Учитель и родители, их взаимодействие
статья по психологии
«Только вместе с родителями, общими
усилиями, педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»,
В.А. Сухомлинский.
Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями», гласит старый школьный афоризм. Отношения с родителями, общение с ними - неотъемлемая часть работы учителя. Учитель чаще всего обращается к родителям только тогда, когда у детей возникают проблемы: с обучением, поведением и т.д. Естественная реакция родителя - защитить своего ребенка. Если учитель и родители не смогут найти общий язык, это может привести к конфликту.
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель и родители, их взаимодействие
«Только вместе с родителями, общими
усилиями, педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»,
В.А. Сухомлинский.
1.Организационный момент
-Здравствуйте! Рада всех приветствовать.
Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями», гласит старый школьный афоризм. Отношения с родителями, общение с ними - неотъемлемая часть работы учителя. Учитель чаще всего обращается к родителям только тогда, когда у детей возникают проблемы: с обучением, поведением и т.д. Естественная реакция родителя - защитить своего ребенка. Если учитель и родители не смогут найти общий язык, это может привести к конфликту.
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.
2. Введение в тему
1) Мультфильм «Мост»
- Почему первая пара животных не смогли договориться?
-Как удалось зайцу и щенку успешно решить проблему?
-Чему учит нас этот пример?
2) «Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок?
Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен.
Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей».
- Сегодня будем говорить с вами о взаимодействии и общении учителя и родителя. И о том, как помочь в этом обеим сторонам.
Упражнение «Яблоко и червячок»
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!»
- Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
- А теперь зачитайте ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Прочитайте свое высказывание и назовите способ выхода из данной ситуации.
(Варианты ответов: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - конкуренция, соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
3.Теориетическая часть.
Что мешает взаимодействию «учитель - родитель» (конфликт)
Профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд различных моментов, умение грамотно выбрать стратегию поведения в любой ситуации для учителя важно.
В большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей общая
Сейчас рассмотрим СИТУАЦИИ, рассудите ( 2 группы дети и 2 родители)
Ситуация №1
Родитель: Почему мой сын не может ходить в школу в джинсах. Они ведь чёрные!
Учитель: Это ….
- Как убедить родителя и не испортить отношения? Как вы думаете?
Ситуация №2
Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения. Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.
Вопрос: каким может быть правильный ответ для решения назревшей проблемы?
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА БУРНЫЙ ВЫПЛЕСК ЭМОЦИЙ РОДИТЕЛЯ?
Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакивайте, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Будьте терпимы! Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.
Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Надо убедить родителей: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо! А родители обязаны в это поверить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и родителя
Взаимодействие учителя и родителя...

Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка
Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....

Учитель и родители – оптимизация взаимодействия Выступление на педсовете
Сегодня часто пишут о том, что для многих детей единственным местом, где есть хоть какое-то дело до ребенка и его воспитания, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу – ведь име...

Взаимодействие учителя и родителей учащихся
Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

