Статья по теме: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
статья

Шарапов Антон Александрович

В статье описываются возможности развития критического мышления на занятиях экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Выполнил:

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Шарапов А.А.

На сегодняшний день темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие общества, поэтому, чтобы современному работнику поспевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать себя. Это необходимо для того, чтобы успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда. Данное новшество получило отражение и в стандартах ФГОС. Это означает, что изменения коснулись всех уровней образования, включая и дополнительное. Таким образом, в обучении, на занятиях, в целом произошли изменения – от передачи информации к активности учащегося. При этом роль педагога остается главной: он способствует формированию у учащихся «навыков XXI века».

        Формирование экологической культуры человека – сложная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, тщательной и многоплановой работы, направленной на формирование личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего города.

        Экологическое воспитание учащихся средней школы заключается в формировании экологического сознания – сознательного отношения к окружающей среде, с целью защиты природных ресурсов и их рационального использования.

        Основная цель экологического образования – формирование личности с развитым экологическим сознанием и культурой.

Отношения между человеком и природой во все времена были одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат времени. В настоящее время для сохранения и продолжения жизни на Земле необходимо овладение новыми ценностно-нормативными отношениями, позволяющими преодолеть отчужденность человека от природы. В связи с этим необходимо создать систему непрерывного экологического обучения.

        Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении с ней обращаться. Формирование этой культуры – длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и за ее пределами. Целью воспитания в экологической культуре учащихся средней школы является воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно за счет систематической работы, как в школе, так и во внеклассной деятельности, в системе дополнительного образования. В этом случае у школьников формируется система научных знаний, направленных на понимание законов природы и общества, потребность в общении с природой и готовность к охране природы.

        Обучение по программе должно быть  направлено не только на получение специальных знаний по предмету, но также на развитие метапредметных свойств личности: наблюдательности, внимания, сострадания, милосердия и т. д.

        Решая кейсы, а также подготавливая проекты, у учащихся развиваются творческие способности, появляется возможность проявить себя.

        Следует отметить, что формирование экологической культуры учащихся средней школы происходит в едином сочетании перечисленных направлений.

        Критическое мышление.

В ходе изучения и применения методов и приёмов развития технологии критического мышления на занятиях экологической направленности можно выделить наиболее подходящие для каждой фазы занятия

1. Стадия вызова

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое экологическое  понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

 «Мозговой штурм». Дети могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. Подходит для разбора экстремальных ситуаций и решения ситуационных задач по разным экологическим вопросам.

2. Стадия осмысления

«Зигзаг». Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

3. Стадия рефлексии

«Синквейн»

В переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Статья "Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ОГЭ/ГИА"

Материал адресован учителям осуществляющим подготовку обучающихся к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла. Представленная технология позволяет развить способность обучающихся критически мыслить, что яв...

Статья. Образовательная технология ’’развитие критического мышления’’ как средство повышения уровня знаний учащихся.

Статья содержит:краткую характеристику технологииописание этапов урока в 8 классе ( чистые вещества и смеси), проведённого с применением данной технологии...