Тренинг "Путь к взаимопониманию..." для подростков и их родителей
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зубенко Алена Андреевна

Актуальность. С самого раннего возраста стиль взаимодействия детей и родителей формируется неосознанно. К шести-семи годам у ребёнка уже есть определённые модели поведения, которые затем корректируются в процессе индивидуальной психологической работы.

Когда человек становится взрослым, он воспроизводит эти модели как нечто естественное. Таким образом, стиль общения передаётся из поколения в поколение. Большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их самих воспитывали в детстве.

Российская система воспитания претерпела значительные изменения с 1917 года. Сначала было дворянское воспитание, основанное на чести и слове, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание. Сейчас процесс воспитания носит более «прикладной» характер и стал более многогранным.

Большинство родителей в той или иной степени осознают, что для гармоничного воспитания ребёнка необходимо:
 - понимать, принимать и безусловно любить ребёнка;
 - создавать для ребёнка атмосферу безопасности;
 - слушать и слышать ребёнка;
 - поощрять выражение эмоций ребёнка;
 - развивать в отношениях основы сотрудничества;
 - обеспечивать ребёнку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Однако на практике родители часто сталкиваются с трудностями. Поэтому одним из важных аспектов психологического просвещения родителей является обучение их правильному и гармоничному общению с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.). Применение полученных знаний на практике — это тренинги, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.

Быть родителем — это профессия, которую не выбирают. И которой никто не учит. Многим приходится учиться на своих ошибках и преодолевать стереотипы и ложные убеждения, навязанные обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_detey_i_roditeley_put_k_vzaimoponimaniyu_.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для детей и родителей «Путь к взаимопониманию»

Актуальность. С самого раннего возраста стиль взаимодействия детей и родителей формируется неосознанно. К шести-семи годам у ребёнка уже есть определённые модели поведения, которые затем корректируются в процессе индивидуальной психологической работы.

Когда человек становится взрослым, он воспроизводит эти модели как нечто естественное. Таким образом, стиль общения передаётся из поколения в поколение. Большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их самих воспитывали в детстве.

Российская система воспитания претерпела значительные изменения с 1917 года. Сначала было дворянское воспитание, основанное на чести и слове, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание. Сейчас процесс воспитания носит более «прикладной» характер и стал более многогранным.

Большинство родителей в той или иной степени осознают, что для гармоничного воспитания ребёнка необходимо:
 - понимать, принимать и безусловно любить ребёнка;
 - создавать для ребёнка атмосферу безопасности;
 - слушать и слышать ребёнка;
 - поощрять выражение эмоций ребёнка;
 - развивать в отношениях основы сотрудничества;
 - обеспечивать ребёнку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Однако на практике родители часто сталкиваются с трудностями. Поэтому одним из важных аспектов психологического просвещения родителей является обучение их правильному и гармоничному общению с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.). Применение полученных знаний на практике — это тренинги, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.

Быть родителем — это профессия, которую не выбирают. И которой никто не учит. Многим приходится учиться на своих ошибках и преодолевать стереотипы и ложные убеждения, навязанные обществом.

Можно найти для ребёнка лучших педагогов и престижную школу, но самыми лучшими наставниками, тренерами и учителями для него всё равно будут его родители!

Целевая аудитория:  8 – 11 класс (12 – 17 лет) и родители.

Цель – способствование улучшению детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
  2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.

Планируемые результаты:

- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; 

- формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; 

- актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.

На тренингах, связанных с улучшением детско-родительских отношений, упражнения, игры и задания являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.

Форма работы: групповая, индивидуальная работа, практические упражнения.

Оборудование: магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, бланки опросника, ноутбук, музыка для релаксации, фломастеры, чистые листы, на доске – высказывания о детях, родителя;

Ход тренинга

Психолог: Добрый день уважаемые ребята и родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие «Путь к взаимопониманию». 

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка, где-то на место родителя.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям друг друга, еще больше будете понимать интересы своих родных.

Приветствие: упражнение «Я-родитель, я-ребенок»

Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки.

По кругу, называя свое имя, родители заканчивают фразу «Быть родителем – это…», а дети заканчивают фразу «Быть ребенком – это…»

Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Психолог: Мы уже определились, что значит быть родителем и ребенком и прежде, чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на нашем занятии.

Правила тренинга:

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.
  2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
  3. Обсуждаем проблему, а не личность.
  4. Реализуем правило «здесь и сейчас».
  5. Говорим только от своего имени.

Психолог: традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.

Упражнение: «Цветок»

Психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка, своих родителей? Давайте попробуем найти положительные качества ребенка или родителя, которые связаны с разной формой его имени.

Инструкция: Ваша задача написать, то, как вы называете ребенка/родителя в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка  или мамы и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

— Было трудно? — Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

— Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Упражнение 3 «Билль о правах»

Психолог: Кто такой счастливый человек? Кто какие права имеет? На что имеет право ребенок? А, взрослый? Давайте разбираться.

Инструкция:

Родители ваша задача написать 10 правил на что имеет право подросток от лица родителей и на что имеет право родитель от лица подростка.

Обсуждение получившихся правил.

Вывод: каждый человек имеет право на счастье, защиту собственных интересов. Но каждый должен помнить, что по мимо прав у всех есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять.

Упражнение 5 «Взрослый – ребенок»

Психолог: Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые.

Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. 

Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. 

Свои  высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое ранее активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители, а тем более и дети, неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник, ревниво отстаивает свою точку зрения, многое воспринимает в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда человек расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, — т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью должна быть некритическая оценка происходящего, а использование правила активного слушания.

  1. Повернуться лицом к собеседнику. Глаза на одном уровне.
  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
  3. Держать паузу, давая собеседнику паузу на обдумывание.
  4. Обозначать чувства, испытываемые собеседником.

Упражнение 6 «Сиамские близнецы»

Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.

Условия выполнения задания можно усложнять:

  • выполнить задание молча,
  • один участник работает с закрытыми глазами,
  • оба участника работают с закрытыми глазами.

Упражнение 7. «Рисуй со мной»

Психолог:

Инструкция: Возьмите лист бумаги (А3), выберете себе карандаши, фломастеры, краски, мелки, любые средства рисования. Каждый выбирает сам, сюжет, что и как рисовать. Нельзя разговаривать до завершения. Теперь начинаем рисовать по очереди Вашу картину, сначала какую-то деталь один, другую деталь другой и т.д.. Можно продолжать рисунок другого, можно рисовать свой, как Вам угодно.

Вывод: посмотрите, что получилось, обсудите процесс рисования, как вам было рисовать друг с другом без слов!

Упражнение 8. «Письмо счастья»

В завершении нашего с вами тренингового занятия я предлагаю Вам подумать о счастье… что же это такое….

Инструкция:

Подростку: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».

Родителю: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение: Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Рефлексия.

Психолог: вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?

- Что больше всего понравилось? - Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких! До новых встреч!

Материал подготовила педагог-психолог Зубенко А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимопонимание с подростком

Часто родители не понимают, что происходит с их ребенком - подростком, и не могут понять его. В результате, обоюдное не понимание....

Подростки. Подсказка для родителей.

Краткие рекомендации для родителей, которые помогут строить общение с подростками....

Агрессивное поведение подростков - лекторий для родителей

Лекторий для родителей - Агрессивное поведение подростков...

Станьте другом для подростка. Памятка для родителей

Как вести себя родителям, чтобы не утратить доверия подростка и помочь ему в кризисной время? Считается, что ребенок достигает подросткового возраста к 12-13 годам, но в зависимости от физиологии этот...

Советуйтесь с подростками. Доклад для родителей.

Родителям нужно принимать любые меры, которые необходимы для исправления своих детей, но избегать придирок, причитаний, ругани и нотаций. Гнев не исправляет подростков! Необходимо оказывать влияние на...

Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...