Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов "
рабочая программа по психологии (9 класс)

Степанова Людмила Николаевна

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее (ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана.  В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 66 часов в год с учетом праздничных дней (2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий.

Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Задачи обучения:

  • формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
  • формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
  • формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
  • систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; 
  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
  • наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др.

 

 

 

 

 

Содержание разделов

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Входная диагностика познавательных процессов

2

2

 Что я знаю о своих возможностях

16

3

Что я знаю о профессиях

16

4

Способности и профессиональная пригодность

16

5

Планирование профессиональной карьеры.

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
  • договоренностей;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • составлять план действий с помощью педагога;
  • соблюдать правильные действия при штриховке;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать- их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания- по запаху и вкусу; 
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий;
  • распознавать длительность временных интервалов;
  • называть месяцы года, название года;
  •  называть основные признаки времен года;
  • определять возраст человека.

Достаточный уровень:

  • целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции педагога;
  • выполнять точные движения при штриховке;
  • самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать описание объектов и явлений;
  • определять время по часам;
  • называть основные и дополнительные признаки времен года;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл – минимальная динамика;
  • 2 балла- удовлетворительная динамика;
  • 3 балла – значительная динамика.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-психолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.

Педагог-психолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого,  М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Критерии оценки уровня развития:

  • высокий – 100 - 80%;
  • выше среднего – 79,9 -65%;
  • средний – 64,9 - 45%;
  • низкий – 44,9% и ниже.

               На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Темы занятий

Ход занятий

Самостоятельная работа

Ко-во

Час.

Дата проведения

По плану

По факту

1

Входная диагностика познавательных процессов

 

 

2

04.09.24

04.09.24

 

 

Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях 16ч. ч.

2

Самооценка и уровень притязаний

 

Мини-сочинение «Что такое успех?»

 

2

11.09.24

11.09.24

 

 

3

Темперамент и профессия

Определение темперамента (Модификация личностного опросника Г.Айзенка)

Подобрать профессии к каждому типу темперамента

профессии родителей.

2

18.09.24

18.09.24

 

 

4

Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.

Тест эмоций.

(модификация теста Басса-Дарки) Эмоции, чувства, агрессия, раздражительность, негативизм.

Задания на карточках.

2

25.09.24

25.09.24

 

 

5

Стресс и тревожность

Методика «Определение уровня тревожности»

Тест «Оценка школьных ситуаций Стресс, тревожность темперамент

Подобрать профессии к каждому типу темперамента

2

02.10.24

02.10.24

 

 

6

Определение типа мышления

Методика «Определение типа мышления» (модификация)

Подобрать рекомендации «Как развивать память», «Как развивать внимание»

2

09.10.24

09.10.24

 

 

7

Внимание и память

Продуктивность, любознательность, оригинальность Внимание, память

 Задание на карточках

2

16.10.24

16.10.24

 

 

8

Уровень внутренней свободы

Определение уровня внутренней свободы (модификация методики УСК) Свойства нервной системы, уровень внутренней свободы

 

Мой психологический портрет»

 

2

23.10.24

23.10.24

 

9

Самостоятельная работа

 

«Нарисуй меня»

2

30.10.24

 

Раздел. 2 . Что я знаю о профессиях 16ч.

10

Классификация профессий. Признаки профессий

 

Условия, средства. цели, предмет труда, Пирамида Климова.

 

Ответить на вопросы.

2

06.11.24

 

11

Определение типа будущей профессии.

Определение типа будущей профессии.

(методика Е.А.Климова)

Определить тип профессии родителей.

2

13.11.24

13.11.24

 

 

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Модификация методики Н.С.Пряжникова)

Профессия, специальность, должность

«Профессия моего будущего»

2

20.11.24

20.11.24

 

 

13

Интересы и склонности в выборе профессии

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока)

Интересы, склонности

 Задания на карточках

2

27.11.24

27.11.24

 

 

14

Определение профессионального типа личности

Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж.Голланда)

Реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический типы Подготовиться к самостоятельной работе

 

2

04.12.24

04.12.24

 

 

15

Профессионально важные качества

ПВК, требования к профессии. Профессиональ ный отбор.

Задания на карточках.

2

11.12.24

11.12.24

 

 

16

Профессия и здоровье

Анкетирование «Моё здоровье»

Составить рекомендации «Десять шагов на пути к здоровью»

2

18.12.24

18.12.24

 

 

17

Обобщающий. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия»

 

 

2

25.12.24

25.12.24

 

 

Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность 16 ч.

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Определение технических способностей

способности Н.С.Лесков «Левша», ответить на вопросы

2

15.01.25

15.01. 25

 

 

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития)

интеллект

О.Генри «Последний лист», ответить на вопросы

2

22.01.25

22.01.25

 

 

20

Способности к профессиям социального типа

Поведение в конфликте. Тест Томаса

Профессиональные качества, конфликтология

Подобрать конфликтные ситуации

2

29.01.25

29.01.25

 

 

21

Способности к офисным видам деятельности

Тест «Интеллектуальная лабильность» (модификация)

Профессиональные качества

О.Генри «Дороги, которые мы выбираем», ответить на вопросы

2

05.02.25

05.02.25

 

 

22

Способности к предпринимательской деятельности

«Я-руководитель

Профессиональные качества

Задание на карточках

2

12.02.25

12.02.25

 

 

23

Артистические способности

«Мыслитель или художник»

Способности: артистические, литературные, музыкальные, художественные, креативность

Мини-сочинение «Моя творческая удача».

2

19.02.25

19.02.25

 

 

24

Уровни профессиональной

Проф. пригодность/непригодность, соответствие профессии, призвание.

Задание на карточках.

2

26.02.25

26.02.25

 

 

25

Обобщающий Самостоятельная работа «Мои способности».

 

 

2

05.03.25

05.03.25

 

 

Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры. 18 ч.

26

Мотивы и потребности

Определение мотивации

(автор Е. Головаха)

Мотивация, потребности, ценности

Иерархия потребностей.

2

12.03.25

12.03.25

 

 

27

Ошибки выборе профессии.

 

Анализ отрывка из «Записных книжек» А.Чехова.

2

19.03.25

19.03.25

 

28

Современный рынок труда

Рынок труда, работадатель, спрос, динамика, наем на работу

Анализ городского

рынка труда

2

02.04.25

02.04.25

09.04.25

09.04.25

 

 

29

Пути получения профессии

Матрица профессионального выбора

Образовательная траектория. Профессиональное образования. Среднее специальное образование. Высшее образование Построить свою образовательную траекторию.

2

16.04.25

16.04.25

 

 

30

Навыки самопрезентации

Презентация, самопрезентация, резюме.

Подготовить самопрезентацию

2

23.04.25

23.04.25

 

 

31

Защита самопрезентаций

Презентация, самопрезентация, резюме

 

2

30.04.25

30.04.25

 

 

32

Стратегия выбора профессии

Хочу, могу, надо – слагаемые правильного выбора.

Подготовиться к контрольной работе.

2

07.05.25

07.05.25

 

 

33

Контрольная работа

Проект «Моя будущая профессия»

 

2

14.05.25

14.05.25

 

 

34

Защита проектов «Моя будущая профессия

 

 

2

21.05.25

21.05.25

 

        

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник  игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
  2. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий».
  3. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
  4. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.
  6. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
  7. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа " Психология"49.06 КБ
Файл аннотация14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Турунтаевская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Принято:                            Согласовано:                                        Утверждено:

на заседании МО              зам. Директора по УР                           директор

Протокол № 1               ______ Н.Б. Савельева                        _______ Е.В. Хамуева От 30.08.2024г.                  02.09.2024г.                                     Пр. № __ от __.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

 «по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,

 9 класс

на 2024-2025 учебный год

                                                                         

                                                  Составитель: Степанова Людмила Николаевна,

                                                   Педагог-психолог

с. Турунтаево , 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                     3

II.        СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ                                                         5

III.        .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ                                               7

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                           11                                      

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее (ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана.  В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 66 часов в год с учетом праздничных дней (2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий.

Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Задачи обучения:

  • формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
  • формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
  • формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
  • систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;  
  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
  • наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др.

Содержание разделов

№ п/п

Название разделов 

Количество часов

1

Входная диагностика познавательных процессов

2

2

 Что я знаю о своих возможностях

16

3

Что я знаю о профессиях

16

4

Способности и профессиональная пригодность

16

5

Планирование профессиональной карьеры.

18

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
  • договоренностей;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • составлять план действий с помощью педагога;
  • соблюдать правильные действия при штриховке;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;  
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий;
  • распознавать длительность временных интервалов;
  • называть месяцы года, название года;
  •  называть основные признаки времен года;
  • определять возраст человека.

Достаточный уровень:

  • целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции педагога;
  • выполнять точные движения при штриховке;
  • самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать описание объектов и явлений;
  • определять время по часам;
  • называть основные и дополнительные признаки времен года;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл – минимальная динамика;
  • 2 балла- удовлетворительная динамика;
  • 3 балла – значительная динамика.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-психолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.

Педагог-психолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого,  М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Критерии оценки уровня развития:

  • высокий – 100 - 80%;
  • выше среднего – 79,9 -65%;
  • средний – 64,9 - 45%;
  • низкий – 44,9% и ниже.

               На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Ход занятий

Самостоятельная работа

Ко-во

Час.

Дата проведения

По плану

По факту

1

Входная диагностика познавательных процессов

2

04.09.24

04.09.24

 

Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях 16ч. ч.

2

Самооценка и уровень притязаний

Мини-сочинение «Что такое успех?»

2

11.09.24

11.09.24

3

Темперамент и профессия

Определение темперамента (Модификация личностного опросника Г.Айзенка)

Подобрать профессии к каждому типу темперамента

профессии родителей.

2

18.09.24

18.09.24

4

Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.

Тест эмоций.

(модификация теста Басса-Дарки) Эмоции, чувства, агрессия, раздражительность, негативизм.

Задания на карточках.

2

25.09.24

25.09.24

5

Стресс и тревожность

Методика «Определение уровня тревожности»

Тест «Оценка школьных ситуаций Стресс, тревожность темперамент

Подобрать профессии к каждому типу темперамента

2

02.10.24

02.10.24

6

Определение типа мышления

Методика «Определение типа мышления» (модификация)

Подобрать рекомендации «Как развивать память», «Как развивать внимание»

2

09.10.24

09.10.24

7

Внимание и память

Продуктивность, любознательность, оригинальность Внимание, память

 Задание на карточках

2

16.10.24

16.10.24

8

Уровень внутренней свободы

Определение уровня внутренней свободы (модификация методики УСК) Свойства нервной системы, уровень внутренней свободы

Мой психологический портрет»

2

23.10.24

23.10.24

9

Самостоятельная работа

«Нарисуй меня»

2

30.10.24

Раздел. 2 . Что я знаю о профессиях 16ч.

10

Классификация профессий. Признаки профессий

Условия, средства. цели, предмет труда, Пирамида Климова.

Ответить на вопросы.

2

06.11.24

11

Определение типа будущей профессии.

Определение типа будущей профессии.

(методика Е.А.Климова)

Определить тип профессии родителей.

2

13.11.24

13.11.24

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Модификация методики Н.С.Пряжникова)

Профессия, специальность, должность

«Профессия моего будущего»

2

20.11.24

20.11.24

13

Интересы и склонности в выборе профессии

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока)

Интересы, склонности

 Задания на карточках

2

27.11.24

27.11.24

14

Определение профессионального типа личности

Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж.Голланда)

Реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический типы Подготовиться к самостоятельной работе

2

04.12.24

04.12.24

15

Профессионально важные качества

ПВК, требования к профессии. Профессиональ ный отбор.

Задания на карточках.

2

11.12.24

11.12.24

16

Профессия и здоровье

Анкетирование «Моё здоровье»

Составить рекомендации «Десять шагов на пути к здоровью»

2

18.12.24

18.12.24

17

Обобщающий. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия»

2

25.12.24

25.12.24

Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность 16 ч.

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Определение технических способностей

способности Н.С.Лесков «Левша», ответить на вопросы

2

15.01.25

15.01. 25

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития)

интеллект

О.Генри «Последний лист», ответить на вопросы

2

22.01.25

22.01.25

20

Способности к профессиям социального типа

Поведение в конфликте. Тест Томаса

Профессиональные качества, конфликтология

Подобрать конфликтные ситуации

2

29.01.25

29.01.25

21

Способности к офисным видам деятельности

Тест «Интеллектуальная лабильность» (модификация)

Профессиональные качества

О.Генри «Дороги, которые мы выбираем», ответить на вопросы

2

05.02.25

05.02.25

22

Способности к предпринимательской деятельности

«Я-руководитель

Профессиональные качества

Задание на карточках

2

12.02.25

12.02.25

23

Артистические способности

«Мыслитель или художник»

Способности: артистические, литературные, музыкальные, художественные, креативность

Мини-сочинение «Моя творческая удача».

2

19.02.25

19.02.25

24

Уровни профессиональной

Проф. пригодность/непригодность, соответствие профессии, призвание.

Задание на карточках.

2

26.02.25

26.02.25

25

Обобщающий Самостоятельная работа «Мои способности».

2

05.03.25

05.03.25

Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры. 18 ч.

26

Мотивы и потребности

Определение мотивации

(автор Е. Головаха)

Мотивация, потребности, ценности

Иерархия потребностей.

2

12.03.25

12.03.25

27

Ошибки выборе профессии.

Анализ отрывка из «Записных книжек» А.Чехова.

2

19.03.25

19.03.25

28

Современный рынок труда

Рынок труда, работадатель, спрос, динамика, наем на работу

Анализ городского

рынка труда

2

02.04.25

02.04.25

09.04.25

09.04.25

29

Пути получения профессии

Матрица профессионального выбора

Образовательная траектория. Профессиональное образования. Среднее специальное образование. Высшее образование Построить свою образовательную траекторию.

2

16.04.25

16.04.25

30

Навыки самопрезентации

Презентация, самопрезентация, резюме.

Подготовить самопрезентацию

2

23.04.25

23.04.25

31

Защита самопрезентаций

Презентация, самопрезентация, резюме

2

30.04.25

30.04.25

32

Стратегия выбора профессии

Хочу, могу, надо – слагаемые правильного выбора.

Подготовиться к контрольной работе.

2

07.05.25

07.05.25

33

Контрольная работа

Проект «Моя будущая профессия»

2

14.05.25

14.05.25

34

Защита проектов «Моя будущая профессия

2

21.05.25

21.05.25

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник  игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
  2. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий».
  3. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
  4. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.
  6. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
  7. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996г.



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

(9 КЛАСС)

(ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 9 класса (вариант 1), разработана на основе:

  • Федерального        государственного        образовательного        стандарта        образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Федеральной        адаптированной        основной        общеобразовательной        программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (далее-АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 9 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы....

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов  разработана в соответствии с  положением о структуре, порядке р...