Значение ТРИЗ в развитии творческого мышления дошкольников
занимательные факты по психологии

Мокрова Анастасия Валерьевна

Технология решения изобретательски задач или ТРИЗ предоставляет инструменты и методы, которые помогают детям:

  • Систематически подходить к решению проблем: Дети учатся разбивать задачу на части и анализировать её с разных сторон.
  • Генерировать оригинальные идеи: Методы ТРИЗ стимулируют поиск нестандартных решений и поощряют креативность.
  • Преодолевать психологические барьеры: Игры и упражнения по ТРИЗ помогают детям не бояться ошибок и воспринимать их как часть обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на тему ТРИЗ273.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль Технологии Решения Изобретательских Задач в развитии творческого мышления дошкольников

В современном мире, где изменения происходят стремительно, такие навыки как креативное мышление, быстрота реакций, творческий подход и оригинальность взглядов, становятся неотъемлемой частью успешной личности.

Picture background

ТРИЗ предоставляет инструменты и методы, которые помогают детям:

  • Систематически подходить к решению проблем: Дети учатся разбивать задачу на части и анализировать её с разных сторон.
  • Генерировать оригинальные идеи: Методы ТРИЗ стимулируют поиск нестандартных решений и поощряют креативность.
  • Преодолевать психологические барьеры: Игры и упражнения по ТРИЗ помогают детям не бояться ошибок и воспринимать их как часть обучения

Рекомендации по организации занятий с использованием методов ТРИЗ

  1. Создание комфортной атмосферы:
    Обеспечьте дружелюбную и поддерживающую среду, где дети не боятся выражать свои идеи.
  2. Использование наглядных материалов:
    Применяйте картинки, игрушки, модели для визуализации задач и решений.
  3. Поощрение инициативы:
    Хвалите детей за активное участие и оригинальные идеи.
  4. Гибкость в подходе:
    Адаптируйте задания под интересы и уровень развития конкретной группы детей.
  5. Интеграция с другими видами деятельности:
    Связывайте методы ТРИЗ с художественным творчеством, музыкой, физической активностью.
  6. Вовлечение родителей:
    Предлагайте задания, которые дети могут выполнить дома с родителями, организуйте совместные мероприятия

Интеграция в повседневную деятельность
●    Повседневные ситуации: Использование элементов ТРИЗ при решении ежедневных бытовых задач в группе.
●    Разговоры и обсуждения: Стимулирование детей задавать вопросы, рассуждать о явлениях и предметах вокруг них.
●    Творческие проекты: Реализация небольших проектов, где дети применяют методы ТРИЗ для создания чего-то нового.

Мониторинг и оценка

Наблюдение за прогрессом
●    Дневники наблюдений: Воспитатели фиксируют изменения в поведении и мышлении детей, отмечают успехи и трудности.
●    Оценка творческих работ: Анализ рисунков, поделок, рассказов детей на предмет проявления творческого подхода.
●    Регулярные диагностики: Проведение игр и заданий, позволяющих оценить развитие творческих способностей.


Обратная связь
●    Беседы с детьми: Обсуждение с детьми того, что им понравилось, какие задачи были интересными или сложными.
●    Анкетирование родителей: Сбор мнений родителей о том, заметили ли они изменения в поведении и мышлении ребенка.
●    Обсуждение в педагогическом коллективе: Совместный анализ результатов, обмен опытом и идеями.

Корректировка и совершенствование

Анализ результатов
●    Сравнение с поставленными целями: Оценка того, насколько достигнуты изначальные цели программы.
●    Выявление затруднений: Определение причин возможных неудач или трудностей в освоении материалов детьми.
●    Анализ методик: Оценка эффективности применяемых методов и инструментов ТРИЗ.


Адаптация подходов
●    Изменение содержания занятий: Корректировка тематики и сложности задач в соответствии с потребностями детей.
●    Индивидуализация обучения: Разработка индивидуальных маршрутов развития для детей с разным уровнем подготовки.
●    Внедрение новых методов: Поиск и применение дополнительных методик для усиления эффекта

Примеры методов и упражнений ТРИЗ:

Picture background

Упражнение "Живой автомобиль":
○    Цель: Понять, как работают части автомобиля.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Разделите детей на группы, каждая из которых представляет часть автомобиля: колеса, двигатель, руль, фары.
■    Шаг 2: Каждая группа придумывает и показывает, что делает их "человечек".
■    Шаг 3: Все группы вместе инсценируют работу автомобиля, показывая взаимодействие между частями.
○    Обсуждение: Что произойдет, если один из "человечков" перестанет работать? Как это повлияет на всю систему?


Упражнение "Сказочное дерево":
○    Цель: Изучить строение и функции частей дерева.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Дети представляют корни, ствол, ветви, листья, плоды.
■    Шаг 2: Каждый ребенок рассказывает о своем "человечке", что он делает для дерева.
■    Шаг 3: Создание коллективного рассказа о том, как все части помогают дереву расти и жить.
○    Обсуждение: Почему важны все части дерева? Что случится, если убрать одну из них?

Метод фантастической добавки

Примеры упражнений Упражнение "Волшебный зонтик":
○    Цель: Придумать способ не промокнуть под дождем без зонтика.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Обсудить проблему: начинается дождь, а зонтика нет.
■    Шаг 2: Дети предлагают фантастические решения (например, облако, которое отталкивает дождь, волшебная шляпа, которая расширяется и накрывает).
■    Шаг 3: Рисование или лепка придуманных предметов.
○    Обсуждение: Как придуманный предмет поможет? Какие у него свойства? Можно ли использовать его в других ситуациях?


Упражнение "Суперботинки":
○    Цель: Изобрести обувь, которая помогает преодолевать препятствия.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Представить различные препятствия (грязь, лужи, горы).
■    Шаг 2: Дети придумывают ботинки с фантастическими свойствами (летающие ботинки, ботинки-кенгуру).
■    Шаг 3: Создание моделей из подручных материалов.
○    Обсуждение: Какие проблемы решают эти ботинки? Какие еще функции можно добавить?

Метод Системный оператор, или метод "9 экранов"

Как применять

1.    Рисование матрицы из 9 клеток:

  • Три ряда (прошлое, настоящее, будущее) и три столбца (подсистема, система, надсистема).

2.    Заполнение матрицы:Центральная клетка: Текущий объект или ситуация.

  • Подсистема: Части объекта.
  • Надсистема: Более широкая система, в которую входит объект.

3.    Обсуждение каждого экрана:

  • Что было в прошлом? Как выглядела подсистема? Что изменится в будущем?

Упражнение "История книги":
○    Цель: Рассмотреть, как развивались способы передачи информации.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Центральная клетка: книга сейчас.
■    Шаг 2: Подсистема:
■    Прошлое: Свитки.
■    Настоящее: Страницы, обложка.
■    Будущее: Электронные страницы.
■    Шаг 3: Система:
■    Прошлое: Рукописные тексты.
■    Настоящее: Печатные книги.
■    Будущее: Электронные книги.
■    Шаг 4: Надсистема:
■    Прошлое: Устные рассказы.
■    Настоящее: Библиотеки.
■    Будущее: Виртуальные реальности.
○    Обсуждение: Как изменялись способы передачи знаний? Что может появиться в будущем?

Метод Что будет если?

Как применять

1.    Постановка вопроса:

  • Предлагается ситуация или объект, и задается вопрос "Что будет, если...?"

2.    Генерация идей:

  • Дети предлагают различные варианты развития событий в результате изменения.

3.    Анализ последствий:

  • Обсуждаются положительные и отрицательные стороны предложенных изменений.

Примеры упражнений

Упражнение "Что будет, если животные начнут говорить?":
○    Цель: Развитие фантазии и понимания последствий изменений.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Задаем вопрос: "Что будет, если животные начнут говорить?"
■    Шаг 2: Дети предлагают идеи (например, мы сможем понимать их желания, они будут просить права, могут рассказать о природе).
■    Шаг 3: Обсуждение, как это изменит жизнь людей и животных.
○    Обсуждение: Какие проблемы могут возникнуть? Какие преимущества? Как мы должны будем измениться?


Упражнение "Если бы солнце стало зеленым":
○    Цель: Понять влияние изменений в природе на жизнь на Земле.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Задаем вопрос: "Что будет, если солнце станет зеленым?"
■    Шаг 2: Дети рассуждают о возможных последствиях (изменение цвета растений, влияние на погоду, настроение людей).
■    Шаг 3: Рисование нового мира с зеленым солнцем.
○    Обсуждение: Хорошо это или плохо? Как мы можем приспособиться?

Метод «Что будет, если?»

  • Предлагается ситуация или объект, и задается вопрос "Что будет, если...?"

2.    Генерация идей:

  • Дети предлагают различные варианты развития событий в результате изменения.

3.    Анализ последствий:

  • Обсуждаются положительные и отрицательные стороны предложенных изменений.

Примеры упражнений

Упражнение "Что будет, если животные начнут говорить?":
○    Цель: Развитие фантазии и понимания последствий изменений.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Задаем вопрос: "Что будет, если животные начнут говорить?"
■    Шаг 2: Дети предлагают идеи (например, мы сможем понимать их желания, они будут просить права, могут рассказать о природе).
■    Шаг 3: Обсуждение, как это изменит жизнь людей и животных.
○    Обсуждение: Какие проблемы могут возникнуть? Какие преимущества? Как мы должны будем измениться?


Упражнение "Если бы солнце стало зеленым":
○    Цель: Понять влияние изменений в природе на жизнь на Земле.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Задаем вопрос: "Что будет, если солнце станет зеленым?"
■    Шаг 2: Дети рассуждают о возможных последствиях (изменение цвета растений, влияние на погоду, настроение людей).
■    Шаг 3: Рисование нового мира с зеленым солнцем.
○    Обсуждение: Хорошо это или плохо? Как мы можем приспособиться?

Метод Морфологический анализ предполагает разбиение объекта на его основные характеристики и комбинирование этих характеристик для создания новых вариантов или решений.

Примеры упражнений

Упражнение "Изобрети свой транспорт":
○    Цель: Создание нового вида транспорта.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Определяем параметры: способ передвижения (летает, плавает, ездит), размер (большой, средний, маленький), источник энергии (бензин, электричество, мускульная сила).
■    Шаг 2: Строим матрицу с возможными значениями.
■    Шаг 3: Дети выбирают комбинацию (например, маленький, летающий, на мускульной силе) и придумывают транспортное средство (летающий велосипед).
■    Шаг 4: Рисуют и описывают свое изобретение.
○    Обсуждение: Как оно работает? Какие преимущества? Где можно использовать?


Упражнение "Необычные животные":
○    Цель: Придумывание новых животных.
○    Процесс:
■    Шаг 1: Параметры: среда обитания (вода, земля, воздух), покрытие тела (шерсть, перья, чешуя), способ передвижения (бегает, плавает, летает).
■    Шаг 2: Дети комбинируют значения и создают новое животное (например, водное животное с перьями, которое плавает).
■    Шаг 3: Рисуют и придумывают историю о нем.
○    Обсуждение: Как оно живет? Чем питается? Какие у него особенности?

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе...

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе...

Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания  общего образования становится развитие творческих способностей обучающихся индивидуализация их образования с учетом ...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания  общего образования становится развитие творческих способностей обучающихся индивидуализация их образования с учетом ...

ТРИЗ в развитии речи ребенка-дошкольника

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является эффективным методом в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Данная технология является эффективным инструментом, позволяющим сформировать тв...