Выступление на тему:"Профилактика асоциального поведения у подростков средствами экологической культуры"
календарно-тематическое планирование по теме

Филиппова Надежда Александровна

Выступление на республиканской научно -практичекой конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_n.a.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИППОВА Н.А.

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время наше общество всё больше волнуют проблемы асоциального поведения у подростков. Становится всё более ясной потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях, поиск повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, на его духовную сферу.

Одним из приоритетных направлений в работе с подрастающим поколением признано экологическое воспитание. В процессе организованного взаимодействия подростков с природой решаются многие педагогические задачи: нравственное воспитание, гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое. Природа помогает воспитывать в подростках такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, взаимопомощи, предоставляет им богатый опыт по взаимодействию с окружающим, что способствует их успешной социализации.
Экологическая культура приобретается в природной среде, где можно своими глазами увидеть, руками потрогать и ощутить хрупкость и невинность природы. В процессе взаимодействия с природной средой существенно обогащается процесс воспитания подростков за счёт коллективной познавательной деятельности. Коллективная атмосфера и романтика создают прекрасные условия для экологического воспитания.

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга»  ведётся большая работа по экологическому воспитанию. Чтобы создать наиболее благоприятные условия для формирования экологической культуры, мы в нашем Центре организуем трудовую, познавательную, опытническую, исследовательскую, игровую деятельность воспитанников среди природы. Наряду с традиционными методами и формами воспитания большое внимание уделяем экскурсионным мероприятиям по природным местам, дискуссиям, викторинам и другим  активным формам теоретика - практического осмысления объектов познания. В ходе подготовки мероприятий обращаюсь к различным источникам: художественной литературе, энциклопедическим пособиям, словарям, произведениям исторического жанра и изобразительного искусства, которые могут способствовать формированию у подростков осмысления значимости  коллективной заботы и персональной ответственности за бережное отношение к природе, рачительное отношение к её богатствам.

Важнейшим направлением в этой работе считаю максимальное вовлечение подростков в процесс практического участия в познании окружающей среды, осознание роли каждого за её состояние, воспитание у них активной жизненной позиции. С этой целью вот уже в течение нескольких лет плодотворно сотрудничаем с Республиканской станцией юных натуралистов, участвуя в мероприятиях оздоровительно – спортивного и эколога - туристического характера, которые традиционно проводятся в юго-западном лесном массиве пригорода. Привлекательные по содержанию и самые разнообразные по форме они оставляют сильное впечатление у подростков. Одним из наиболее запоминающихся было кольцевание птиц, проведённое орнитологами республики. Ребятам была предоставлена возможность наблюдать за гнездованием различных видов птиц, наслаждаться их пением, ощутить радость общения с природой. С детьми работаем по проекту «Наши зимующие птицы». Дети изготавливают кормушки, осуществляют подкормку, ведут наблюдения за пернатыми, результаты записывают в специальный дневник, отмечая, сколько птиц прилетело в морозные и тёплые дни, какие виды птиц. Периодически организовываем выставки экологических рисунков и плакатов, делаем картины из природного материала.

Ходим с детьми в двухдневные походы в окрестности старинного села Подлесная Тавла Кочкуровского района с целью проведения наблюдений и сбора коллекций. В походе ребята изучают окружающую природную среду, применяют законы взаимовыручки и коллективизма. С детьми находили родники и чистили их. Ребята действовали под девизом «Живи, родник»! Проводим разнообразные игры, например, «Тайна зелёного бора». Ребята вспоминают историю каждого дерева, его неповторимость и значимость. Вечером организовывали костёр, инсценируя чтение стихов, исполнение песен, рассказов и т.д.

С подростками принимали участие в соревнованиях, организованных по линии МЧС. Дети жили в палаточном лагере. В программу были включены такие виды соревнований, как ориентирование на местности, преодоление различных препятствий. Дети приобретали навыки движения по болотистым местам, поднимались по канатам. Отработка этих навыков во многом способствовала формированию уверенности в том, что в будущем году дети смогут проявить себя более уверенно на слётах и в различных соревнованиях.

Также с детьми ходим в однодневные походы в направлении посёлка Атемар с целью исследования и сравнения особенностей растительного мира в городе, лесной полосе, вдоль дорог интенсивного движения.
На территории Центра с детьми создали лесной ландшафт и миксбордер.  Засадили полосу деревцами, кустарниками, цветами.  С детьми ухаживаем за растениями и планируем продолжать эту работу, совершенствовать формы практического участия воспитанников в окружающей среде.

Налажены продуктивные контакты с Ботаническим садом при Мордовском университете, расположенном в рабочем посёлке Авторемзавод.

Живой интерес у ребят вызывает выращивание растений. Воспитанники выращивают различные овощные культуры и пряные травы, ухаживают за ними и ведут наблюдения. Собранный урожай сдаем в блок питания, где из него готовят различные блюда. Ежегодно с воспитанниками проводим «Праздник урожая», «День Земли». Процесс практических занятий по уходу за насаждениями вызывает дух соперничества и укрепляет практические навыки в вопросах взаимодействия с окружающей средой. Большую роль в воспитательной работе по привитию детям уважительного отношения к окружающему миру и экологической среде играет приобщение их к общественно-полезному труду на территории, прилегающей к Центру. Уборка территории, уход за кустарниками, саженцами и клумбами - неотъемлемые элементы проверки практических умений и навыков воспитанников, сплочение коллектива на основе общности интересов и формирование духа соперничества.

До начала интенсивной работы в весеннее - летний период проводим разные конкурсные мероприятия, направленные на повышение у детей интереса к выбранной проблематике, создание достаточной теоретической базы по основам эколога–практических знаний, умений и навыков.

Для отслеживания эффективности реабилитационного процесса предусматривается проведение диагностической работы.  

Результаты представляются в форме коллективных выставок, творческих работ детей, открытых мероприятий, итоговых занятий.

По результатам проведенной работы в конце учебного года лучшие воспитанники на итоговой общецентровской линейке награждаются почётными грамотами, благодарностями.