Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
статья по теме

Латыпова Альфия Рамдраковна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_latypova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ»

(1-4 КЛАССЫ)

А.Р.Латыпова, А.Ю Лрошина, М.НЛСурбанова, Г.М.Хасанова, педагоги гимназии № 52» Приволжского района г. Казани

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования и воспитателей ПД. Программа относится к оптимизационной модели внеурочной деятельности основной образовательной программы НОО.

Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс пи группа учащихся 8-10 человек. Программа включает в себя 135 занятий по 35-45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в вселенном пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения к отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как выставки, просмотр видеофильмов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ»

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающихся воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемьгх формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне пасса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образователъного учреждения, в открытой общественной среде.

Приложения в виде методических разработок бесед, мероприятий, тренингов, диагностик, мультимедийных презентаций представлены на компакт-диске.

Классный час на тему "Легко ли быть хорошим?"

Цель:

1.        Формирование этических норм и правил поведения в социуме.

2.        Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в выборе между тем, что легче и тем, как необходимо поступать, строя взаимоотношения с другими людьми.

3.        Закрепление представления о нравственном поведении в социуме.

Ход занятия

  1. Вводная беседа.
  2. Основная часть:
  • инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
  • задание №1: «Помоги товарищу найти правильное решение в конфликтной ситуации».
  • задание №2: игра «Заморочки из бочки».

3.        Заключительная часть.

  • задние №3: «Черты характера, помогающие мне общаться с другими людьми».
  • итог

1. Вводная беседа.

Выступление воспитателя: Тема нашего классного часа « Легко ли быть хорошим?». Ответ на этот вопрос уже написан нa доске: «Человеком быть трудно. Стать Человеком - большая работа.» - сказал поэт Э. Межелайтис. Слово «Человек» написано с большой буквы, но это не ошибка. Человек с большой буквы - это настоящий хороший человек. Но если хорошим быть трудно, то зачем быть хорошим? И как отличить хорошего от плохого? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем занятии.

Родился человек, маленький, беззащитный. Он ещё ничего не знает и ничего не умеет. Но его все любят. Об этом стихотворение Валентина Берестова.

Любят тебя без особых причин:

Зато, что ты- внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

Зато, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется верной опорой твоей.

Но вот человек растет, учится говорить, ходить, что-то делать. Он учится общаться сначала с родителями, а потом и с другими людьми в садике, в школе, на улице и в других местах. И потому какие поступки он совершает, что делает, мы можем сказать плохой он человек или хороший. Ведь о человеке судят по его делам и поступкам.

Но маленький человек не всегда знает, какие же поступки и дела плохие, а какие хорошие. Его этому еще надо научить. Учат его, прежде всего, родители, учителя, воспитатели и его товарищи. Учат этому и книжки. Вот какой ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, дает поэт В.В.Маяковский.

2. Основная часть.

2.1.        Инсценировка учениками и воспитателем стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В ходе чтения стихотворения к доске прикрепляют плакатики с написанными на них плохими или хорошими качествами человека в соответствии с прочитанным отрывком.

ХОРОШО

ПЛОХО

Чистоплотный

Грязнуля

Защитник

Драчун

Трудолюбивый

Хулиган

Храбрый

Трус

Опрятный

Неряха

На доске построены две лесенки. Одна ведет вверх к успеху, другая вниз к падению.

Вопросы к детям:

  • Из маленького свиненка вырос большой свин. Ребята, охарактеризуйте человека, которого можно назвать свином.
  • Захотят ли с таким человеком общаться другие люди?
  • Возьмут ли такого человека на хорошую работу?
  • Сможет ли он создать хорошую семью?
  • А вот другая лесенка ведет к успеху.
  • А успешный человек - это какой человек?

Но нельзя в одном стихотворении перечислить все плохие и хорошие качества человека. Давайте мы с Вами порассуждаем каким нужно быть чтобы тебя считали хорошим человеком.

2.2.        Научиться быть добрым, справедливым, совершать хорошие поступки трудно. Но мы должны помогать своим друзьям принимать правильные решения, поступать так, чтобы не делать плохо и себе и другим людям. Для выполнения следующих заданий поделимся на две команды. Я раздам листочки с небольшими рассказиками, описывающими конфликтные ситуации. В конце рассказа- вопрос, на который Вы должны дать ответ.

Текст рассказа для первой команды,

«Анна Ивановна уже давно была на пенсии, но всё ещё работала техничкой в школе. Её стараниями на этаже всегда было чисто и уютно. Вот и сейчас, сделав свои дела, она шла по коридору и хозяйским глазом смотрела, всё ли в порядке. Вдруг Анна Ивановна увидела грязные следы на полу, которые вели в шестой класс. Она зашла в класс и увидела Алёшу Смирнова, который сидел за партой в грязных ботинках. Он никогда не переобувался, потому что ему было лень это делать. Анна Ивановна попросила его переобуться и убрать за собой грязь. Но Алёша грубо ответил, что мыть полы её обязанность и ей за это деньги платят. Старая женщина молча вышла из класса. Все ребята слышали этот разговор, но ни кто не поддержал Алёшу. Им было стыдно за поступок своего одноклассника. Они решили поговорить с Алёшей.»

Текст рассказа для второй команды.

«На уроке ребята прочитали рассказ и приготовились отвечать на вопросы по тексту. Учительница Наталья Сергеевна задала первый вопрос, и все ребята дружно подняли руки. Васе очень хотелось, чтобы его спросили первым. Он выше всех тянул руку, тряс се, всячески старался привлечь внимание учительницы. Но Наталья Сергеевна строго посмотрела на него и спросила тихую девочку Женю. Вася насупился, с шумом захлопнул учебник и всем своим видом показывал, что он обиделся. А когда учительница спросила его, Вася отказался отвечать. На следующий день он также вел себя на чтении. Урок закончился. Наталья Сергеевна отпустила всех ребят, а Васю попросила остаться, побеседовать.»

Вопросы к командам (каждая команда отвечает по очереди):

  • А у нас в классе бывают такие ситуации?
  • Расскажите, как вы помогаете своим товарищам исправить свои ошибки.
  • Трудно ли избавиться от вредных привычек?

2.3. Давайте ребята проверим себя. Умеем ли мы принимать правильные решения в трудной ситуации. Мы сейчас поиграем в игру «Заморочки из бочки». Согласно выбранным вами «заморочкам», вы в своей команде обсудите ситуацию и решите, как правильно поступить. Тексты «заморочек»

«В классе был мальчик, которого не понимали и отвергали. С ним ни кто не хотел дружить. Что бы вы посоветовали одноклассникам?»

«Воскресенье. По телевизору идёт интересный фильм. Но тебя мама попросила срочно сходить в магазин за хлебом. Как ты поступишь?»

«Мальчик в столовой во время полдника выбрал самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что вы можете сказать о мальчике?»

«Ваш одноклассник курит. Ему нужны деньги на сигареты. Вы увидели, как он отобрал 10 рублей у первоклассника. Ваши действия»

(Ответы каждой команды).

3. Заключительная часть.

3.1.        На самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень постараться,  потрудиться над собой. И тогда у тебя в жизни всё получится.

В каждом из вас есть много хорошего. Я вам сейчас раздам листочки, вы в них напишите, какие хорошие качества есть в вас и прочитаете нам. Эти листочки мы сохраним и будем в них дописывать те хорошие качества, которые вы приобретете в дальнейшем. Эти качества помогут вам стать хорошими, успешными людьми.

3.2.        На сегодняшнем занятии мы с вами ещё раз уточнили, что такое хорошо и что такое плохо, обсудили каким же нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

А сейчас ответим на главный вопрос нашей беседы: легко ли быть хорошим? (Ответы детей). Да, быть хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко. Но твоя доброта к другим людям к тебе, же добром и вернётся. Доброта подразумевает справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Нужно с другими поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Час общения: уроки нравственности, 7-9 классы

Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образ...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

прекрасный тон общения с детьми чувствуется в вашем сценарии спасибо