания, характера внутрисемейных отношений, определение стереотипов родительского поведения в различных ситуациях.
    3. Буклеты, памятки,  информационные листы.
    4. Совместная с детьми досуговая деятельность.
    5. Лекции-беседы. Цель: мотивация родителей на обучение новым отношениям с детьми. Задачи: предоставить родителям информацию о том, что может происходить с ребенком на разных этапах его развития, что является нормой, а что отклонением от нормы, в каких случаях не стоит беспокоится, а когда необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалисту.
    6. Семинары-тренинги. Цель: понять механизм формирования деструктивного мышления и поведения человека и наметить возможные пути восстановления и перехода на позитивное мышление и развитие; определить возможности в построении отношений в различных сферах своей жизни и деятельности.
    7. «Уроки» для родителей. Цель: построение конструктивных отношений с детьми.  
    8. Выездные семинары. Цель: освоение демократических принципов взаимодействия в семье. Задачи: научить определять общие цели для организации совместной деятельности; научиться уважать друг друга, независимо от возраста, жизненного опыта и статуса; научиться определять границы личного пространства каждого участника процесса.

    Групповая форма профилактической работы в данном случае обладает большей эффективностью, т.к. решая задачи, просвещения родителей и помощи (более четкого определения проблем взаимоотношения с детьми, что необходимо для коррекции позиции родителей по отношению к ребенку), в процессе группового занятия родители имеют возможность обучиться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.

    После групповых занятий с элементами тренинга значительно увеличивается количество обращений родителей за консультацией к психологу, что, несомненно, связано с расширением диапазона доверия и безопасности между психологом и родителями, и осознанием того, что психолог реально может помочь в решении.

    От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит успешность и результативность профилактической работы.

    Список литературы:

    1. Абашина А.Д. К вопросу об ответственном родительстве в современной России // Наука и право – Орел, Орловский государственный университет, 2008. - С. 304-308.

    2. Князева М.Г., Князева Ю.И. Влияние психологического климата семьи на формирование личности ребенка// Служба практической психологии в системе образования. Выпуск XIIX. - СПб., АППО. – 2014.-С.203-207

    3. Коробейникова Я.П. Проявления девиантного поведения детей и подростков// Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Пермь, ПГГПУ, 2014.-С.124-128


    [1] Коробейникова Я.П. Проявления девиантного поведения детей и подростков// Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Пермь, ПГГПУ, 2014.-С.124-128

    [2] Абашина А.Д. К вопросу об ответственном родительстве в современной России // Наука и право – Орел, Орловский государственный университет, 2008. - С. 304-308.

    [3] Князева М.Г., Князева Ю.И. Влияние психологического климата семьи на формирование личности ребенка// Служба практической психологии в системе образования. Выпуск XIIX. - СПб., АППО. – 2014.-С.203-207


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

    Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

    «Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»

    Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...

    Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ

    Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения...

    Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"

    В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....

    Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков.

    Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет показывает...

    Программа профилактики асоциального поведения старших подростков «В гармонии с миром и собой»

    Пояснительная записка: 1. Предмет изучения данной программы –  комплексный процесс приобретения подростками социальных навыков;  освоение  правильной модели поведенческих...