Межрегиональный конкурс практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор» ТЕМА: «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков»
методическая разработка по психологии
Признание проекта на муниципальном уровне:
- программа проекта «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков» была представлена на Районном методическом объединении педагогов-психологов и социальных педагогов в декабре 2019г. Сразу нашла положительный отклик у специалистов. Поступило предложение провести Фестиваль социальных спектаклей на районном уровне в марте 2020г., приурочив к Дню театра
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития
образования Иркутской области»
Межрегиональный конкурс практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор»
ТЕМА: «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков»
Автор: Карнопольцева Наталья Михайловна,
Заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ СОШ №1г. Киренска, педагог-психолог
г. Киренск 2021 г.
Признание проекта на муниципальном уровне:
- программа проекта «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков» была представлена на Районном методическом объединении педагогов-психологов и социальных педагогов в декабре 2019г. Сразу нашла положительный отклик у специалистов. Поступило предложение провести Фестиваль социальных спектаклей на районном уровне в марте 2020г., приурочив к Дню театра. Данное предложение вызвало интерес и одобрение специалистов образовательных учреждений района, методистов КДЦ «Звезда», КДЦ «Современник», на площадке которого пройдёт Фестиваль, профессиональных театральных коллективов, таких как народный театр «Пересвет», готовых принять участие в проекте и провести мастер-классы в рамках работы Фестиваля;
- в докладе руководителя РМО педагогов-психологов и социальных педагогов Карнопольцевой Н.М., представленном на районной Августовской педагогической конференции в 2019 г. было озвучено успешное внедрение опыта социального театра «Служба добрых дел» МКОУ «Средней школы №1» рамках проведения Районной недели социальной психологии.
Проект направлен на реализацию государственной политики в сфере образования и отвечает на запрос Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 гг. Задача 3: «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей».
Содержание
Введение………………………………………………………………...4
#1054;сновная часть ……………………………………………..………....9
Предпосылки возникновения нового вида театральной деятельности……………………………………………………..….…..9
Теоретический аспект социального театра как площадки для проектно-исследовательской деятельности подростков……....10
Система работы социального театра в условиях образовательной среды…………………………………………….…..13
II. Этапы реализации проекта……..……………………………….…..17
Основные направления инновационной деятельности……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………...23
Введение
Есть такой способ обучения, подходящий и для взрослых, и для детей,
- с погружением. «Объект обучения» погружается на достаточно продолжительное время в питательную для его разума и души среду, благодаря чему происходит насыщение разумным, добрым, вечным.
М. Битянова
В процессе работы районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов (далее РМО) с обучающимися мы обнаружили, что растёт число детей и подростков с выраженными аутодеструктивными мотивами поведения, направленными на деформацию и саморазрушение. Это: раннее приобщение к табакокурению, употребление алкоголя, компьютерная зависимость, попытки суицида, прогулы школьных занятий, бродяжничество, бессодержательное времяпрепровождение. Факт суицида, который мы пережили в 2019 г., послужил толчком к осмыслению природы аутодеструкции с целью выработки путей её преодоления и предупреждения в условиях работы школьной социально-психологической службы.
Мы полагаем, что причины, порождающие данные проблемы (а также не выявленное социально-психологическим тестированием в школьной среде употребление наркотиков) являются культурно (социально) - психологическими. Причины могут быть как в самом человеке, его психологической природе, так и в социуме, его организации. Как известно, возраст социальной зрелости наступает в 21-22 года. До этого периода молодые люди ещё не вполне зрелы, и в стремлении поскорее стать взрослыми ищут не всегда положительные примеры для подражания. Психологи отмечают, что подростки находятся в поиске идентичности, задавая вопросы: «Кто я?», Кем буду в этом мире?». У подростков актуализируются потребности в социализации, в самоутверждении, в общении, в авторитете. Формируется мировоззрение. Эти свойства подрастающего поколения и используют производители алкоголя и табака, воздействуя на неокрепшую психику подростка рекламой своих суррогатов. Таким образом, у подростков развиваются болезнетворные зависимости, формируется потребитель. Происходит постепенное потребительское извращение личности молодого человека.
Что делать в этой ситуации? Мы понимаем, что подросток не свободен в своём выборе (человек не рождается свободным). Он крайне внушаем. Ему только кажется, что он принимает решение самостоятельно. Поэтому нужно как можно больше сил тратить на то, чтобы развивать сознание подростка, приобщая его к исторически позитивному опыту решения личностных проблем, прививая интерес к самосовершенствованию и развитию через духовно-нравственные и культурные ценности.
Этим социокультурным воздействием обладает театральная педагогика, способная без назиданий помочь справиться подростку с самой сложной задачей. А школьный социальный театр – это та площадка, на которой будут созданы возможности для решения наболевших социальных проблем.
Модель проекта социальный тетра «Служба добрых дел» в МКО
«Средняя школа №1»
Целесообразность проекта
Анализ проблем подростков в поведенческом аспекте, основанный на результатах диагностических исследований, предопределяет дальнейшее направление в нашей работе и необходимости поиска инновационных форм работы с обучающимися. Исследовав опыт педагогов, методистов по использованию принципа театрализации в педагогике (методика занятий на базе упражнений тренинга актерского мастерства МГУКИ, мастерская С.В. Клубкова, адаптированная для детей; методика Ершовой А.П. и Букатовой В.Н. «Актерская грамота – подросткам»), мы пришли к решению о создании социального театра в нашей школе.
Актуальность проекта
Проект способен решить сразу несколько задач по воспитанию и образованию: социализация, коммуникация, гражданская ответственность, творческая активность. Психологический аспект – коррекционная направленность и профилактическая деятельность в рамках проекта. В этом его актуальность и привлекательность, так как социальный театр – это перспективное направление, за которым будущее. Проблемы активно обсуждаются, анализируются, исследуются, привлекая к сотрудничеству социальных партнёров, преобразовываются в творческие продукты и демонстрируются общественности. Здесь каждый заинтересованный подросток может найти себе дело в общей задаче, став исследователем, волонтёром, сценаристом, актёром, режиссером, организатором и т.п. Опыт показывает, что не только «живое выступление» имеет педагогическую ценность, но и фильмы-спектакли, снятые участниками проекта, которые могут быть использованы в дальнейшем с профилактической целью со всеми субъектами образовательного процесса: родителями на родительских собраниях, учителями на семинарах или педагогических совещаниях, детьми для обсуждения «по горячим следам». Фильм-спектакль МКОУ «Средняя школа №1» «И как только с этим жить» предложен к использованию в работе педагогам-психологам образовательных организаций района (Приложение 1). Социальный театр – мобильная группа, готовая выехать по приглашению в сельскую школу; МКОУ(Социальный театр «Средняя школа№1» «Служба добрых дел» со спектаклем о детском суициде выезжал в школу с. Макарово).
Команда проекта
1. Руководитель проекта: осуществляет руководство проектом;
2. Социально-психологическая служба сопровождения проекта проводит диагностические исследования для выявления высокомотивированных участников реализации проекта; выявляет социальные проблемы подростков и их родителей; организовывает работу с участниками проекта по развитию навыков самопрезентации, снижению уровня тревожности и преодоления стрессовых ситуаций, жизни в гармонии с окружающими людьми и с самим собой, развитию личностных качеств и эмпатии; оказывает психологическое сопровождение превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, консультирует участников проекта в исследуемых проблемах, проводит скрининговые обследования с целью анализа эффективности реализуемых социальных исследований и проектов, передаёт обобщенные данные в психологические службы образовательных учреждений для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися, родителями и педагогами;
3. Организационный директор проекта: планирует и координирует работу; осуществляет сетевое взаимодействие с учебными учреждениями города, района;
4. Художественный руководитель проекта: работает в тесном взаимодействии с руководителем проекта, организационным директором проекта, социально-психологической службой проекта, членами творческой группы проекта, составляет творческие планы постановки спектаклей, разрабатывает сценарный материал для постановки спектаклей, руководит репетициями спектаклей, организовывает показы спектаклей.
Цели проекта
- Воспитание духовно-нравственной личности обучающихся методами арт-педагогики и театральной педагогики;
- Приобщение подростков с отклоняющимся поведением к созданию социального творческого продукта в виде драматического действия малой формы, используя психологические приёмы профилактического действия, способные решить остросоциальные проблемы, волнующие подростковую и молодежную среду и последующим его показом общественности.
Социальный театр «Служба добрых дел» в МКОУ «Средняя школа №1» – это выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, решение через создание творческого продукта в виде драматического действия малой формы для показа учащимся, учителям и родителям с последующим обсуждением.
Социальный театр в школе способствует решению многих задач:
- формирует готовность принимать ответственность за свою жизнь, свои слова и поступки;
- создаёт условия для развития умения понимать других людей и доверять им;
- развивает коммуникативные навыки, а также навыки уверенного поведения в социальном взаимодействии;
- развивает способности к самоанализу, формирует позитивно-адекватную самооценку подростка, укрепляет чувство собственного достоинства;
- создаёт условия для понимания подростками причин семейных конфликтов, расширяет репертуар поведенческих стратегий в типичных ситуациях взаимодействия с родителями;
- развивает эмоциональную и поведенческую саморегуляции, навыки коллективного сотрудничества и групповой сплочённости;
- помогает подросткам преодолеть мышечные зажимы, победить страх публичного выступления;
- развивает, речь, пластику, образное мышление;
- погружает участника в психологию художественного образа, учит анализу и синтезу;
- побуждает к самообразованию;
- дает возможность участвовать в открытой диалоговой площадке, общаясь как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.
Условия реализации проекта
МКОУ «Средняя школа №1» г. Киренска обладает тем кадровым потенциалом, который отвечает профессиональным требованиям. В школе имеется социально-психологическая служба, специалист декоративно-прикладного искусства, педагог-организатор, волонтёры и активисты Российского движения школьников (РДШ). Театральные действия социального характера, используемые нами, отражают проблематику подростковой среды нашей школы. Мы отметили, что Социальный театр в школе именно тот ресурс, который способен объединить подростков вокруг актуальных для них проблем и попробовать эти проблемы понять, пропустить через себя с помощью театрального искусства.
В марте 2017г. в фестивале «Театр и дети» мы впервые заявили о себе в номинации «Новая волна» спектаклем – притчей «Принцесса Мак» о наркотической зависимости. Это был театральный дебют школы в направлении профилактики асоциальных явлений в подростковой среде. Коллектив отмечен дипломом второй степени. В местной газете «Ленские Зори» вышла статья «Великая сила искусства» о театральном коллективе первой школы. В сентябре 2018г. школу потрясло известие о подростковом суициде. Эта трагедия отразилась в спектакле «И как только с этим жить», который мы поставили в школе для старшеклассников, а затем представили его в коррекционной школе-интернате, КДЦ «Звезда», в первом городском Фестивале молодёжного творчества и субкультур «Время молодых» в номинации «Театральная миниатюра» в рамках празднования Дня молодёжи на площадке КДЦ «Современник». Затем сняли фильм-спектакль по этой постановке и предложили его использовать специалистам образовательных организаций в рамках профилактического направления социально-психологических служб района. Этот же спектакль коллектив социального театра школы «Служба добрых дел» представил в селе Макарово Киренского района. Всплеск новой зависимости – Спайсы, Снюсы стали поводом для очередной постановки «Зависимость – это такое место», которую покажем на первом Фестивале социальных спектаклей в марте 2020г. Мы предполагаем, что это направление деятельности будет гораздо эффективней, если объединит подростков и молодежь города и района. Методическое объединение педагогов-психологов и социальных педагогов на своём заседании единогласно приняло решение о необходимости такой формы работы в масштабах района. Тем более, что в России уже есть примеры реализации этого направления.
Исходя из вышесказанного, мы вышли с предложением на управление образования Киренского муниципального района по проведению Фестиваля социальных спектаклей, а в дальнейшем и об открытии муниципальной сетевой площадки на базе МКОУ «Средняя школа №1» г. Киренска.
Сверхзадача проекта:
Организация и работа муниципальной сетевой площадки на базе МКОУ «Средняя школа №1» г. Киренска для создания творческих проектов (спектаклей, пьес, театрализованных дискуссий, социальных коммуникативных игр), разработанных на основе социального запроса РМО педагогов-психологов и социальных педагогов, а также социальных исследований подростков района.
Задачи:
1. Организовать работу муниципальной сетевой площадки «Социальный театр» для профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, налаживания диалога межвозрастной аудитории, через просмотр и обсуждение пьес социального характера, разработанными и поставленными детскими творческими коллективами; творческих театральных групп социального театра в учебных заведениях района;
2. Привлекать к деятельности «трудных подростков», родительскую общественность, волонтёров, профессиональных театральных партнёров в качестве консультантов по созданию творческого продукта на основе социальных исследований проблем подростковой среды (использовать опыт Центра волонтёрского движения Киренского профессионально-педагогического колледжа в исследовательских проектах социальной направленности, таких как «Социальное здоровье», «Привычки» и др.);
3. Способствовать созданию общественных переговорных площадок межвозрастных социальных групп для решения проблемных ситуаций («Живой микрофон»); приобретению социального опыта, коммуникативных навыков; развитию исследовательских, аналитических, креативных качеств у подростков и молодежи через участие в социальных пробах и проектах;
4. Ввести в практику творческие показы, такие как «Фестиваль социальных спектаклей», с последующим обсуждением спектаклей для детей и взрослых на образовательных и культурных площадках города и района.
Координационный центр МКОУ «Средняя школа №1» г. Киренска:
- координирует работу Муниципальной сетевой площадки «Социальный театр»;
- проводит психологические занятия и обучающие семинары различных содержательных форм, созданных по запросу образовательных учреждений и учащихся;
- предоставляет сценическую площадку, специалистов для подготовки и показа спектаклей;
- проводит консультации в ходе проведения социальных исследований;
- обобщает опыт работы и представляет его на площадках разного уровня. Соисполнители проекта – активисты, волонтёры образовательных организаций города и района.
Вариативность действия:
1 вариант: активная группа по готовому сценарию создаёт социальную драму в образовательном учреждении; на общем собрании творческих групп определяется тема для социальных исследований и график представления проектов на обсуждение;
2 вариант: активная группа коллектива «Социальный театр «Служба добрых дел» МКОУ «Средняя школа №1» проводит социальные исследования и разрабатывает проекты, опираясь на социальный заказ образовательных учреждений и опросы, проводимые в этих образовательных учреждениях, и приглашает к показу и обсуждению школьников, учителей и родителей этих образовательных организаций;
3 вариант: активные группы образовательных организаций работают по первому варианту, но представляют свои проекты не только у себя в школе, но и выходят с ними на другие площадки. Таким образом, осуществляется фестивальная форма работы.
География проекта:
Образовательные организации Киренского района.
Участники проекта:
Подростки и молодежь города: от13лет и далее.
Аудитория проекта:
Жители города Киренска и Киренского района (возраст не ограничен).
Этапы реализации проекта «Социальный театр»
Исследовательский (декабрь 2020 г. – февраль 2021г.)
Предполагаемые действия:
#1048;зучение возможностей создания межобразовательного проекта «Социальный театр» как муниципальной сетевой площадки для профилактики асоциальных явлений в подростковой среде.
2. Создание базы проблемных тем волнующих подростков и молодежь.
3. Анализ сценических площадок как основного места действия участников проекта.
Подготовительный ( март 2021г. – август 2021г .)
1. Установочные сборы участников проекта (Районная Конференция), заключение договоров между образовательными учреждениями;
2. Создание совета лидеров городского творческого объединения «Социальный театр»;
3. Создание плана комплексной программы работы;
4. Проведение переговорных площадок, по выбору тематики спектаклей, графика показа и обсуждения.
Организационный (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.)
1. Проведение мастер-классов сценарного мастерства, актерского мастерства, постановки спектакля;
2. Формирование творческих команд по созданию и реализации творческих продуктов «Социальный театр»;
3. Создание пьес социального характера.
Творческий (сентябрь 2022 г. – март 2023 г.)
1. Публичная демонстрация спектаклей и обсуждение заявленной темы с участниками просмотра.
2. Организация и проведение фестиваля социальных театров.
Аналитический (март2023г. – май 2024 г.)
1. Обобщение опыта работы, создание банка программ, исследований, пьес, видеоматериалов;
2. Принятие участия в фестивалях и конкурсах различного уровня;
3. Трансляция опыта (мастер-классы, публикации).
Основные направления инновационной деятельности
Механизмы реализации проекта:
Ожидаемые продукты | Краткое описание продукта | Способ апробации и внедрения |
1. Организация работы сетевой муниципальной площадки «Социальный театр» | ||
Программа сетевой муниципальной площадки «Социальный театр» | Программа о сетевом взаимодействии образовательных организаций района для активизации социальной практики молодёжи через реализацию творческих проектов | Публичная презентация программы через конференцию, семинары |
Модель площадки для реализации детских творческих проектов | Площадка "Социальный театр» | Создание творческих групп на базе образовательных учреждений, принятие плана работы, заключение договоров |
Трансляция опыта работы | Методические разработки программ, образовательных событий, сценариев мероприятий, творческих продуктов | Проведение мастер-классов, публикации статей и образовательных программ |
2. Создание лаборатории социального театра при взаимодействии с профессиональными театральными коллективами города и Центра волонтёрского движения КППК | ||
Творческая лаборатория муниципальной площадки «Социальный театр» | Комплекс дополнительных образовательных услуг по получению практических навыков социального исследования, создания и показа социальных спектаклей. Показ творческих проектов. | Организация индивидуальных и коллективных образовательных маршрутов |
Социальные исследования подростковых и молодежных проблем, творческие проекты | Проведение социальных исследований проблем, связанных с жизнью, деятельностью подростков, в том числе проблемы общения. Создание пьес в жанре социальной драмы на основе социальных исследований | Публичная презентация исследовательских и творческих продуктов |
Образовательные программы дополнительного образования | Элективные курсы по программам: социальное исследование, сценарное мастерство, актерское мастерство, аниматоры в социальном проектировании | Организация индивидуальных и коллективных образовательных маршрутов |
3. Создание общественных переговорных площадок как формы профилактической работы разновозрастных социальных групп | ||
Переговорная площадка «Социальный театр. Равный равному» | Совместная работа различных социальных групп по выработке основных направлений социальных исследований и анализа полученных результатов, форм деятельности, стратегии развития муниципальной площадки и распространение ее опыта | Проведение круглых столов, переговорных площадок, консультаций, образовательных событий и творческих показов. Создание интернет-сайта муниципальной площадки |
4. Проведение творческих показов с обсуждением спектаклей социальной направленности для детей и взрослых | ||
Организация просмотров и обсуждения творческих проектов в форме спектаклей в жанре социальной драмы малой формы | Диалоговая площадка с одной из социальных групп, на которой рассматривается проблема в виде анализа исследований, показа спектакля, дебатов, психологических консультаций и тренингов | Творческие показы с обсуждением спектаклей социальной направленности для детей и взрослых на образовательных и культурных площадках города |
Конференция, фестиваль | Апробация полученного опыта, демонстрация достижений и выработка стратегии развития муниципальной площадки | Проведение итоговых мероприятий по завершению рабочего сезона: - 2024 г. Итоговая конференция; - 2025 г. Фестиваль социальных театров |
5. Организация выездных творческих сессий со спектаклями на фестивали, форумы, конференции, конкурсы | ||
Внешняя оценка научных и творческих продуктов | Демонстрация научных и творческих продуктов в рамках разноуровневых мероприятиях: рекламных акциях, конференциях, фестивалях, конкурсах и т.п. | Видеоматериал творческих показов редактируется для участий в онлайн конкурсах различного значения; При наличии спонсорской помощи или грантовой поддержки рассматривается возможность поездки на фестиваль театрального творчества |
Краткое описание ожидаемых продуктов проекта
- Программа муниципальной сетевой площадки «Социальный театр», направленная на осуществление профилактики асоциальных явлений в подростковой среде и реализации детских творческих проектов, созданных на основе социальных исследований проблем молодежи.
- Сайт муниципальной сетевой площадки для вовлечения подростковой молодежи в активную социальную практику через реализацию творческих проектов.
- Модель площадки для реализации детских творческих проектов, созданных на основе социальных исследований проблем молодежи.
- Положение о площадке сетевого взаимодействия образовательных учреждений "Социальный театр", программ.
- Договора между образовательными организациями.
- Лаборатория социального театра - комплекс дополнительных образовательных услуг по получению практических навыков социального исследования, создания и показа социальных спектаклей.
- Банк образовательных программ, научных исследований, творческих проектов.
- Исследовательские работы на тему социальных проблем подростковой молодежи.
- Сборник пьес разработанных творческими группами на основе социальных исследований подростковых и молодежных проблем.
- Конференция " Социальный театр и его влияние на формирование гражданского самосознания молодежи" (Цель конференции - обобщение полученного опыта работы творческих групп).
- Районный фестиваль социальных театров.
Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта
5 | Основные потребители результатов проекта | Получаемые возможности |
учащиеся Киренского района | получают возможность исследовать волнующие их социальные проблемы, и реализовать творческие продукты для обсуждения этих проблем, получить дополнительные знания | |
педагоги города | получают возможность для социализации подростков и снижения риска возрастных проблем | |
родители учащихся | получают возможность понять причины подростковых проблем, наладить конструктивное общение с детьми через совместные творческие проекты, «проживание» ролей и открытый диалог | |
жители города и района | получают новую творческую театральную площадку | |
администрация образовательных организаций | получают ресурс повышения качества образования через проектно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов в области социальных задач |
Ожидаемые эффекты проекта
- социальное взросление подростка; снижение асоциальных явлений в подростковой среде;
- повышение гражданской активности среди учащихся;
- популяризация активного творческого досуга среди молодежи;
- актуализация молодежной проблематики;
- расширение образовательного пространства.
Основные подходы к оценке эффективности проекта
- Вовлечение школьников, учащихся КППК, родителей и педагогов в проектно-исследовательскую деятельность социального характера;
- Получение навыков построения индивидуального образовательного маршрута при решении коллективных задач, осознание значимости своего вклада в развитие положительных тенденций в общественной жизни школы, города, района, страны;
- Приобретение творческого и социального опыта;
- Появление интереса к расширению личного образовательного пространства, выход за рамки учебных курсов;
- Повышение уровня гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;
- Улучшение микроклимата в школе, снижение статистики правонарушений;
- Появление в городе и районе открытой творческой диалоговой площадки.
- Создание авторских спектаклей, созданных на основе социальных исследований в жанре «социальная драма» малой формы и демонстрация творческих продуктов для широкой аудитории.
Ожидаемые риски проекта и пути их минимизации
Наименование риска | Способ преодоления |
Низкая активность участия педагогического сообщества района | - выступление на районных педагогических конференциях; - проведение психологических семинаров с педагогическими коллективами школ района о возможностях арт-педагогики в профилактике асоциальных явлений в подростковой среде; - проведение установочной Конференции для всех субъектов образования. |
Отсутствие доверия подростков к проекту | - демонстрация спектаклей социальной драмы; - творческие встречи с актерами театрального коллектива "Служба добрых дел"; - организация сетевой группы "Социальный театр» на базе МКОУ «Средняя школа №1» г. Киренска |
Отсутствие навыков ведения исследований социального характера | - организация обучения в Центре волонтёрского движения в КПП через элективный курс "Основы социального исследования»; - консультации специалистов, психологическое сопровождение. |
Отсутствие творческого опыта у участников проекта | - организация обучающих групп при КДЦ «Звезда», КДЦ «Современник»: " Основы драматургии", "Мастерство актера", "Сценическая пластика", " режиссура и постановка спектакля"; - проведение Элективных курсов специалистами - профессионалами театрального искусства; - создание творческих лабораторий, мастер-классов по организации постановки спектаклей; оказание индивидуальных услуг по ликвидации сценических зажимов, речевых проблем. |
Заключение
Реализация муниципальной сетевой площадки «Социальный театр» по модели сетевого взаимодействия между образовательными организациями позволит объединить подростковую молодежь города в молодежное движение, активно сопереживающее всем вызовам времени и так же активно откликающиеся на все социальные проблемы города и страны. Молодые люди получат творческую площадку, открытую всем общественным организациям и жителям города и района. Они смогут не только выявлять проблему, но и искать выход из неё. Творческая площадка социального театра - это место, где подростки и взрослые попробуют совместными усилиями преодолевать разногласия, учиться понимать проблему, её причины и следствия, учиться принимать «чужую беду как свою». Таким образом, важнейшая миссия социального театра - учиться помогать преодолеть проблему. «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» (Я. А. Коменский).
Проект очень мобилен, он может постоянно обновляться, включая в себя новые формы молодежного театра. Возраст участников демократичен – от 13 и старше. Для получения необходимых навыков участникам достаточно одного года. Дальнейшее развитие творческого потенциала участников зависит от желания продолжать социально-значимую деятельность. Проект может существовать, пока будет интересен всем субъектам действия.
Глоссарий
1. Авторитет – 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. п.; 2) признание за индивидом права
принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
2. Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
3. Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.
4. Аутодеструкция – это аномальное поведение, которое характеризуется стремлением человека к саморазрушению.
5. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.
6. Влияние (в психологии) – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
7. Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования.
8. Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
9. Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая
10. Культура – понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения к поколению.
11. Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью. Креативные люди – это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач.
12. Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
13. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
14. Пространство социальное – социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития.
15. Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.
16. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
17. Саморегуля́ция — свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне.
18. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
19. Театр - один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления
20. Социальный театр — это стремительно развивающееся явление в театральном искусстве, направленное на привлечение внимания к острым общественным проблемам и темам; это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы. Это могут быть темы насилия, толерантности, взаимоотно-шений родителей и детей, инвалидность, дискриминация и пр.
21. Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
22. Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
23. Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
24. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.
Список литературы
1. Академия педагогических наук СССР, научно-исследовательский институт
художественного воспитания. Основы театральной культуры в школе. Москва, 1988.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.: АРКТИ, 1998.
3. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М.: Просвещение, 1998.
4. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Лекции С. В. Клубкова за 2001 - 2005.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
7. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных
коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческо...
Суицид как форма девиантного поведения подростков
В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Проект "Зов Чулыма" как школа социального успеха, пространство социального гражданского образования.
Совершенствование личности и построение новых отношений в процессе проживания в летнем лагере. Создание нового уровня социальной атмосферы и первичного уровня самоорганизации....
Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Как помочь несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений или желающим не повторять опыт асоциального поведения в восстановлении своего статуса в обществе?К важнейшим технологиям социальной ...
Региональный конкурс волонтерских (добровольческих) практик в системе воспитания школы «Социальный навигатор»
В России в последние время назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступка...
Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы
Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наиб...

ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по данным социологического опроса)
Аннотация: в статье рассматриваются причины, факторы, побуждающие подростков в проявлению девиантного, т.е. отклоняющегося поведения; также рассмотрены основные формы девиантного поведения среди подро...
