Тренинговое занятие, направленное на профилактику рискованного поведения, развития ценности жизни.
классный час по психологии (8 класс)
В современных условиях развития общества проблема профилактики поведения, связанного с риском в молодежной среде, приобретает особую актуальность, так как невозможно рассматривать человека изолированно от общества. В настоящее время активно навязывают несформировавшимся молодым людям ложные жизненные приоритеты, ценности, установки в поведении, которые заведомо ведут к саморазрушению подрастающего поколения и чрезвычайно опасны для их здоровья и благополучия общества в целом.
Поэтому исключительную важность приобретает развитие у подростков модели ответственного поведения, приверженности традиционным ценностям гуманистического общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие, направленное на профилактику рискованного поведения, развития ценности жизни.
В современных условиях развития общества проблема профилактики поведения, связанного с риском в молодежной среде, приобретает особую актуальность, так как невозможно рассматривать человека изолированно от общества. В настоящее время активно навязывают несформировавшимся молодым людям ложные жизненные приоритеты, ценности, установки в поведении, которые заведомо ведут к саморазрушению подрастающего поколения и чрезвычайно опасны для их здоровья и благополучия общества в целом.
Поэтому исключительную важность приобретает развитие у подростков модели ответственного поведения, приверженности традиционным ценностям гуманистического общества.
Цель: способствовать формированию модели ответственного поведения в ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, развитие ценностно-смысловой структуры личности учащихся подросткового возраста.
Задачи: 1) способствовать развитию ответственности за свою жизнь и поступки в ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья;
2) развитие представлений об общечеловеческих ценностях;
3) способствовать закреплению традиционных гуманистических ценностей российского общества.
Условия реализации: просторное помещение, проектор/интерактивная доска, стулья (по количеству участников рабочей группы),
Ход проведения занятия.
Данное занятие входит в программу по профилактике деструктивного поведения учащихся. Поэтому в него не включены такие этапы, как знакомство участников рабочей группы, изучение правил работы в тренинговой группе.
1. Разминка. Игра «Фруктовый салат».
Цель: развитие быстроты реакции, включение в групповую работу, формирование дружеских отношений в коллективе.
Психолог называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру.
Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова «Салат» или «Тарелка», то местами должны поменяться все участники игры.
2. Основная часть. «Игра в ассоциации».
Цель: актуализация представлений о таких понятиях, как риск, рисковое дело, ответственность, последствия.
Ребята, сегодня мне хочется немного поиграть с вами игру на ассоциации. Я называю вам слова, а вы мне – то, что первое придет вам на ум.
На экране появляются слова: Риск, Рисковое дело, Ответственность.
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Риск – это отвага, смелость, решимость, действие на авось, на удачу.
Рисковое дело – сомнительное, опасное действие.
Ответственность – обязанность отдавать отчет кому-либо или себе в своих действиях, поступках.
Последствия – это следствие чего-либо.
Обсуждение: всегда ли слово риск имеет позитивное значение, всегда ли мы осознаем, что то, или иное наше поведение может быть классифицировано как рискованное, задумываемся ли мы о последствиях своих поступков?
Давайте мы сегодня постараемся ответить на данные вопросы.
3. Каждый из нас по-разному может оценить то или иное поведение как рискованное или не рискованное. Сейчас мы выясним ваше отношение по этому вопросу и проведем небольшую и веселую диагностику.
Упражнение «Рискованное поведение» по методу 4 угла. Участникам тренинга озвучивается проблемная ситуация и готовые варианты ответа («Есть риск», «Риска нет», «50:50 %») располагаются в трёх углах комнаты, а четвёртый угол должен быть свободным –для тех, у кого имеется свой вариант ответа. Участникам необходимо оценить степень риска и «проголосовать ногами», то есть пойти в тот угол, который содержит ответ, отражающий его мнение. Участникам нужно дать понять, что время ограничено, однако им разрешается менять свое мнение и переходить из угла в угол после того, как они выслушали чьи-то аргументы.
Ситуации:
1. Взрывать пиротехнические средства, следуя инструкции;
2. Нырять в прозрачную воду с высоты;
3. Улыбаться на улице человеку, которого не знаешь;
4. Выходить гулять поздно вечером, когда уже темно;
5. Догонять автобус, который отошел от остановки;
6. Давать по просьбе незнакомого человека свой мобильный телефон для срочного звонка;
7. Делать селфи;
8. Ходить по крыше.
9. Обследовать подвальные помещения.
Обсуждение: после того как ситуации зачитана, участники выбрали подходящий вариант ответа и разошлись по углам, попросите каждую группу ответить на соответствующие выбранному варианту вопросы:
- Почему ситуация не/рискованная?
- Что делает ситуацию рискованной?
- Что делает ситуацию нерискованной?
- Что нужно знать, чтобы снизить риск в ситуации?
- Что можно сделать, чтобы снизить риск в ситуации?
- Почему некоторые люди готовы рисковать?
- Можно ли любую ситуацию считать рискованной?
Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не убедитесь, что участники поняли связь понятия «риск» с поведением включенных в ситуацию людей.
Вопрос к группе: -Таким образом, какой мы можем сделать вывод?
Участники группы должны прийти к выводу, что практически каждая ситуация несет в себе определенную долю риска.
4. Каждый из нас всегда самостоятельно принимает решение: рисковать в конкретной ситуации, или нет, поддаться соблазну или отказаться от него.
Благодаря чему мы принимаем такие решения: мы руководствуемся интересом, любопытством или же побеждает разум?
Ролевая игра «Воля –разум - любопытство».
Педагог приглашает трёх участников добровольцев на роль Воли, Разума и Любопытства. Даёт участникам инструкцию: «Когда нам приходится принимать непростое решение, в нас борются двое –любопытство и воля». Любопытство говорит: «Попробуй», а воля шепчет «Не стоит!». Но решение принимает разум. Сейчас представьте себе, что вы трое –это один человек – подросток, который пытается принять верное решение. И всё будет зависеть от того, кто сможет больше подобрать аргументов для убеждения – любопытство или воля. Итак, послушайте ситуацию…»
Педагог зачитывает участникам ситуацию: «Твой лучший друг пригласил тебя на вечеринку. Там все знакомые, но среди них есть и те, кто балуется ПАВами. Ты уверен, что и тебе будут тоже предлагать. Ты понимаешь, что там, в гостях уже будет сложно и практически невозможно отказаться. Не пойти – обидишь друга. Но отказаться нужно сейчас» Затем тренер предлагает группе разделиться и выбрать позицию в пользу любопытства и воли. Каждая из сформировавшихся групп теперь сможет помочь своему «герою» (любопытству или воле) аргументами, при условии, что те обратятся к ним за помощью.
Задача любопытства – убедить пойти на вечеринку.
Задача воли – убедить не участвовать в вечеринке.
Задача Разума – выслушать аргументы обеих сторон и принять решение.
На выполнение этого задания участникам даётся ограниченное время.
По итогам упражнения организуется обсуждение:
- Чьи аргументы были более весомыми –воли или любопытства?
- В чью пользу было легче подобрать аргументы?
- Кому из трёх героев было труднее всего в данной ситуации?
- Случалось ли подобное в вашей жизни? Вспомните ситуации из своего опыта, когда приходилось выбирать между любопытством и волей.
- Какой вывод вы сделали из этой ролевой игры?
я предлагаю вам поиграть в следующую игру.
6. Упражнение «Бункер».
Ролевая игра «Бункер».
Цель: отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия, развитие ценностно-смысловой структуры личности.
Описание игры. Участникам дается инструкция: «На Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось, и уровень радиации таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако, что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».
После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2–3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).
Возможный перечень ролей:
1. Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).
2. Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).
3. Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.
4. Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.
5. Мужчина, 22 года, студент Института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.
6. Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.
7. Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.
8. Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей. Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.
9. Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.
10. Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.
Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре. Таким «козырем» могут быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества и т. п. В то же время чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).
Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши – вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните: в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для построения новой цивилизации. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся, – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода окажутся исчерпанными, и вы начнете задыхаться».
При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей.
Число участников игры/Количество мест в «бункере»
6/4
7-8/5
9-10/6
11-12/7
Когда в игре участвует больше 12–13 подростков, то лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на две подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интересно сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.
Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» – например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер, ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.
Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаивании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба?
5. Подведение итогов занятия:
- Было ли проведенное занятие полезным?
- Что понравилось?
- Над чем заставило задуматься?
- Что нового для себя вы почерпнули?
6. Завершающее упражнение «Подарок».
Участники мероприятия должны подарить друг другу что-то нематериальное, то, что нельзя положить в карман, например, звезду с неба, розовый рассвет, удачу, талант и т.п.
Обсуждение: не следует жалеть время на подобные добрые слова, ведь сказать их друг другу – ничего нам не стоит, но этот заряд добра бесценен для всех участников общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика рискованного поведения детей и подростков в соц.сетях (1-11 класс).
Если ваш ребёнок рисует бабочек и китов, есть повод беспокоиться. Группы смерти в социальных сетях. Как уберечь своих детей?Классным руководителям и воспитателям школы материал для проведения родитель...

Профилактика рискованного поведения подростков
основной причиной рискованного поведения подростков является чувство взрослости. Подростки считают себя взрослыми, ведут себя как взрослые, что сопровождается употреблением псевдовзрослых форм по...
Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.
Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...

Помощь семьи и школы в профилактике рискованного поведения среди подростков. Зацепинг.
Данная статья освещает проблему экстремального поведения среди подростков. Представленный материал адресован родителям обучающихся и педагогам. Содержит информацию о причинах данного поведения, ...

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ/
Рискованное поведение подростков – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями, которая может привести к утрате физического и эмоционального з...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая прогр...
План профилактики рискованного поведения.
План профилактики рискованного поведения и инструкция выполнения....