Дети ОВЗ (НОДА)
план-конспект по психологии

Горышева Ольга Александровна

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Основные причины нарушений ОДА у детей:

1. Внутриутробная патология, возникшая в раннем периоде пренатального развития

2. Инфекции у матери в период беременности

3.Тяжелые патологии эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой системы у беременной

4. Сильный токсикоз матери в период беременности

5. Конфликт резус-фактора и группы крови у матери и плода

6.Интоксикации во внутриутробном периоде (отравления, передозировки лекарственными препаратами, экологические вредности)

7. Травмы в родах

8. Асфиксия в родовом периоде

9. Инфекции, перенесенные в первый год жизни

10. Травмы

11.Осложнения после профилактических прививок и некоторых лекарственных препаратов.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1.Заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич;

- полиомиелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

-аномалии развития пальцев кисти;

-артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).  

 

По степени тяжести нарушений разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно

 

Категории детей (кроме дцп) с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления.

Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки, аномалиями в развитии верхних и нижних конечностей, детский церебральный паралич.

Задачи коррекционной работы:

  1. Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.
  2. Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированную) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.

Вся работа построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества. Возможным это стало посредством организации необходимых условий:

- создание развивающей предметно-пространственной и охранительно-педагогической среды, которая обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций, становление личности ребенка;

- безбарьерная среда жизнедеятельности;

- использование технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий;

- организация взаимодействия специалистов и родителей в работе по преодолению недостатков у детей с нарушением ОДА.

 

Основную массу среди детей с НОДА составляют дети с ДЦП церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА «Всех друзей мы соберём, в теремок позовём».

Конспект интегрированного занятия для детей  с НОДА младшего дошкольного возраста....

Логоритмика для детей с НОДА

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психофизических наруш...

«Использование информационных технологий при обучении детей с НОДА» Воробьева Элла Юрьевна

Коррекционно-реабилитационная работа в образовательном учреждении с применением инновационных технологий становится более качественной, интересной и продуктивной, вследствие одновременного комплексног...

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями...

Обучение и воспитание детей с НОДА

Характеристика трудности в обучении....

Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.

Использование адвент-календаря учителем-логопедом  в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...