«В шахматном порядке»
методическая разработка по психологии

Чернухина Анжелика Юрьевна

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти и коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти и коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья:

«В шахматном порядке»

Разработчик:

педагог-психолог

МКОУ Курежской ООШ

Чернухина А.Ю.

с.Куреж,2024 г.

Введение

Проблема психического здоровья детей в последние годы становится особенно актуальной. С возрастанием числа нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств увеличивается количество детей с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляет общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу. У одних детей более выражена незрелость эмоционально-волевой сферы, у других детей в большей степени ослаблена познавательная (или интеллектуальная) деятельность, возможны нарушения поведения. Все это создает реальные трудности для нормального развития ребенка и является проявлением неблагополучного психического развития.

Процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал и делал, называется памятью.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Память, как и все другие психические процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что - либо, воспроизводит либо узнает - всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Развитие ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, требует особого внимания. Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в коммуникативной, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью учебно-познавательной деятельности.

У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим.

Данное коррекционно-развивающее занятие направлено на развитие памяти, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков и умения работать в группе, что является самой распространенной проблемой для адаптации детей с ОВЗ в социуме.

Адресат: разновозрастные обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья.

Цель: оказание психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по развитию памяти и коммуникативных навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умения детей в игре «Шахматы»;

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
  • развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
  • развивать зрительно-моторную координацию.
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти и коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «В шахматном порядке».

Адресат: разновозрастные обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья (чётное количество).

Цель: оказание психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по развитию памяти и коммуникативных навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умения детей в игре «Шахматы»;

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
  • развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
  • развивать зрительно-моторную координацию.
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах.

Оборудование: ноутбук, проектор, шахматные доски, секундомер

Ход занятия

Приветствие.

Добрый день. Я рада приветствовать вас этим замечательным весенним днем! Давайте поприветствуем друг друга. Когда я скажу слова: «Добрый день...», помашем, друг другу руками и улыбнемся. Похлопаем в ладоши, кому нравится весна!.. Потопаем ногами, кто любит улыбаться... Молодцы!»

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы выполним несколько упражнений и заданий, которые способствуют улучшению запоминания, развивают мелкую моторику, развивают коммуникативные навыки. повышают устойчивость внимания. В ходе систематических занятий улучшается память, концентрация внимания, мышление.

2. Основной этап

Мы сейчас с вами просмотрим небольшой мультфильм «Легенда возникновения шахмат», затем ознакомимся с презентацией, на которой нам расскажут, как называются основные фигуры и правила их расстановки (просмотр видеоролика и презентации).

Перед вами на столах стоят шахматные доски, а рядом с ними фигуры, названия которых вы уже знаете. Мы сейчас еще раз просмотрим презентацию, ваша задача запомнить где домик каждой фигуры (просмотр презентации).

А теперь вам необходимо взять фигуры рядом с вашими досками любого понравившегося вам цвета (черные или белые) и правильно расположить их на доске за 1 минуту только со своей стороны, сторона соперника должна остаться пустой. Время пошло.

Стоп.

Физминутка «Стрельба глазами».

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения совершаются в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Мы сейчас еще раз просмотрим презентацию, ваша задача запомнить где домик каждой фигуры (просмотр презентации).

Ребята, меняемся, переходим к соседнему столу, присаживайтесь. Мы сейчас еще раз просмотрим презентацию (просмотр презентации).

А теперь так же за 1 минуту расставляем фигуры на пустом поле. Время пошло. Ребята, помним, что каждая фигура живёт в своём домике. Стоп.

Ребята, перед вами доски с расставленными фигурами. Сейчас мы поделимся на пары, посмотрим еще раз презентацию (просмотр презентации).

Сейчас вам необходимо назвать фигуры и определить правильно ли они расставлены. Каждый из вас рассказывает про свою сторону игровой доски, не меняя положения фигур. Затем поменяться парой и столом. И так же вам надо назвать фигуры и определить правильно ли они расставлены.

Рефлексия.

Ребята, расскажи, пожалуйста, что вы сегодня узнали о шахматах? Как называются шахматные фигуры?

Сейчас протяните руки вперёд ладошками вверх. Закройте глазки, а я поглажу того, кто сегодня особенно старался.

Заключение

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие памяти, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков и умения работать в группе применяется мной систематически на занятиях педагога-психолога.

В 2023 году практика была представлена на методическом объединении учителей предметников МКОУ Курежской ООШ.

На данном занятии обучающиеся успешно справились с заданиями.

Таким образом, я считаю, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута, а также ребята освоили первые навыки игры в «Шахматы».

Список литературы

1. Абкович, А. Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Я. Абкович // Специальное образование. — 2014. — №4. — С. 5-11.

2. Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-45.

3. Д. В. Нестерова. Учебник шахматной игры для начинающих— М.: РИПОЛ классик, 2007. — 256 с.

4. Николай Калиниченко. Шахматы для начинающих: правила, навыки, тактики — Москва : Эксмо, 2018. — 352 с.

5. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Минобрнауки России "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (с 1 января 2011 года)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России)  П Р И К А З  "24" марта 2010 г.N 209 Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 1699...

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербург...

Порядки Афин и Спарты

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Порядки Афин и Спарты"....

Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

«Мир шахмат» - история шахматной игры, шахматная викторина, инновации и этюды.

Цель:  формирование знаний о   шахматной   игре,   правилах  игры,  различных  видах шахматной игры,  шахматных  инноваций. Задачи: зна...

Сценарий спектакля Шахматной сказки (инсценировки) для шахматного турнира

Шахматная инсценировка для открытии шахматного турннира...