Статья на тему: «Развитие критического мышления у школьников»
статья по психологии (7 класс)

Севастьянова Елена Вячеславовна

Формирование навыков критического мышления у сегодняшних школьников – требование времени, результат новых подходов в обучении, пришедших в российские школы с новыми образовательными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

         Статья на тему: «Развитие критического мышления у школьников»

 

Автор: Севастьянова Елена Вячеславовна

История критического мышления в области психологии и образования насчитывает многие годы. Способность критически мыслить была важна во все времена, но в XXI веке, когда мир вступил в период глобальных изменений, когда в постоянно изменяющихся условиях требуется умение решать возникающие новые, нестандартные проблемы, без умения критически мыслить просто не обойтись.

Автор термина «критическое мышление» (critical thinking) — философ Джон Дьюи. Он также называл его рефлективным мышлением и объяснял его как осторожное, активное, последовательное рассмотрение любого убеждения и точки зрения.

Критически мыслящий человек:

рассматривает информацию с разных сторон;

формирует свои взгляды, а не руководствуется мнением большинства;

ставит под сомнение сведения, проверяет источники информации;

ищет причинно-следственные связи и логичные доводы.

Критическое мышление - это способность, которая позволяет принимать взвешенные решения, делать выводы, четко формулировать свои мысли, учит убедительной аргументации и даже распознаванию мошеннических уловок.

Формирование навыков критического мышления у сегодняшних школьников – требование времени, результат новых подходов в обучении, пришедших в российские школы с новыми образовательными стандартами.

                                    Где и кому пригодится критическое мышление?

Использовать критическое мышление можно и нужно каждый день, во всех сферах жизни, например, в учебе, работе и быту.

Чтобы от обучения был толк, важно не просто заучить материал. Критически мыслящий школьник   осмысляет, перерабатывает, проверяет информацию, задает вопросы и ищет ответы в других источниках. Критическое мышление помогает понимать теорию и применять знания на практике.

Алгоритм мышления

Алгоритм включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед вами стоит задача, требующая применения критического мышления. Этот алгоритм должен послужить в качестве руководства, направляющего процесс мышления.

Хотя при решении всех этих задач алгоритм и остается одним и тем же, конкретные средства и приемы будут меняться в зависимости от характера задачи. В основе предлагаемого алгоритма лежит схема решения задач, предложенная в 1945 г. выдающимся математиком Джорджем Полья.

Следующие вопросы служат для упорядочения процесса мышления.

1.    Какова цель? Четко обозначенная цель помогает направить процесс мышления в нужную сторону.

2.    Что известно? Это отправной пункт направленного мышления. Хотя это может казаться очевидным, но, когда вы станете пользоваться данным алгоритмом в реальных ситуациях, вы поймете, что приходится неоднократно возвращаться к известному. Некоторая информация окажется достоверной, другая же может вызывать сомнения или быть неполной. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3.    Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Как только вы получили представление о том, где вы находитесь (наличная информация) и в каком направлении вам следует двигаться (цель), вы уже способны составить план своих мыслительных операций. Точно так же, как и при решении различных типов умственных задач, вам придется воспользоваться различными навыками и приемами мышления (логических выводах, анализе аргументов, проверке гипотез, принятии решений, оценке вероятности событий).

4.    Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении задания является, пожалуй, решающим фактором успеха.

 

Литература:

Д. Халперн «Психология критического мышления».

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).

Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. – 2-е изд., – Санкт-Петербург : КАРО, 2018 – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Развитие критического мышления у школьников.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыко...

Статья по теме: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

В статье описываются возможности развития критического мышления на занятиях экологической направленности....

Кластер, как прием развития критического мышления у школьников с ОВЗ

В статье вы найдете ответы, на многие вопросы: как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно за...

Программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса Тема: «Развитие критического мышления у школьников с помощью математики в образовательном процессе»2024г

Развить у школьников критическое мышление через применение математических методов и логических подходов, улучшить навыки аналитического мышления, способность аргументировать, выбирать правильные решен...

Развитие критического мышления у школьников через математику 2024г

Математика, как дисциплина, требует от учащихся системного подхода, логических рассуждений и способности к анализу, что делает её идеальным инструментом для развития критического мышления....