Дети ОВЗ (НОДА)
план-конспект по психологии
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Основные причины нарушений ОДА у детей:
1. Внутриутробная патология, возникшая в раннем периоде пренатального развития
2. Инфекции у матери в период беременности
3.Тяжелые патологии эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой системы у беременной
4. Сильный токсикоз матери в период беременности
5. Конфликт резус-фактора и группы крови у матери и плода
6.Интоксикации во внутриутробном периоде (отравления, передозировки лекарственными препаратами, экологические вредности)
7. Травмы в родах
8. Асфиксия в родовом периоде
9. Инфекции, перенесенные в первый год жизни
10. Травмы
11.Осложнения после профилактических прививок и некоторых лекарственных препаратов.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
1.Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
-аномалии развития пальцев кисти;
-артрогрипоз (врожденное уродство).
3.Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
По степени тяжести нарушений разделяются на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно
Категории детей (кроме дцп) с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления.
Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.
Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки, аномалиями в развитии верхних и нижних конечностей, детский церебральный паралич.
Задачи коррекционной работы:
- Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.
- Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированную) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.
Вся работа построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества. Возможным это стало посредством организации необходимых условий:
- создание развивающей предметно-пространственной и охранительно-педагогической среды, которая обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций, становление личности ребенка;
- безбарьерная среда жизнедеятельности;
- использование технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий;
- организация взаимодействия специалистов и родителей в работе по преодолению недостатков у детей с нарушением ОДА.
Основную массу среди детей с НОДА составляют дети с ДЦП церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА «Всех друзей мы соберём, в теремок позовём».
Конспект интегрированного занятия для детей с НОДА младшего дошкольного возраста....

Логоритмика для детей с НОДА
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психофизических наруш...

«Использование информационных технологий при обучении детей с НОДА» Воробьева Элла Юрьевна
Коррекционно-реабилитационная работа в образовательном учреждении с применением инновационных технологий становится более качественной, интересной и продуктивной, вследствие одновременного комплексног...

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями...

Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.
Использование адвент-календаря учителем-логопедом в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...
- Мне нравится (1)

