БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ВОЗНИКШУЮ ОПАСНОСТЬ?
презентация к уроку по психологии
Последние годы проблема буллинга (травли) в детско-подростковой и юношеской середе приобрела особую актуальность. Об этом стали открыто говорить в обществе, а педагоги и родители детей стараются решить возникшую проблему. Школьная травля мешает учёбе, создаёт напряжённую атмосферу в классе, угрожает психическому и физическому здоровью всех участников. В данном материале представлены теоретические аспекты данного явления и практические разработки по его преодолению с использованием программы «Подростки: мир без агрессии».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 914.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БУЛЛИНГА Умышленность и регулярность Неравенство сил Четкое распределение ролей Буллинг не заканчивается сам по себе
ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА Заметные – физическая и словесная агрессия (удары, пинки, обзывание, грубости и т. п.). Скрытые – наличие одиноких, ни с кем не общающихся в классе детей, группировок, постоянно подавленное настроение у кого-то из детей, слезы, необъяснимые перемены настроения, отсутствие желания ходить в школу, внезапное падение интереса к учебе и тому подобное.
ВИДЫ БУЛЛИНГА Словесный (вербальный) – запугивание, угрозы, сплетни. Физич е с кий – пле в к и, у д а ры , оскорбления, насмешки, обзывание, щ и п к и , п и н ки , т о л к а н и е , п о д но ж к и , выкручивание рук, любые другие действия, причиняющие боль и даже телесные повреждения, действия сексуального характера, кража или умышленное повреждение личного имущества жертвы. Социальный (психологический) – оскорбительные жесты или действия, игнорирование, отказ от общения, исключение из игры, бойкот, вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то. Кибербуллинг – буллинг с использованием гаджетов и интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии, распространение личной информации, передача сообщений, фотографий и видео оскорбительного, агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли и публикация в сети.
УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА Аг р ес с о р ы Ж е р твы Наблюдатели
АГРЕССОРЫ Не признают ответственность, обвиняют жертву («Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/а виноват/а», «Шуток не понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.). Присваивают агрессивный и неуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами (драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, низкие учебные достижения, курение, употребление а л к о г о л я , н а р к оти к о в ) . Подвержены депрессии. Имеют средний или низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять более высокое положение). Учебные успехи у детей занимающихся травлей, несколько ниже среднестатистических показателей.
ЖЕ Р ТВЫ Испытывают сложности с физическим и психическим здоровьем. Начинают отставать в учёбе. М огу т и м е т ь с к л о н н о сть к суи ц и д у , девиантное поведение. Становятся тревожными, п о л н ым опас н о с т е й, а вид я т мир с е б я – несп о с о б н ы ми о к а з а ть в л и я н и е на происходящее.
НАБЛЮДАТЕЛИ • М а ле йшее о д обре ние пре с л е д о в ан и я – усиливает ст р ада н и я же р т в ы подкреплением для а г ре с с ор а ; и с л у ж и т в о м н о г о м мотивом в н и м а н ие с ви д е т е л е й и я в л я е т ся такого поведения. В то же время неодобрение травли и попытки защитить жертву имеют важнейшее значение для ребенка, которого обижают. Могут боятся вступиться за жертву и из страха присоединяться к агрессору – ощущать за это стыд, вину, обесценивание ситуации и снижение эмпатии. Ощущают небезопасность среды; боятся потерять свой статус, тоже стать жертвой и лишиться имеющейся безопасности.
РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ Если не реагируют на травлю → у свидетелей снижается способность к сочувствию, они привыкают к своей пассивности → ухудшается социальный климат в коллективе → в обществе растет молчаливое пассивное большинство, готовое принимать насилие в свой адрес. Буллинг отвлекает на себя внимание детей, мешая им учиться; портит психологический климат в классе, не давая сотрудничать и решать учебные задачи совместно. Учитель, не пресекающий буллинг, чувствует беспомощность, бессилие, некомпетентность, неэффективность, напряжение, снижение мотивации, что ведет к профессиональному выгоранию. Учителю важно помогать детям поддерживать позитивную атмосферу взаимной поддержки в классе, придумать правила реагирования на ситуации травли. Ситуации травли не являются нормой, вызывают множество серьезных негативных последствий и нуждаются в том, чтобы на них обращали внимание, обсуждали, прекращали и по возможности предупреждали.
ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА Школьный буллинг возникает в группе, где для него есть благоприятная среда: Высокий уровень тревоги, участники не понимают своего места в коллективе и готовы таким жестоким способом добиваться определенности. Выделение отчетливых лидеров и явно неуспешных детей (либо разделение по другим признакам) формирует иерархию, в которой травля будет служить поддержкой.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БУЛЛИНГА Буллинг возникает внутри системы – решать его необходимо тоже системно. Основными способами работы с уже существующими эпизодами травли в Российских школах сейчас являются: а) индивидуальная работа с участниками ситуаций (выполняющими роли агрессоров и жертв); б) работа с сообществом класса.
РАБОТА С ГРУППОЙ Назвать явление. Принять ответственность. Дать однозначную оценку. Обозначить травлю как проблему группы. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Мониторинг и поддержка позитивных изменений. Гармонизировать иерархию.
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА
1. Работа с качеством психолого- педагогического процесса в целом: повышение эффективности классного руководства; тренинги командообразования, социальных навыков в классе; включение родительского сообщества в жизнь школы.
Занятие с элементами тренинга для педагогов по программе «Подростки: мир без агрессии» с использованием видеоматериала 1. Упражнение «Мы похожи?…» ( эмоциональный настрой на занятие) У частники разбиваются на пары и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: • Ты похож на меня тем, что… • Я отличаюсь от тебя тем, что… По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. 2 . Упражнение «Зеркало» Цель: межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости, обратная связь, осознание собственных эмоций. Процедура: в парах один человек повторяет движения другого. (Обсуждение)
Занятие с элементами тренинга для педагогов по программе «Подростки: мир без агрессии» с использованием видеоматериала 3. Вопрос-ответ: Вопрос: Что для вас значит «взаимодействие»? (ответы) Вопрос: А если это взаимодействие между педагогом и подростком? (ответы) Вопрос: Всегда ли взаимодействие носит конструктивный характер? Для выяснения этого вопроса аудитории предлагается посмотреть видеоролик.
Вопросы для обсуждения Ученик Одноклассники Учитель Какие чувства вызывает у вас данное видео ? 2. Как вы думаете: какие последствия ожидают ученика? 3. Как могут измениться отношения главного героя со сверстниками? 4. Какие последствия такого поведения могут быть для учителя? 5. Данный образ учителя типичен для школы или это скорее – исключение из правил? 6. Обратите внимание на интонацию учителя и ученика. Что вы чувствовали, когда они говорили? 7. Какие эмоции, возможно не вербально проявленные, были замечены вами у учителя? 8. Можно ли назвать данное взаимодействие конструктивным ? 9. Представить, пожалуйста, что продемонстрированная в видеоролике ситуация – реальный случай из жизни. Что, на ваш взгляд, может произойти в дальнейшем с главным героем? Как отнесутся к нему одноклассники ?
Обсуждение вариантов выхода из ситуации 1. Как данную ситуацию можно было бы изменить, чтобы сблизить оппозиционные стороны и прийти к взаимопониманию? 2. Предлагаю подумать, что может быть положительного в ситуации, показанной в видеоролике? 3. Работа в микрогруппах : 5 правил конструктивного взаимодействия педагога с учениками . Закончи предложение: «Сегодня я…» , «Для меня стало…», «Теперь я…», « Я удивлен тем, что …». Правила 1 2 3 4 5
2. Тематическая работа с проблемой буллинга: выраб о т к а сп е ц иалис т а ми о п р е д е ле н ий , п р ави л и алгоритмов на тему травли; обсуждение с детьми буллинга и способов обращения с ним.
Занятие с элементами тренинга для обучающихся по программе «Подростки: мир без агрессии» с использованием видеоматериала Упражнение «Ответственность » ( незаконченные предложения ) Быть ответственным для меня означает… Некоторые люди более ответственные, чем другие, это люди, которые… Свою ответственность по отношению к другим людям я проявляю через… Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня – это… Ответственного человека я узнаю по… Чем сильнее моя ответственность, тем больше я… Я побоялся бы нести ответственность за… Быть ответственным по отношению к самому себе – это… Я несу ответственность за…
Занятие с элементами тренинга для обучающихся по программе «Подростки: мир без агрессии» с использованием видеоматериала Когда я чувствую ответственность за других Я… Когда я отношусь ответственно Я… исправляю защищаю спасаю контролирую перенимаю их чувства не слушаю демонстрирую эмпатию подбадриваю делюсь конфликтую слушаю Я чувствую Я чувствую Усталость тревогу страх неуравновешенность уравновешенность свободу осознанность самоценность Я беспокоюсь о Я беспокоюсь Решении Деталях Ответах об отношениях человека к о человеке о чувствах с человеком
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"
Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...

Короткая презентация на тему "Буллинг в школе"
Презентация короткая, может быть дополнена. Дает информацию к размышлению педагогу и родителям. Может быть использована на родительском собрании....

«Профилактике явлений буллинга в школе»
Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопров...

Как избежать буллинга в школе
В каждой школе есть ребёнок которого обижают, данный материал поможет решить данную проблему...

Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"
Буллинг в школе - это опасно! Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...

Психологическое просвещение беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно"
Что такое буллинг в школе. Как помочь детям, оказавшимся жертвами буллинга....

Публикация в газете "Приволжская новь" "Буллинг в школе - это опасно!"
Беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно!"...
