СТАТЬЯ 2025 год СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА НЕТИПИЧНОГО СТУДЕНТА
статья по психологии

Арчакова Людмила Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования навыков коммуникативных умений студентов с особыми образовательными потребностями, создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в условиях обычной группы. Направления коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся для успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА

НЕТИПИЧНОГО СТУДЕНТА

Арчакова Людмила Юрьевна

Борзинский филиал ГПОУ «Краснокаменский

промышленно-технологический колледж», г. Борзя

В статье рассматриваются вопросы формирования навыков коммуникативных умений студентов с особыми образовательными потребностями, создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в условиях обычной группы. Направления коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков  обучающихся для успешной социализации.

Современное образование находится в непрерывном процессе модернизации, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры и новые образовательные цели. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов обучающихся. То есть в жизни подростки должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

По определению ВОЗ, подростками являются молодые люди в возрасте 10–19 лет. Состояние нервно-психического здоровья подростков в настоящее время вызывает особую обеспокоенность. За последние 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами поведения подростков в возрасте от 15–17 лет увеличилась на 11,3 %. Проблемой подросткового возраста часто является невротические расстройства, связанные со стрессом (приступы страха, тревоги, депрессии) [2].

Часто проявляется страх самовыражения, который в свою очередь негативно влияет на становление личности обучающихся. Один из факторов, который порождает тревогу - неуверенность в своих силах.

Обратимся к основным терминами для раскрытия темы:

Нетипичность обучающегося — это комплекс различных отклонений от нормы, который влияет на стандартные привычные формы обучения и определяет личность обучающегося как отличающуюся от большинства сверстников.  

К таким отклонениям относятся лингвистические, культурные, этнические, религиозные, интеллектуальные, физические, поведенческие особенности и другие. 

Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

В подготовке специалиста, способного адаптироваться в изменяющемся социуме, важна не только адаптация человека к изменениям в профессиональной деятельности, но и непрерывное развитие человеческой личности, приобретение ею знаний, навыков, а также умения самостоятельно высказывать суждения и предпринимать реальные действия. Оно должно помочь человеку понять себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе [3. стр.8].

Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений. Основные особенности понятий “общение” и “коммуникация” проанализированы в психологической (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев, А. У. Хараш), и педагогической (В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик) литературе.

Для перехода на более высокий уровень сформированности коммуникативных умений необходимо создавать положительную мотивацию на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей обучающихся. Погружать их в коммуникативную деятельность через организацию работы в режимах монолога, диалога с применением информационных технологий.

В колледже обучаются студенты технического и естественно-научного профиля, набор по специальности проходит согласно интересам и склонностям подростков. Мы знаем, что профессии предъявляют к личности свои требования, поэтому внутри группы обучающиеся похожи друг на друга по темпераменту и возникающим трудностям в том числе личностных. Ежегодно мастер производственного обучения по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» обращается к педагогу-психологу с похожими запросами (социальная дезадаптация, страх общения, недостаток навыков коммуникации).  Условия труда вышеуказанной профессии предполагают минимальные социальные контакты, поэтому выпускники школ, которые по разным причинам не могут контактировать с людьми выбирают данное направление профессионального обучения.

Для решения проблемы развития личности и социализации нетипичных обучающихся в филиале колледжа организована система эффективного психолого-педагогического сопровождения данной категории студентов. В рамках групповой работы реализуется психолого-педагогическая программа «Уверенно шагаем во взрослую жизнь». Индивидуальная работа педагога-психолога включает проработку детских травм, перезагрузку жизненных установок, повышении уверенности в себе. Обязательным условием завершения работы с нетипичным обучающимся является обучение навыкам публичного выступления, которую может проводить педагог-психолог, социальный педагог, преподаватели, куратор – наставник из числа педагогических работников.

Роль наставника заключается в закреплении ситуаций социальной успешности, путем подготовки студента к участию в открытом мероприятии образовательного учреждения или научно-практической конференции.

Рассмотрим динамику развития на примере трёх категорий студентов: с ограниченными возможностями здоровья, одарённого обучающегося и студента имеющего множественные пропуски занятий по неуважительным причинам.

В первой категории рассматривается случай студентки второго курса, в возрасте 18 лет. Она является инвалидом детства (тромбофилия) в следствии чего перенесла два инсульта. В результате этих событий ей пришлось заново овладеть речью, ходьбой и освоить письмо левой рукой. Наблюдаются проявления страха и трудности в межличностной коммуникации, обусловленные опасениями непонимания со стороны окружающих. Поведение характеризуется стремлением к социальной изоляции и постоянным ожиданием негативных оценок.

На первом курсе проведена комплексная коррекционная работа, направленная на формирование адекватных жизненных установок и проработку психологических травм посредством арт-терапии. Для закрепления достигнутых результатов студентке было предложено участие в проведении учебного занятия и выступление на научно-практической конференции. В декабре 2024 года она успешно выполнила поставленную задачу, получив сертификат участника конференции. Отмечено улучшение коммуникативных навыков - студентка стала активнее взаимодействовать с однокурсниками, снизилось ощущение ожидания критики.

Во втором случае студент демонстрирует хронический характер пропусков занятий без уважительных причин, проявляет склонность к социальной изоляции, предпочитая занимать место у выхода из аудитории, что позволяет ему покидать занятия незамедлительно после окончания урока. Межличностное взаимодействие с однокурсниками отсутствует. Включён в программу психологической коррекции на третьем курсе.

В процессе взаимодействия с педагогом-психологом были диагностированы аутоагрессивные тенденции, симптомы социофобии, заниженная самооценка, а также наличие проблем во взаимоотношениях с родителями.

Курс психокоррекционных мероприятий проводился еженедельно на протяжении трёх месяцев. Основными направлениями работы стали развитие эмоционального интеллекта и формирование личностных ресурсов, включая проработку травматического опыта детства посредством арт-терапии.

В результате проведённой работы наблюдалось улучшение коммуникативных навыков студента, проявившееся в установлении контактов с однокурсниками, изменении привычного места в учебной аудитории на переднюю парту, повышении уровня посещаемости и мотивации к обучению. Студент успешно завершил образовательную программу и защитил выпускную квалификационную работу.

В третьем случае исследуемый объект представляет собой студента третьего курса, обладающего выраженными интеллектуальными способностями, однако испытывающего страх перед публичными выступлениями. Работа начата на втором курсе, течение двух месяцев студент посещал занятия психологической коррекции с частотой один раз в неделю, после чего консультирование осуществлялось по мере необходимости. Первый опыт публичных выступлений был получен в условиях открытой лекции преподавателя психологии, второй - в процессе подготовки к научно-практической конференции (НПК-2024), где юноша провел игру-викторину среди студентов двух учебных групп. В декабре 2024 года принял участие в НПК на базе образовательного учреждения и завоевал первое место. Третий этап публичных выступлений заключался в участии в региональной НПК, где также занял первое место. Несмотря на повышенный уровень тревожности во время презентаций своих работ, на аудиторных занятиях студент демонстрирует высокую активность, отвечая преподавателям и успешно защищая самостоятельно выполненные задания.

Своевременная психолого-педагогическая поддержка служит необходимой основой для социальной адаптации нетипичных обучающихся, однако закрепить результат могут только педагоги, работающие с ними.  Подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, а также открытая поза и доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий студенту справиться с поставленной перед ним задачей.

Список использованных источников:

1. Мельник Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение нетипичного ребенка в инклюзивном классе: компарация западной и российской рефлексии// Текст научной статьи по специальности «Психологические науки».-Научное педагогическое обозрение.- 2018 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-netipichnogo-rebenka-v-inklyuzivnom-klasse-komparatsiya-zapadnoy-i-rossiyskoy-refleksii (Дата обращения: 26. 03. 2025).

2. Намазова-Баранова Л. С. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Л. С. Намазова-Баранова, А. А. Баранов, Е. В. Антонова, Р. Н. Терлецкая, Ю. В. Альбицкий, М. И, Слипка, С. Р. Конова // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 31. — С. 1–11. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities  (Дата обращения: 26. 03. 2025).

3. Тарханова И. Ю. Обеспечение преемственности результатов непрерывного педагогического образования: монография/ научный редактор— Ярославль:, 2021. — 315 с. — ISBN 978-5-00089-511-5. — Текст : электронный //Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/283370  (дата обращения: 13.11.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА НЕТИПИЧНОГО СТУДЕНТА Борзинский филиал ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж» Арчакова Людмила Юрьевна, педагог-психолог 2025 г.

Слайд 2

Проблема и ее актуальность невротические расстройства, связанные со стрессом: - приступы страха; тревога; - не сформированы навыки общения и др.

Слайд 3

Нетипичность обучающегося — это присутствие индивидуальных характеристик, наличие которых вызывает трудности в социально-психологической и педагогической адаптации к требованиям образовательной системы. К таким характеристикам могут относиться инвалидность, одаренность, бедность, принадлежность к этническим, религиозным, культурным и т. д..

Слайд 4

Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Слайд 5

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Слайд 6

Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке проанализированы в психологической и педагогической литературе. в психологической (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев , В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев, А. У. Хараш ) и педагогической (В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис , А. В. Мудрик) литературе

Слайд 7

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Уверенно шагаем во взрослую жизнь» Цель программы: обеспечить формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся, посредством овладения способами саморегуляции и активизации личностных ресурсов

Слайд 9

Индивидуальная работа педагога-психолога проработку детских травм; - перезагрузка жизненных установок; повышение уверенности в себе. обучение навыкам публичного выступления

Слайд 10

Результаты работы Повышение самооценки и формирование новых ресурсов личности. Положительное влияние на социальную адаптацию

Слайд 11

Своевременная психолого-педагогическая поддержка служит необходимой основой для социальной адаптации нетипичных обучающихся.

Слайд 12

Благодарим за внимание! Борзинский филиал ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков

Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"

Главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...

Статья "Общая характеристика социальной адаптации детей с проблемами в развитии."

            Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект привод...

Социальная Адаптация студентов колледжа к новым условиям жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию (формирование активны х жизненных позиций, привитие ЗОЖ, развитие целевых ориентаций и т. п. )

В презентации рассмотрены вопросы:1.Психологические особенности юношеского    возраста.2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.3. Тренинг как одна из форм р...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса»

Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Для этого нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать пот...