Встречи в Психологической гостиной
методическая разработка по психологии

Ольга Викторовна Тысенчук

Школа. Дети, родители, педагоги. У всех цель одна - сотрудничество для интереса в обучении, радости познания и развития. Много есть возможностей достижения этой цели. Одну из них предлагаю вашему вниманию. Это Психологическая гостиная для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встречи в Психологической гостиной

Тысенчук Ольга Викторовна, ГБОУ школа №717, педагог-психолог, olgatysenchuk@mail.ru

В школу родители ходят неохотно, на родительские собрания – без интереса. Уставшие после работы, они хотят поскорее «отметиться» и пойти домой. Возможно, на это влияет форма проведения собраний, когда педагог становится как будто на ступеньку выше и «поучает».

Чтобы конструктивно и с пользой для родителей, педагогов и, кончено, детей выстроить взаимодействие, мы решили в работе с родителями наряду с классическими родительскими собраниями использовать такой нетрадиционный и интересный формат работы как Психологическая гостиная.

Психологическая гостиная помогает преодолеть защитный барьер психики родителей «я уже взрослый, меня учить не надо, сам уже знаю» или «я плохой родитель, сейчас меня уличат».

Помогает преодолеть барьеры взаимопонимания и вызывает интерес к теме воспитания детей и психологии личности формат работы, где ведущий взаимодействует с участниками «мне интересно ваше мнение, что вы думаете по этому поводу, давайте решим, придумаем, как лучше поступить, вместе». Это уже про позицию равенства и партнёрства.

Встречи с родителями в Психологической гостиной проходят в формате тренингов и киноклуба.

Работа строится таким образом. В начале учебного года составляется программа и календарно-тематический план, где указывается, когда и на какую тему состоится встреча в Психологической гостиной.

Есть открытые темы. Это означает, что родители сами предлагают тему для обсуждения путём голосования в Google форме. Они, заполняя анкету, либо выбирают тему из предложенных, либо озвучивают свой запрос для обсуждения на встрече Психологической гостиной.

Формы проведения Психологической гостиной – тренинг и киноклуб.

Тренинг – хорошая возможность в игровой форме и с помощью медиа технологий отработать на практике процесс взаимодействия, в ходе которого распределяются роли и отыгрываются конфликтные ситуации. Взрослые на время тренинга становятся в позицию детей, «проживают» детские роли.

На тренинге акцент – на важности понимания того, что хочет ребенок и взрослый на самом деле, «под эмоциями». Например, разбирая конфликтную ситуацию, важно показать, что и «обидчик», и «жертва» может рассчитывать на то, что будет услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта или сложной ситуации.

Тренинг позволяет исследовать и понять мир человеческих отношений. Родители начинают взаимодействовать, обсуждать проблемы, связанные с воспитанием, образованием, дружбой, взаимоотношениями с детьми в школе и дома. Они становятся активными участниками: высказывают свое мнение, честно обсуждают спорные вопросы, с готовностью высказывают свое мнение и делятся опытом.

Центральным местом встреч Психологической гостиной является киноклуб.

Язык кино знаком каждому с рождения – чтобы его понимать, не нужна специальная подготовка, он универсален для всех. Кино может влиять на то, как мы воспринимаем и понимаем мир. Совместный просмотр, обсуждение, анализ сюжета, поведения и эмоций героев – важный ресурс любого взрослого, который заинтересован в развитии личности детей и подростков.

Обсуждение фильма после просмотра может оказаться даже более интересным, чем сам фильм. Это очень ценно и при другом формате работы с родителями было бы осуществить сложнее. В таком взаимодействии родители не испытывают тревоги, не чувствуют опасности прослыть «плохими родителями», ведь мы обсуждаем действия киногероев, не их. При этом каждый участник вовлекается в работу и находит ответы на свои сокровенные, очень личные вопросы воспитания и общения со своими детьми.

Позиции кинематографа, современного отечественно и зарубежного, к сожалению, тяготеют к яркости и развлечению и перестали служить важнейшей задаче воспитания этики, мотивации к труду и развитию. Утрачивают духовность. Не все фильмы и мультфильмы полезны. Сейчас ситуация настолько непроста, что больше говорим о том, чтобы не причинить вреда, чем о пользе. С родителями мы говорили о выборе фильмов для детей и для себя как взрослых.

Но основная задача Киноклуба заключалась в том, что после просмотра фильма под руководством тренера шло обсуждение, анализировались ситуации и события, показанные в фильме, разбирались действий героев.

Такой анализ заставлял не просто задуматься, но и проговорить важное, часто настолько наболевшее, что, казалось, далекое от темы фильма. Но именно такая форма работы снимает напряжение.

Современные дети и взрослые перестают говорить длинными предложениями и на темы, не относящиеся к быту. Киноклуб дает такую возможность. Анализ после просмотра фильма развивает речь, заставляя говорящего высказывать свое отношение к увиденному, размышлять, проговаривать чувства.

Кроме того, идет важный анализ реакций собственной психики: появлялось понимание, какая модель поведения выбирается в реальной жизни, что мешает увидеть истинное положение дел, запускает неконструктивные поступки, какие бессознательные механизмы психики управляют человеком, заставляя спорить, разжигать конфликты, а не сотрудничать.

Встречи в Психологической гостиной в формате Киноклуба строятся в двух вариантах:

1. Традиционный. Формат выходного дня.
Выбирается фильм и формулируется перечень вопросов для обсуждения фильма. Такой формат занимает порядка 2,5-3 часов и чаще всего проводится в выходной день, в субботу. Чтобы сэкономить время, родителям может быть предложено посмотреть фильм дома самостоятельно, а затем на встрече в Психологической гостиной обсудить его.

2. Обычный. Вечерний формат. Здесь два вида организации работы:
а) Выбирается небольшой ролик. Это может быть мультфильм или какой-то отрывок из фильма художественного или документального, для просмотра длительностью от 20 минут до получаса и затем следует обсуждения. Небольшие видеоролики можно использовать и как зачин, в начале встречи Психологической гостиной по какой-либо теме тренинга.

б) Выбирается мультфильмы или короткометражный фильм с обсуждением по ходу просмотра. В процессе просмотра делаются паузы, задаются вопросы, и идёт обсуждение.

Благодаря современным технологиям проведение Психологической гостиной стало возможно и дистанционно, интерактивный практикум онлайн в Zoom, Google Meet, Сферум. Эти формы работы сейчас активно осваиваются.

Онлайн встречи родители поддерживают, говорят, что удобно, а живые встречи воспринимают с большим воодушевлением. Некоторые родители рассказывали, что воспринимают их даже как праздник.

С проведением каждой Психологической гостиной появляются новые идеи, решения. Меняется формат и регламент встреч, но всегда главной задачей остается стремление вызвать и поддерживать интерес родителей к познанию самих себя, дать им возможность научиться различать свои чувства и чувства детей, разбираться в мотивах поступков, уметь разговаривать с детьми и друг с другом – повышать свою самоценность как родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Урок литературы в 8 классе по теме: "Встреча в литературной гостиной «От сказки к реальности»".

Знакомство учащихся с творчеством романтиков 20 века. Воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с текстом на нравственные темы....

Отчет психологической гостиной

Для работы с родителями...

Методическая разработка: "Встреча в литературной гостиной"Поэт страны детства"

Методическая разработка:«Встреча в литературной гостиной "Поэт страны детства»".Устный журнал к 110-летию со дня рождения С.В.Михалкова,в центре дополнительного образования Аннин...

Встречи в литературной гостиной "Братский корпус": "Павловская лира".

Встречи в литературной гостиной "Братский корпус"; "Павловская лира"....