Консультация для родителей " Мой ребенок меня не слушается"
консультация по психологии

Киселева Юлия Эдуардовна

Ситуация, когда ребенок “не слушает”, знакома многим родителям, но если у вашего ребенка есть особенности в развитии, это может быть связано с рядом дополнительных факторов. Важно понимать, что такое “непослушание” часто является симптомом, а не просто желанием вас расстроить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_roditeley.odt48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 “Мой ребенок меня не слушается”

Здравствуйте!

 Ситуация, когда ребенок “не слушает”, знакома многим родителям, но если у вашего ребенка есть особенности в развитии, это может быть связано с рядом дополнительных факторов. Важно понимать, что такое “непослушание” часто является симптомом, а не просто желанием вас расстроить. Давайте разберемся, что может быть причиной и как можно улучшить ситуацию.

Первый шаг: Понимание особенностей развития вашего ребенка

В первую очередь, важно четко понимать диагноз и особенности развития вашего ребенка. Разные особенности могут влиять на поведение по-разному. Например:

  • РАС (Расстройства Аутистического Спектра): Могут быть трудности с пониманием социальных сигналов, следованию инструкциям, переключением внимания, повышенная чувствительность к сенсорной информации (звуки, свет, запахи).
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности): Трудности с концентрацией внимания, импульсивность, гиперактивность могут мешать ребенку слушать и выполнять просьбы.
  • Задержка психического развития (ЗПР): Могут быть трудности с пониманием сложных инструкций, запоминанием информации, планированием и организацией действий.
  • Нарушения речи: Могут быть трудности с пониманием обращенной речи, что затрудняет выполнение инструкций.

Причины, по которым ребенок с особенностями может “не слушать”:

  1. Непонимание: Самая частая причина. Ребенок может не понимать, что от него хотят. Это может быть связано со сложностью инструкции, использованием абстрактных понятий или проблемами с восприятием речи.
  2. Сенсорная перегрузка: Шум, яркий свет, большое количество людей могут вызвать тревогу и дезорганизацию поведения. Ребенок может “отключаться” и не слышать вас.
  3. Трудности с концентрацией внимания: Ребенок может просто не удерживать внимание на ваших словах, особенно если он увлечен чем-то другим.
  4. Трудности с планированием и организацией: Ребенок может понимать, что от него хотят, но не знать, как выполнить задачу.
  5. Страх или тревога: Ребенок может бояться неудачи или наказания, поэтому избегает выполнения просьб.
  6. Отсутствие мотивации: Ребенку может быть неинтересно то, что вы просите его сделать.
  7. Потребность во внимании: Ребенок может “не слушаться”, чтобы привлечь ваше внимание, даже если это негативное внимание.
  8. Отсутствие четких правил и последовательности: Ребенок может быть дезориентирован, если правила меняются или не применяются последовательно.
  9. Физический дискомфорт: Голод, усталость, боль, жажда могут влиять на поведение.
  10. Коммуникативные трудности: Ребенок может испытывать трудности с выражением своих мыслей и потребностей, что приводит к “непослушанию” как способу коммуникации.

Что делать? Практические стратегии:

  1. Упрощайте инструкции:
  • Используйте короткие, простые предложения.
  • Давайте по одной инструкции за раз.
  • Используйте конкретные слова, избегайте абстракций (“убери игрушки” вместо “приберись в комнате”).
  • Визуализируйте инструкции (картинки, фотографии, пиктограммы).
  1. Привлекайте внимание ребенка перед тем, как давать инструкцию:
  • Обратитесь к ребенку по имени.
  • Установите зрительный контакт.
  • Прикоснитесь к нему (легко, не пугая).
  • Убедитесь, что ребенок вас слышит и видит.
  1. Проверяйте понимание:
  • Попросите ребенка повторить инструкцию своими словами.
  • Спросите: “Ты понял, что нужно сделать?”
  • Попросите ребенка показать, что он собирается делать.
  1. Будьте терпеливы и последовательны:
  • Повторяйте инструкции столько раз, сколько необходимо.
  • Говорите спокойно и доброжелательно.
  • Придерживайтесь установленных правил и границ.
  • Согласуйте правила с другими членами семьи и другими значимыми взрослыми (например, учителями).
  1. Создавайте мотивацию:
  • Используйте поощрения (похвала, небольшие подарки, время для любимого занятия) за выполнение заданий.
  • Предлагайте выбор (например, “Ты хочешь убрать игрушки сейчас или через 5 минут?”).
  • Превращайте рутинные дела в игру.
  1. Создавайте предсказуемую и структурированную среду:
  • Используйте визуальные расписания.
  • Придерживайтесь установленного режима дня.
  • Предупреждайте заранее о предстоящих изменениях в распорядке.
  1. Учитывайте сенсорные потребности ребенка:
  • Определите, какие сенсорные стимулы вызывают у ребенка дискомфорт.
  • Старайтесь избегать перегрузки сенсорной информацией.
  • Создайте уголок, где ребенок может успокоиться и отдохнуть от сенсорных стимулов.
  1. Развивайте навыки коммуникации:
  • Поощряйте ребенка выражать свои мысли и чувства.
  • Учите его новым способам коммуникации (например, жесты, картинки).
  • Обратитесь к логопеду для коррекции речевых нарушений.
  1. Учите ребенка справляться с эмоциями:
  • Помогите ребенку распознавать и называть свои эмоции.
  • Учите его техникам расслабления и саморегуляции.
  • Создайте безопасную и поддерживающую обстановку, где ребенок может выражать свои эмоции без страха осуждения.
  1. Используйте позитивные методы воспитания:
  • Хвалите ребенка за хорошее поведение.
  • Игнорируйте незначительные проступки.
  • Используйте тайм-аут (кратковременное исключение ребенка из ситуации) для успокоения.
  • Избегайте физических наказаний и криков.
  1. Заботьтесь о себе:
  • Уход за ребенком с особенностями развития требует много сил и энергии.
  • Уделяйте время себе, занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Обращайтесь за поддержкой к другим родителям, друзьям, специалистам.

Важно!

  • Обратитесь за профессиональной помощью: Психолог, дефектолог, психиатр, логопед – эти специалисты помогут вам понять причины “непослушания” и разработать индивидуальную стратегию работы с ребенком.
  • Примите и любите своего ребенка: Безусловная любовь и поддержка – это самое важное, что вы можете дать своему ребенку.
  • Помните, что вы не одиноки: Существуют группы поддержки для родителей детей с особенностями развития, где вы можете поделиться своим опытом и получить советы.

Надеюсь, эта консультация будет вам полезна. Помните, что изменения требуют времени и терпения. Не сдавайтесь, и вы обязательно найдете подход к своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"...

Консультация для родителей «Учите ребенка сочинять стихи»

Хочу рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение  шедевров от ребёнка, а его развитие....

Консультация для родителей "Учим ребенка, слушать музыку"

Консультация для родителей "Учим ребенка, слушать музыку"...

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"...