РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
рабочая программа по психологии (11 класс)

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- 7, 9 - 11.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse.05_psihologiya_obshcheniya_.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Утверждаю:

Директор ГБПОУ МСМТ

___________________Е.А. Малыхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ.05 Психология общения

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

2023 г.

Одобрена и рекомендована:

предметной цикловой комиссией «Социально-гуманитарного профиля»

Согласовано:

зам. директора по УР

______________ Засова Е.С.

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Разработчик:

Калистратова Г.А., преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Рецензент внутренний:

А.В Головина, методист «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по профессии Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, по дисциплине «Психология общения» (Приказ № 2 от МОиН РФ), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Психология общения» одобренной ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от #1075;. для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по профессии СПО


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- 7, 9 - 11.

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Код ОК

Умения

Знания

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

  • Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • вербальные и невербальные средства общения.
  • взаимосвязь общения и деятельности
  • роли и ролевые ожидания в общении
  • виды социальных взаимодействий
  • этические принципы общения
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


Выпускник ,освоивший образовательную программу,должен обладать следующими профессиональными компетенции(далее –ПК),соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице №2 настоящего ФГОС СПО:

  1. .1Участие в проектировании зданий и сооружений:

ПК Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями;

ПК Выполнять расчеты и конструирование строительных конструкций;

ПК Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием средств автоматизированного проектирования;

ПК Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий

Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства:

ПК Выполнять подготовительные работы на строительной площадке

ПК Выполнять строительно-монтажные работы, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства;

ПК Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расходов материальных ресурсов;

ПК Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ и расходуемых материалов;

Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений:

ПК Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего ремонта и реконструкции строительных объектов;

ПК Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач;

ПК Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ;

ПК Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений;

ПК Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов.

Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов:

ПК Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений

ПК Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий;

ПК Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий, в том числе отделки внутренних и наружных поверхностей конструктивных элементов эксплуатируемых зданий;

ПК Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния реконструкций зданий.

Вспомогательная деятельность по сбору и хранению информации, необходимой для обеспечения строительного производства строительными и вспомогательными материалами и оборудованием:

ПК Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в строительных и вспомогательных материалах и оборудовании;

ПК Формирование базы данных по строительным и вспомогательным материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и(или) производителям.

Организация работы складского хозяйства:

ПК Приемка и хранение строительных и вспомогательных материалов и оборудования;

ПК Организация выдачи строительных и вспомогательных материалов и оборудования;

ПК #1057;оздание условий для безопасного хранения и сохранности складируемых строительных материалов и оборудования без потери эксплуатационных свойств.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная учебная нагрузка

40

в том числе:

теоретическое обучение

20

лабораторные работы

практические занятия

20

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация: зачет с оценкой

.

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения

№ учебного занятия

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Раздел 1. Теоретические основы изучения общения в психологии

1

Методологические и логические основы психологии общения.

Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. Социология коммуникации и психология общения.

Психофизиологические основы речи

1

2

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: Составление кроссворда по теме учебного занятия

Контроль в форме: проверка выполнения составленного кроссворда

2

Речь как средство общения.

Общение как ведущая деятельность специалиста по социальной работе. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

3-4

Практическое занятие №1: Составление древа понятия «общение»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

5

Психологическая структура и функции общения.

Этика общечеловеческая. Определение и психологическая структура общения.. Социально психологическая характеристика личных взаимоотношений. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретация на этой основе их поступков. Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

6

Этика делового общения.

Этика профессиональная. Формирование профессиональной этики. Принципы этики деловых отношений. Социально психологическая характеристика деловых взаимоотношений Реализация функций общения в деятельности специалиста по социальной работе

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

7-8

Практическое занятие №2: Семинарское занятие «Общение как инструмент современного специалиста»

2

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

9-10

Практическое занятие №3: Нейтрализация стереотипов общения

2

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Раздел 2. Психологические особенности делового общения

11

Культура поведения.

Культура поведения как форма общения людей, их поступки, основанные на нравственности, этическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти нравственную линию поведения в нестандартной, экстремальной ситуации.

1

1

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

12

Этика делового общения

Современные взгляды на место этики в деловом общении. Общеэтические принципы и характер делового общения.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

13

Речевой этикет.

Речевой этикет - правило речевого поведения в обществе. Деловая риторика и ее значимость для эффективности деловых отношений.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

14

Этика делового красноречия. Национальные, исторические и др. корни делового красноречия.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

15

Виды речевого воздействия.

Виды речевого воздействия и специфические требования этики, предъявляемые к каждому виду (выступлению на общем собрании, совещании, участию в деловой беседе и пр.).

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

16

Деловой речевой этикет.

Стиль делового речевого воздействия и этикет. Комплементы. Эпидейктическая речь.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

17-18

Практическое занятие № 4. Составление плана публичного выступления

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

19

Психологические особенности делового телефонного разговора и письменного делового общения.

Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного разговора. Схема наиболее рациональной композиции делового разговора. Что можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

20

Контрольно-проверочный урок в виде тестирования полученных знаний

1

3

21-22

Практическое занятие №5: Деловая игра «Этикет телефонного разговора»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

23-24

Практическое занятие №6: Составление текста делового письма

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Раздел 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий

25

Социально- психологическая характеристика конфликтов.

Типология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.

1

1

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

26

Разрешение конфликтов.

Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного общения.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

27-28

Практическое занятие №7: Психотренинг «Конструктивный конфликт»

2

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

29-30

Практическое занятие №8: Психотренинг «Развитие уверенности в себе»

2

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

31

Психологическая характеристика невербального общения.

Разделы психологии, изучающие невербальные средства общения. Кинесика. Экстралингвистика и паралингвистика. Такесика. Проксемика.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

32

Жесты, мимика, пантомимика как средство общения.

Значение взгляда в общении. Мимика как средство общения. Пантомимика. Виды жестов и поз.

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

33-34

Практическое занятие №9: «Невербальные средства общения»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Раздел 4. Верификация ложной информации в процессе общения

35

Определение и психологическая структура лжи.

Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Причины негативного искажения информации. Признаки обмана в общении

1

2

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

36

Искажение информации.

Причины негативного искажения информации. Признаки обмана в общении

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

37

Верификация ложной информации.

Верификация ложной информации по словам; верификация ложной информации по голосу; верификация ложной информации по пластике; верификация ложной по мимике.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: устный опрос

Контроль в форме: проверка устных ответов

38-39

Практическое занятие №10 Отработка приемов эффективного слушания

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

40

Контрольно-проверочный урок в виде тестирования полученных знаний

1

Промежуточная аттестация в форме зачет с оценкой

Всего:

40

3 условия реализации программы дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие столы и стулья для студентов;
  • рабочий стол и стул для преподавателя;
  • комплект контрольно-измерительных материалов;
  • комплект бланков технологической документации;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • мультимедиа проектор;
  • мультимедиа экран;
  • источник бесперебойного питания;
  • специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
  • устройство для вывода звуковой информации – колонки.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Дополнительные источники: Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного и письменного опроса.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знание:

-взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

- владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации

Оценка решений творческих задач

Тестирование

Анализ ролевых ситуаций

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

описывает техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций

приемы саморегуляции в процессе общения

намечает и описывает приемы саморегуляции.

Умение:

- применять технику и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения

Оценка результатов выполнения практической работы

Оценка решений творческих задач

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

-разрешает смоделированные конфликтные ситуации

-демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для профессии: 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС -по специальности270802  «Строительство и эксплуатация зданий и соор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.Программа учебной дисциплины может быть ис...

Рабочая программа для ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа для ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК  для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и  сооружений»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборуд

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 Физическая культура Специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе основного общего образования)

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский язык)» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной...