Методическая разработка мастер-класса "Развитие группового взаимодействия"
методическая разработка по психологии (10 класс)
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания и принятия других людей, проявление лидерских качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский индустриальный техникум»
Методическая разработка тренинга
«Развитие группового взаимодействия»
для студентов 1-го курса
г. Улан-Удэ
2025 г
Аннотация
Целью создания данной разработки является развитие коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Правильное понимание личностных качеств и актуальных состояний коллег и отношений между людьми даёт возможность для эффективного планирования, принятия решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания и принятия других людей, проявление лидерских качеств.
Автор: Клыпина Ю.А. педагог-психолог ГБПОУ «БРИТ»
Пояснительная записка
Невозможно сделать всю работу одному, время от времени приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только незначительная цель, которую поставил для себя каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке, и можем её получить именно в своей команде! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- Формирование благоприятного психологического климата;
- Формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
- Развитие умения работать в команде;
- Осознание каждым участником своей роли, функции в команде;
- Повысить коммуникативные навыки педагогов;
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса ГБПОУ «БРИТ»
Форма проведения: тренинг.
Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 20-25чел человек.
Время проведения: 40 минут.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологического климата в коллективе;
- повышение качества взаимодействия между членами коллектива;
- сформированность навыка работать в команде;
- способность понимания своего состояния и состояния других людей.
Формы работы: Групповая
Техническое обеспечение: флип-чарт, письменный стол, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры.
Ход тренинга
Психолог устанавливает определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
- Слушать друг друга.
- Обращаться к друг другу по имени.
- Не перебивать говорящего.
- Говорить спокойно, ясно и по делу.
- Говорить по очереди.
- Уважать мнение друг друга.
- Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- Избегать критики при выполнении упражнений.
- Проявлять активность.
- Не распространять и не обсуждать за пределами происходит на занятиях.
Упражнение «Приветствие»
Цель: разогреть настроение коллектива, зарядить позитивом.
Инструкция: Участники выбирают карточки наугад на которых написано нестандартное приветствие и произносят их обращаясь друг к другу.
Психолог: Мы всегда приветствуем друг друга общепринятыми стандартными фразами – Привет, здравствуйте, доброе утро. Я предлагаю проявить креативность мышления и поднять друг другу настроение необычными приветствиями, добавить юмора и изюминку. Что бы вам было легче, у меня имеются заготовки приветствия, которые будут помощником. Вам необходимо принять правила игры и действовать намеченным образом.
Время: 5 минут.
1. О, здравствуй, мой драгоценный друг!
2. А я-то думаю, что за свет впереди меня, а оказывается, это ты идешь по дороге
3. ВАУ! несказанно рада видеть твою персону перед собой!
4. Да это просто праздник какой-то! Я встретила тебя.
5. Какие люди! Рада тебя видеть здесь.
6. Вот это подарок! Вижу тебя и радуюсь!
7. Ты смотри! Не идет, а плывет, летит! Ну Привет!
8. М-м-м …Я почувствовала твой прекрасный парфюм еще за углом, приветствую!
9. Ты знаешь, я рада тебя видеть сегодня даже больше, чем солнышко на небе!
10.Ты так хорошо выглядишь! Так держать.
Упражнение «Групповое ожерелье»
Цель:
- стимулировать рефлексию о состоянии группы, понимание внутригрупповых связей и осознание своего места в группе;
- установить практическую «обратную связь», помогающую участникам группы проверить, осознать и оценить свое участие в тренинге и участие товарищей по группе.
Ресурсы: ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей) на каждого участника, клей.
Размер группы: 5-10 человек и более
Время: 10–15 минут.
Инструкция по упражнению:
На флип-чарте установлен большой лист бумаги и рядом несколько тюбиков клея.
Задание: у вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нем ваше имя и лучшее качество, приклеить его на большой белый лист на флип-чарте. Выполнение задания не подразумевает подсказки психолога.
Первый этап: Начали! (Работа группы не комментируется тренером, и не даются дополнительные пояснения.)
Рефлексия
Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания, и ответьте на вопросы:
- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?
- Хочу ли я переместить свой круг в другое место? Почему?
- Отражает ли размер моей «бусины» мое реальное место/вес/влияние в группе
Педагог-психолог: У каждого человека свое место в обществе, но среди нас можно найти сходства, которые нас объединяют…
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем мы похожи, для того, что бы найти приятелей по интересам. Узнать новый факт который может объединить или подчеркнуть разницу, обозначить индивидуальность человека.
Время проведения: 5 минут
Ход упражнения: под музыкальное сопровождение участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду, ц нас одинаковый цвет волос и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Рефлексия:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
Упражнение «Сердце коллектива»
Цель: настроить коллектив на положительные аффирмации.
Материал: бумажные шаблоны сердца, ручки, клей, флип-чарт
Время проведения: 5 минут
Инструкция: для каждого участника предоставляется заготовка в виде сердца, ручка, клей, дается задание «обращение/послание к коллективу»
Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Придумайте дружескую/мотивационную фразу в адрес коллектива. Выберете сердечко и запишите на нём то, что вы хотите пожелать или выразить в адрес коллектива. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. После того, как мы приклеим все наши маленькие сердечки с пожеланиями и признаниями на наше большое сердце, этот плакат станет замечательным напоминанием, признанием наших успехов и качеств.
(участники приклеивают маленькие сердечки на плакат в форме сердца)
Рефлексия
Упражнение «Свеча»
Цель: услышать впечатления друг друга, поделиться своими эмоциями.
Материал: свеча.
Время проведения: 5 минут
Инструкция: можно воспользоваться предлагаемыми шаблонами, или задавать вопросы участникам. Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.
- Я научилась….
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что…..
- Мне понравилось…
- Я была разочарована тем, что….
- Самым важным для меня было….
Психолог:
«И хочу закончить наше общение следующим напутствием: «Давайте будем делиться энергией и любовью, которыми мы обладаем, с людьми, находящимися вокруг нас. Знайте: то, что исходит из нашего сердца, к нам же потом и возвращается. Давайте откроем его и примем каждого с любовью, одобрением и желанием окружить его заботой. Давайте поделимся своей заботой и поддержкой с каждым, а принимает он ее или нет, оставим право за ним.То, что наша любовь и поддержка может быть отвергнута, не может причинить нам боль. Именно благодаря каждому из нас на этой планете, в конкретном месте будет царить нечто хорошее. Знайте, что в этом есть ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для ближнего, чтобы этот мир стал счастливым. Вы - прекрасный человек, вы так чудесны! И знайте, что это правда.
Наш тренинг завершён, я благодарю каждого за присутствие и участие в нём. Предлагаю наградить самих себя за успешную работу аплодисментами.
Спасибо всем за участие!»
Библиографический список
- Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации / И.Б. Дерманова. – СПб: Издательство «Речь», 2003. – 40с.
- Кипнис, М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга / М.Ш. Кипнис. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 637с.
- Кипнис, М.Ш. Тренинг коммуникации / М.Ш. Кипнис. – Москва: Ось-89, 2004. – 128с.
- Кузнецов, В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В.В. Кузнецов В.В. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
- Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. — СПб.: Речь, 2003. — 175 с.
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/1287-trening-vzaimodejstviya-v-gruppe (дата доступа 12.11.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Взаимодействие неаллельных генов"
Урок составлен с использованием образовательной технологии Web-квест. Методические материалы включают план урока, сопровождающую презентацию и ссылку на разработанный Интернет-ресурс....

Методическая разработка урока по теме: "Взаимодействие тел" для учащихся 7 класса по игровой технологии.
провУрок повторения и закрепления знананий учащихся основных понятий, формул, фактов, физических величин и их единиц измерения по теме «Вза"Взаимодействие тел»; умения переводить еди...

Методическая разработка "Эффективность применения групповой формы работы на уроках истории"
Методическая разработка "Эффективность применения групповой формы работы на уроках истории" представляет методику использования на уроках организации работы в группах....

Методическая разработка открытого внеклассного группового занятия «Влияние сквернословия на здоровье человека»
Занятие посвящено силе слова. О благотворном влиянии доброго слова и тлетворном влиянии сквернословия на здоровье человека.Занятие содержит информационные блоки. Интерактивные беседы. Тренингово...
Методическая разработка выступления на ШМО "Взаимодействие классного руководителя и родителей"
Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Именно семья ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...

Методическая разработка «Современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании»
В статье описаны современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании-Технология коммуникативного общения-Технология индивидуализация обучения-Игровая технология...
