Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в ОО. Организационные аспекты взаимодействия ППк и ПМПК.
методическая разработка по психологии
Из данной презентации можно узнать какие цели, задачи и алгоритм деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации. А также какие есть особенности деятельности ПМПК и ППк.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Психолого-педагогический консилиум – это одна из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, направленная на решение задач комплексной и объективной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве с учетом имеющихся ресурсов.
Нормативно-правовая база . В своей деятельности Консилиум образовательной организации руководствуется: Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»; Уставом образовательной организации; Положением о психолого-педагогическом консилиуме ОО. В настоящее время Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» определяет процедуру организации, режим деятельности и необходимую документацию психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Нормативно-правовая база Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12. 2014 г. № 1598; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599; Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации о осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Нормативно-правовая база Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации о осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Примерные адаптированные основные образовательные программы соответствующего уровня и образования. Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93. Приказ Министерства просвещения РФ от 01.11.2024 г. № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии» (вступает в силу 01.03.2025 года) Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. №30242 (признать утратившим силу)
Какими локальными актами необходимо закрепить создание и деятельность ППк в образовательных организациях? . Приказ руководителя ОО о создании ППк с утверждением состава ППк; положение о ППк, утвержденное руководителем ОО; договор между образовательной организацией (в лице руководителя образовательной организации) и родителями (законными представителями) обучающегося образовательной организации о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении.
Состав психолого-педагогического консилиума в образовательной организации . председатель ППк – заместитель руководителя ОО (или другой специалист из числа членов ППк, имеющий достаточный опыт и необходимую квалификацию); заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости); педагог-психолог; учитель-логопед; учитель-дефектолог (при наличии); социальный педагог; секретарь ППк (определенный из числа членов ППк); медработник школы (при наличии);
Состав психолого-педагогического консилиума в образовательной организации . В состав ППк могут входить члены администрации, учителя-предметники, председатели школьных МО, классные руководители, родители или приглашаться по необходимости, в зависимости от содержания рассматриваемых вопросов.
Цель деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации . Разработка системы психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей и подростков.
Задачи психолого-педагогического консилиума . выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации; разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
Задачи психолого-педагогического консилиума . консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания оказания им психолого-педагогической помощи; создания специальных условий получения образования; профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
Задачи психолого-педагогического консилиума . подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
В каждой ли ОО должен создаваться ППк? Обязанность образовательной организации в создании ППк нормативно нигде не закреплена. Однако, в соответствии с действующим письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями развитии в условиях ОО Министерство образования РФ рекомендует создание ППк в ОО при наличии специалистов.
Различают следующие виды организации ППк. Плановый – может проводиться по результатам плановой диагностики (диагностический минимум), например, ППк по результатам диагностики адаптации 1, 5-х классов, готовности первоклассников к школьному обучению. Внеплановый – по запросу педагогов, по запросу родителей. Поводом для проведения внепланового консилиума является выявление или возникновение обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).
Консилиум может быть первичный, повторный и заключительный Первичный консилиум чаще всего проводится при зачислении ребенка в образовательную организацию. Его целью является анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе, определение особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения образовательного процесса. Целью повторного консилиума является оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающих программ, внесение, в случае необходимости, изменений и дополнений в коррекционную работу, корректировка форм и методов работы. .
Консилиум может быть первичный, повторный и заключительный Заключительный консилиум проводится в связи с завершением рекомендованного курса психолого-педагогической помощи или в связи с переходом учащегося на новый уровень образования. Его цель оценка актуального уровня развития учащегося на момент окончания определенного этапа коррекционно-развивающей работы: оценка глубины приобретенных знаний по всем учебным предметам, степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.
С какими проблемами можно обратиться к специалистам ППк . дети с ОВЗ (дети, имеющие недостатки физического и (или) психического развития, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии); дети - инвалиды; дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации. Среди таковых причин можно выделить неготовность к школьному обучению, снижение мотивации к учению, астенические проявления, трудности общения и коммуникации, нарушение внимания, импульсивность, психомоторная расторможенность, нарушения поведения и пр.
Кто может обратиться в ППк? педагог-психолог; социальный педагог; родители (законные представители); учителя-предметники; классные руководители; члены администрации (директор и его заместители); запрос может поступить от специалистов районной или краевой ПМПК, КДН, сотрудников ПДН, органов опеки и попечительства несовершеннолетних, медицинских учреждений ; и др.
случае, если ребенок пришел в ОО, имея документы, подтверждающие статус «ребенок-инвалид» ППк проводится с целью необходимости создания специальных образовательных условий обучения и воспитания ; если по результатам ППк формируется мнение, что ребенок-инвалид, не нуждается в создании специальных условий для получения образования, то ППк готовится заключение об отсутствии необходимости направления на ПМПК; в таком случае, ППк ОО рассматривает вопрос о необходимости предоставления ребенку психолого-педагогического сопровождения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и/или абилитации инвалида. Необходимо ли проводить ППк для детей-инвалидов, детей с ОВЗ?
Если же специалисты ППк сойдутся во мнении, что ребенок-инвалид, нуждается в создании специальных условий для получения образования, то родителям (законным представителям) предоставляются рекомендации о необходимости обращения в ПМПК. После того, как родители (законные представители) принесли в образовательную организацию заключение ПМПК, в котором обозначены необходимые специальные условия для получения образования ребенком-инвалидом, специалисты ППк и администрация ОО анализируют рекомендации, обеспечивают создание рекомендованных специальных образовательных условий, в том числе определяют и согласовывают особенности организации образовательной деятельности, определяют характер и продолжительность оказания необходимой психолого-педагогической помощи (в соответствии с заключением ПМПК и ИПР / ИПРА), составляют на ребенка индивидуальный план коррекционно-развивающей работы специалистов.
В случае, когда ребенок пришел в образовательную организацию, имея заключение ПМПК в котором ему уже присвоен статус «ОВЗ», а так же рекомендовано обучение по АООП и создание специальных условий для получения образования, администрация ОО берет с родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ письменное заявление о согласии на обучение ребенка по АООП. Таким образом, основной задачей специалистов ППк и администрации ОО будет участие в проектировании АООП, разработке программы коррекционной работы.
Если ребенку присвоен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по АООП или инвалидность, однако родители не предоставляют в ОО подтверждающих документов, по какой программе должен учиться ребенок и должны ли создаваться специальные условия обучения? Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. В этом случае перевод ребенка на обучение по АООП и/или создание специальных условий обучения осуществляется при наличии заключения ПМПК и для детей-инвалидов справки МСЭ, ИПР / ИПРА, а так же с письменного согласия родителей (законных представителей) учащегося.
Вопрос о трудностях ребенка в освоении основной образовательной программы может быть вынесен на обсуждение специалистами ППк даже без согласия родителей (законных представителей) ребенка. Однако, обследование ребенка специалистами ППк, а так же оказание ему психолого-педагогической помощи (сопровождение) может проводиться только с письменного согласия родителей (законных представителей). В случае, если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) поскольку родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Что делать если родители отказываются показывать ребенка на ПМПК или ППк?
Обязательно ли присутствие родителей (законных представителей) при проведении ППк? В случае если от родителей (законных представителей) получено письменное согласие на обследование ребенка специалистами ППк, то в данном заявлении родители (законные представители) вправе указать свое согласие или не согласие на проведение ППк в отношении их ребенка в их отсутствие. Таким образом, если родитель (законный представитель) указал о своем намерении присутствовать во время проведения ППк, то председатель ППк обязан пригласить его на заседание. Если же родитель (законный представитель) ребенка дал свое согласие на проведение ППк без его присутствия, то председатель ППк уведомляет его о проведении заседания, но не приглашая его.
При отсутствии специалистов необходимой квалификации и невозможности самостоятельно создать ППк, ОО должна прибегнуть к ресурсам сетевого взаимодействия. Например, заключить договор с городским психолого-педагогическим центром, с целью восполнения недостающих ресурсов и получения своевременной квалифицированной консультативной помощи. Что делать, если в ОО нет необходимых специалистов для создания специальных условий обучения прописанных в заключении ПМПК?
Что делать если по результатам повторного ППк выясняется что ребенок не усваивает рекомендованную ПМПК программу? Перевод с ООП на АООП или с одного варианта АООП на другой вариант осуществляется исключительно на основе заключения ПМПК и письменного заявления родителей (законных представителей) ребенка. Однако инициировать этот перевод, подготовить необходимые документы для ПМПК в компетенции ППк.
Каковы основные документы для организации деятельности ППк? 1. План работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации на учебный год. 2. Журнал записи детей на психолого-педагогический консилиум. 3. Журнал (папка) протоколов заседаний психолого-педагогического консилиума образовательной организации. 4. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации. 5. Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК. 6. Карта развития обучающегося. 7. Отчёт о работе ППк ОО за учебный год.
Этап 1 . Выявление учащихся имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Этап 2. Проведение углубленного обследования ребенка. Этап 3 . Обобщение и систематизация полученной информации. Этап 4. Заполнение протокола и заключения психологического обследования. Этап 5 . Участие в заседании психолого-педагогического консилиума. Этап 6. Реализация решений ППк, выяснив, согласны ли они на оказание психолого-педагогической помощи их ребенку. Особенности и этапы подготовки педагога-психолога к ППк
В работу психолога по реализации решений ППк входит реализация следующих направлений работы 1. Общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам данной параллели. 2. Специальная развивающая или консультативная работа по отношению к школьникам с выявленными психологическими проблемами обучения и развития. 3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп. 4.Консультирование школьной администрации по итогам диагностического минимума и рекомендаций ППк. 5. Социально-диспетчерская деятельность по отношению к детям, родителям и педагогам, нуждающимся в специализированной социально-психологической помощи.
ППк дает возможность психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительными возможностями влияния и взаимодействия с ними; объединить усилия всех субъектов образовательного процесса (администрация, педагоги, психолог, медицинский работник), заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков; провести обмен информацией между участниками , что позволит получить достаточно целостное представление о школьном статусе ребенка; в процессе равноправного сотрудничества разработать общую стратегию сопровождения каждого обучающегося в основных сферах его учебной жизнедеятельности: предметном обучении и общении, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии и др.;
ППк дает возможность распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса; педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности; координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику. реализация решений консилиума позволяет педагогу-психологу достичь основной цели своей практической деятельности – создать оптимальные психологические условия для обучения и развития школьников.
Особенности деятельности ПМПК и ППк ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. ПМПК определяет: наличие либо отсутствие у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении; наличие либо отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и поведения на основе специальных педагогических подходов; формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, необходимость создания специальных условий для получения образования;
Особенности деятельности ПМПК и ППк необходимость создания специальных условий проведения Государственной итоговой аттестации; необходимость прохождения МСЭ; ПМПК по масштабам шире, нежели ППк, так как ПМПК проводится на городском (территориальном, областном) уровне, а ППк в пределах конкретной образовательной организации. ППк – психолого-педагогический консилиум призван обеспечить диагностико-коррекционное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с отклонениями в развитии, социальной адаптации, поведении; специалисты ППк рекомендуют прохождение ПМПК; проводят необходимую диагностику ребенка, готовят необходимые документы, работают с родителями, которые тоже должны подготовиться к заседанию ПМПК, консультируют педагогов; после прохождения ПМПК специалисты ППк осуществляют работу по реализации рекомендаций специалистов ПМПК.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации
В статье рассматривается основная документация специалистов, этапы работы, взаимодействие участников образовательного процесса....

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15"
Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15" с составом ППк...

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в ОУ
Выступление на августовском педагогическом совещании "Управление развитием сислемы муниципального образования: от государственной стратегии к педагогическим практикам" в городском округе &qu...

Организационный аспект психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
В статье рассмотрены особенности организации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, конкретизированы этапы подготовки к психолого-педагогической профилактике делинквентного поведе...
