Тренинг "Путь к взаимопониманию..." для подростков и их родителей
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Актуальность. С самого раннего возраста стиль взаимодействия детей и родителей формируется неосознанно. К шести-семи годам у ребёнка уже есть определённые модели поведения, которые затем корректируются в процессе индивидуальной психологической работы.
Когда человек становится взрослым, он воспроизводит эти модели как нечто естественное. Таким образом, стиль общения передаётся из поколения в поколение. Большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их самих воспитывали в детстве.
Российская система воспитания претерпела значительные изменения с 1917 года. Сначала было дворянское воспитание, основанное на чести и слове, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание. Сейчас процесс воспитания носит более «прикладной» характер и стал более многогранным.
Большинство родителей в той или иной степени осознают, что для гармоничного воспитания ребёнка необходимо:
- понимать, принимать и безусловно любить ребёнка;
- создавать для ребёнка атмосферу безопасности;
- слушать и слышать ребёнка;
- поощрять выражение эмоций ребёнка;
- развивать в отношениях основы сотрудничества;
- обеспечивать ребёнку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
Однако на практике родители часто сталкиваются с трудностями. Поэтому одним из важных аспектов психологического просвещения родителей является обучение их правильному и гармоничному общению с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.). Применение полученных знаний на практике — это тренинги, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.
Быть родителем — это профессия, которую не выбирают. И которой никто не учит. Многим приходится учиться на своих ошибках и преодолевать стереотипы и ложные убеждения, навязанные обществом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для детей и родителей «Путь к взаимопониманию»
Актуальность. С самого раннего возраста стиль взаимодействия детей и родителей формируется неосознанно. К шести-семи годам у ребёнка уже есть определённые модели поведения, которые затем корректируются в процессе индивидуальной психологической работы.
Когда человек становится взрослым, он воспроизводит эти модели как нечто естественное. Таким образом, стиль общения передаётся из поколения в поколение. Большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их самих воспитывали в детстве.
Российская система воспитания претерпела значительные изменения с 1917 года. Сначала было дворянское воспитание, основанное на чести и слове, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание. Сейчас процесс воспитания носит более «прикладной» характер и стал более многогранным.
Большинство родителей в той или иной степени осознают, что для гармоничного воспитания ребёнка необходимо:
- понимать, принимать и безусловно любить ребёнка;
- создавать для ребёнка атмосферу безопасности;
- слушать и слышать ребёнка;
- поощрять выражение эмоций ребёнка;
- развивать в отношениях основы сотрудничества;
- обеспечивать ребёнку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
Однако на практике родители часто сталкиваются с трудностями. Поэтому одним из важных аспектов психологического просвещения родителей является обучение их правильному и гармоничному общению с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.). Применение полученных знаний на практике — это тренинги, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.
Быть родителем — это профессия, которую не выбирают. И которой никто не учит. Многим приходится учиться на своих ошибках и преодолевать стереотипы и ложные убеждения, навязанные обществом.
Можно найти для ребёнка лучших педагогов и престижную школу, но самыми лучшими наставниками, тренерами и учителями для него всё равно будут его родители!
Целевая аудитория: 8 – 11 класс (12 – 17 лет) и родители.
Цель – способствование улучшению детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.
Задачи:
- Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
- Способствовать снижению эмоционального напряжения;
- Овладение приемами взаимодействия с ребенком.
Планируемые результаты:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы;
- формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми;
- актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.
На тренингах, связанных с улучшением детско-родительских отношений, упражнения, игры и задания являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.
Форма работы: групповая, индивидуальная работа, практические упражнения.
Оборудование: магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, бланки опросника, ноутбук, музыка для релаксации, фломастеры, чистые листы, на доске – высказывания о детях, родителя;
Ход тренинга
Психолог: Добрый день уважаемые ребята и родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие «Путь к взаимопониманию».
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка, где-то на место родителя.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям друг друга, еще больше будете понимать интересы своих родных.
Приветствие: упражнение «Я-родитель, я-ребенок»
Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки.
По кругу, называя свое имя, родители заканчивают фразу «Быть родителем – это…», а дети заканчивают фразу «Быть ребенком – это…»
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Психолог: Мы уже определились, что значит быть родителем и ребенком и прежде, чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на нашем занятии.
Правила тренинга:
- Стараемся слушать и слышать друг друга.
- Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
- Обсуждаем проблему, а не личность.
- Реализуем правило «здесь и сейчас».
- Говорим только от своего имени.
Психолог: традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.
Упражнение: «Цветок»
Психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка, своих родителей? Давайте попробуем найти положительные качества ребенка или родителя, которые связаны с разной формой его имени.
Инструкция: Ваша задача написать, то, как вы называете ребенка/родителя в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка или мамы и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
— Было трудно? — Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
— Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Упражнение 3 «Билль о правах»
Психолог: Кто такой счастливый человек? Кто какие права имеет? На что имеет право ребенок? А, взрослый? Давайте разбираться.
Инструкция:
Родители ваша задача написать 10 правил на что имеет право подросток от лица родителей и на что имеет право родитель от лица подростка.
Обсуждение получившихся правил.
Вывод: каждый человек имеет право на счастье, защиту собственных интересов. Но каждый должен помнить, что по мимо прав у всех есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять.
Упражнение 5 «Взрослый – ребенок»
Психолог: Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые.
Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети.
Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком.
Свои высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.
Участники делятся своими мыслями.
Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое ранее активное слушание.
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители, а тем более и дети, неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник, ревниво отстаивает свою точку зрения, многое воспринимает в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда человек расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, — т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Разыграйте такую ситуацию (в парах).
Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).
Обсуждение.
Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью должна быть некритическая оценка происходящего, а использование правила активного слушания.
- Повернуться лицом к собеседнику. Глаза на одном уровне.
- Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
- Держать паузу, давая собеседнику паузу на обдумывание.
- Обозначать чувства, испытываемые собеседником.
Упражнение 6 «Сиамские близнецы»
Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.
Условия выполнения задания можно усложнять:
- выполнить задание молча,
- один участник работает с закрытыми глазами,
- оба участника работают с закрытыми глазами.
Упражнение 7. «Рисуй со мной»
Психолог:
Инструкция: Возьмите лист бумаги (А3), выберете себе карандаши, фломастеры, краски, мелки, любые средства рисования. Каждый выбирает сам, сюжет, что и как рисовать. Нельзя разговаривать до завершения. Теперь начинаем рисовать по очереди Вашу картину, сначала какую-то деталь один, другую деталь другой и т.д.. Можно продолжать рисунок другого, можно рисовать свой, как Вам угодно.
Вывод: посмотрите, что получилось, обсудите процесс рисования, как вам было рисовать друг с другом без слов!
Упражнение 8. «Письмо счастья»
В завершении нашего с вами тренингового занятия я предлагаю Вам подумать о счастье… что же это такое….
Инструкция:
Подростку: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
Родителю: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
Обсуждение: Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Рефлексия.
Психолог: вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
Возможные вопросы для рефлексии:
- Что вы приобрели нового?
- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось? - Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких! До новых встреч!
Материал подготовила педагог-психолог Зубенко А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимопонимание с подростком
Часто родители не понимают, что происходит с их ребенком - подростком, и не могут понять его. В результате, обоюдное не понимание....
Подростки. Подсказка для родителей.
Краткие рекомендации для родителей, которые помогут строить общение с подростками....

Агрессивное поведение подростков - лекторий для родителей
Лекторий для родителей - Агрессивное поведение подростков...

Станьте другом для подростка. Памятка для родителей
Как вести себя родителям, чтобы не утратить доверия подростка и помочь ему в кризисной время? Считается, что ребенок достигает подросткового возраста к 12-13 годам, но в зависимости от физиологии этот...

Советуйтесь с подростками. Доклад для родителей.
Родителям нужно принимать любые меры, которые необходимы для исправления своих детей, но избегать придирок, причитаний, ругани и нотаций. Гнев не исправляет подростков! Необходимо оказывать влияние на...

Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.
Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Пр...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"
Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...
