Коррекционно-развивающее занятие по предмету "Психологическая адаптация" для детей ОВЗ 9 класса "Особый ребенок"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Шацкая Мария Николаевна

Представлен конспект занятия, посвященному Дню Космонавтики, где в увлекательной и доступной форме ребята совершают космическое путешествие по планетам нашей Солнечной системы, а заодно формируют и развивают ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День Космонавтики28.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Педагога-психолога, учителя ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

                          ____________________________ Шацкой Марии Николаевны     ______________________________

                                                                                                                                                                                                             

                                   Предмет: _Психологическая адаптация__________________

                                   Тема: «Космическое путешествие. Развитие памяти, внимания, мышления и воображения» _______________

                                   Класс: _9В__________________________________________       

                                   Дата: 9 апреля 2025 года_______________________________

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Формирование познавательной активности как основы успешности школьного обучения

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

- формирование способности к удержанию инструкции, планированию деятельности;

- развитие мыслительных операций;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие осведомленности, расширение словарного запаса.

 

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию познавательной деятельности, саморегуляции; сенсомоторная коррекция.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, доброжелательное отношение, патриотизм.

Ожидаемые результаты

(БУД – базовые учебные действия)

Предметные:     

 -развитие предметного, тактильного, зрительного гнозиса, праксиса, графо-моторных навыков;

-развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.                                                    

Личностные:

-умение слышать и понимать инструкции педагога-психолога;

-стимуляция интереса к трудовым заданиям в разных ситуациях;

- развитие эмпатии;

- развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности к историческим событиям Родины.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                 -вступать в учебный диалог с педагогом, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;      

 -развитие навыков совместной деятельности.

Познавательные:

- умение обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Педагогические технологии

1. Игровые технологии

2.Коммуникационные технологии

3.Здоровьесберегающие технологии

Методы, методические приемы

Методы:

  • развивающий;
  • словесный;
  • практические;
  • игровые;
  • наглядный.

Методические приемы:

  • обращение к личному опыту ученика;
  • игры: тактильные, с применением нейропсихологических методик, словесные, ситуативные;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

                                                         Содержание

Организационный момент.

Введение в урок.

Приветствие друг друга.

Создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

- Приветствие, введение в тему урока.

Актуализация знаний 

- Вспоминаем с опорой на иллюстрации: Юрий Гагарин, планеты, солнечная система;

- ориентирование в общем ходе урока, конечном смысле выполнения заданий, планирование деятельности. («Чтобы добраться до Земли, нам необходимо побывать на каждой планете солнечной системы и выполнить задания»).

- Cоздание мотивации для реализации учебных задач.

«Представьте, что наш космический корабль забросило на самый край солнечной системы. Полетели!» Видеоролик «ППК «Воскрешение»- «Поход» Э.Артемьев.

(Кинезиоупражнение с мячом).

Основная часть. Работа над темой урока.

I.

«Мы летим на планету Нептун. Один из членов экипажа вышел в открытый космос, нам нужно его найти с помощью телескопа. (выдаются «телескопы» и листы).

Отгадайте, что за существо живет на Нептуне, если известно, что у него нет шарика, один глаз и рожки.» (раздается листок с монстриками). Мы выполнили все задания на этой планете и можем отправляться дальше.

3,2,1- старт!

II.

«Мы на Уране.

Рядом с тем местом, где мы приземлились, упала летающая тарелка и метеорит. Теперь нам предстоит миссия по расшифровке важного послания, находящегося на борту летающей тарелки. Прочесть это послание можно только с помощью ключа-шифра, написанного на метеорите. Чтобы добраться до них, нужно идти определенным способом».

(Задача ребенка – сосчитать шаги до предмета, следуя инструкции. Выполнив первый вариант, ребенок получает карточку с изображеним летающей тарелки, на которой написан шифр-послание. После выполнения второго варианта задания – карточку с изображением метеорита, на котором написан ключ к шифру. Ответ: «Берегите свою планету».

Первый вариант:

 На расстоянии 3-4 метров от ребенка помещается изображение летающей тарелки. Ребенку нужно сосчитать шаги до картинки, следуя инструкции:

Первый шаг- хлопнуть

Второй шаг- положить руки на пояс

Третий шаг- дотронуться левой рукой до противоположного плеча.

Второй вариант:

На расстоянии 3-4 метра от ребенка помещается карточка с изображением метеорита. Ребенку нужно сосчитать шаги до нее, следуя инструкции:

  1. Два шага считать вслух, один про себя.
  2. Когла считаешь вслух, шаги делать вперед, когда про себя- назад.
  3. На каждый второй шаг нужно хлопнуть в ладоши.

Вначале потренироваться поэтапно.

III.

«Итак, мы с вами оказались на планете Сатурн. Кольца Сатурна такие большие, что ох можно увидеть даже с Земли.

Итак, поставьте указательные пальцы обеих рук на кометы и проведите несколько раз по кругу, следуя стрелке. Сначала медленно, потом быстро, потом снова медленно.

Теперь поставьте указательные пальцы на метеориты и проведите несколько раз кругу, следуя стрелке. Сначала медленно, потом быстро, потом снова медленно.

 Нужно очистить пространство вокруг планеты от небесных тел.  Посмотрите, мы обнаружили международную космическую станцию, необходимо ее починить и от нее отправиться на следующую планету».

(Дети собирают по схеме космическую станцию.

Работа с сенсорной коробкой).

3,2,1- старт!

Физкультминутка

IV.

«Мы оказались на необитаемой планете Юпитер. Нам необходимо заселить эту планету по четырем стихиям: земля, воздух, вода и огонь. Сейчас я буду бросать вам поочередно мяч и называть одну из стихий, а вы должны поймать мяч, выполнить движение этой стихии и, возвращая мяч обратно, назвать обитателя этой стихии (кроме огня- там никто не живет)»

 

Бросаю мяч ребенку, называя одну из стихий: вода, земля, огонь или воздух. Ребенок ловит мяч и выполняет действие, соответствующие каждой стихии, а затем возвращает мне мяч, называя при этом обитателя данной стихии.

Действия для каждой стихии:

Огонь- быстро повернуться вокруг себя и молча бросить мяч обратно

Воздух- подбросить мяч вверх, поймать его и, возвращая, обратно, называть животное этой стихии (все, кто умеет летать: муха, ворона, бабочка, стрекоза, божья коровка и т.д.)

Земля- поймать мяч, ударить им об пол и, бросая обратно, назвать животное этой стихии (все, кто живет на земле: кошка, носорок, пук, крот, червяк и т.д.)

Вода- поймать мяч, переложить его из руки в руку и, бросая обратно, назвать животное этой стихии (все, кто живет в воде: карась, щука, осьминог, водомерка, медуза, рак и т.д.)

3,2,1- старт!

V.

«Мы с вами на планете Марс. Ученые нашли тут следы воды, значит, тут ранее могла быть жизнь. Возможно, на Марсе где-то живут марсиане. Давайте представим, какими они могли бы быть. (раздаются листы с недорисованными фигурками).

- Какой у них характер?

- Что они любят?

- С кем они дружат?

- Что они едят?

- Какое у них настроение?»

3,2,1- старт!

VI.

«УРА!!! Мы приземлились! Мы дома!»

Мониторинг

Мы справились, у нас все получилось.

Итог урока.

Оценка деятельности учащихся

Чему мы сегодня научились? Что узнали? Подведение итогов.

Рефлексия

Что больше всего понравилось? Какое сейчас у вас настроение?

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному обучению.

3.Повысилось положительное отношение к занятиям.

4.Развитие усидчивости детей.

5 Для продуктивного усвоения учебного материала на практике педагог-психолог использовал различные методики и приемы.

6 Этап рефлексии и мониторинга помог обучающемуся понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно.

6 Педагог-психолог положительно оценил деятельность обучающегося, что способствовало мотивации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".

Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...