Порядки Афин и Спарты
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Порядки Афин и Спарты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon porjdki_afin_i_cparni._doc.zip9.93 КБ
Package icon porjdki_afin_i_cparni.zip2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Порядки Афин и Спарты.

Цели урока: 

Образовательная:

  1. Познакомить обучающихся с порядками двух соревнующихся и противостоящих друг другу греческих полисов Афины и Спарты;

Развивающая: 

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Воспитательная:

  1. Развивать интерес к историческому прошлому.

Метод: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с учебным пособием, сообщение обучающихся, рассказ учителя с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы: 

мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация, глобус, карта.

Новые слова:

Ход урока.                                

  1. Организационное начало и сообщение темы урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Какие отличительные черты и чем схожи между собой древнегреческие и древневосточные боги?
  2. Проверка таблицы «Религии Древнего мира»;
  3. Дайте объяснение к понятиям полис, аристократия, демос.
  1. Актуализация предварительных знаний:

Послушаем, о чем спорят Антошка с Источниковедом:

-  А почему из всех полисов вы рассказываете мне именно про Афины и Спарту? - спросил Антошка.

-  Еще афинский стратег Кимон говорил, что Афины и Спарта -«это две ноги, на которых стоит Эллада», «два коня, запряженные в одну колесницу», - ответил Источниковед.

- Выходит, эти города друзьями были! - оживился Антошка.

-  С другой стороны, - вмешался Археолог, - жители Афин и Спарты часто высмеивали друг друга, а одна из многочисленных войн этих городов продолжалась 30 лет.

•   Сравни факты, приведенные Источниковедом и Археологом. Какое наблюдается противоречие, какой возникает вопрос?

Почему Афины и Спарта часто ссорились?

Ученическое сообщение  о зарождении Афинского полиса.

Пояснить понятия полис, Акрополь, демос, демократия, оратор.

Используя текст § 23 пункта 1и используя рисунок схему на стр. 147 учебника: 

1. Составьте рассказ об Афинском полисе после реформ Солона совместно с учителем.

2. Сравните  с изначальной системой власти в Афинском полисе на стр. 137. Чем отличается афинская демократия?

Ученическое сообщение о зарождении Спартанского полиса.

Пояснить и записать в своей тетради понятия илоты, лаконичные высказывания.

Используя текст § 23 пункта 1 и  2 заполните таблицу:

Афины

Спарта

Хозяйство

Ремесло, земледелие, садоводство, торговля – граждане Афин

Основные граждане Спарты – воины. Земледелием занимаются рабы – илоты.

Общественное деление

Деление на аристократов и простонародов (демоса) по уровню дохода.

Завоеватели дорийцы только являются гражданами полиса. А жители обращены в рабов – илотов.

Управление

После реформ Солона управление полисом осуществляется народным собранием. Все законы принимаются народным собранием. Форма правления – демократия.

Два наследственных царя, которые поочередно становились судьями, жрецами и полководцами.

Культура

Театр, состязания поэтов, Олимпийские игры, искусство речи.

Отказ от состязаний, от украшений. Отсюда термин «спартанская жизнь».

Сравни порядки Афин и Спарты. В каком городе и почему хотел бы жить ты?

Вывод: Афины и Спарта были самыми большими и знаменитыми полисами Древней Греции.

Закрепление урока:  короткий опрос пройденного урока.

Домашнее задание и выставление оценок: §23, стр. 146-150. Подготовиться к §24 вопросы на стр. 150.

1.  Докажи, что в Афинах была установлена демократия.

2.  Какие порядки древней Спарты тебе, человеку XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

Учебник «Всеобщая история» для 5 класса, М, БАЛАСС – 2010. Образовательная школа – 2100.



Подписи к слайдам:


МОБУ СОШ с. Имай-Кармалы

Учитель истории

Зарипов Ш.З.

Афины – полис земледельцев и торговцев.

Спарта – полис воинов.

Афинская монета
с изображением совы

Солон.

Остров Пелопоннес

Область Лакония

Акрополь –

Демократия –

Лаконическая речь –

Афины

Спарта

Хозяйство




Общественное деление




Управление




Культура




Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%EE%ED – Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Порядки Афин и Спарты"

Урок на основе деятельностного подхода. Направлен на формирование матапредметных умений....

Презентация. Война Афин и Спарты.

Презентация к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока "Афины и Спарта греческие города-полисы" в рамках ФГОС

Афины и Спарта - греческие города-полисы. 5б класс Учитель: Князева Галина Григорьевна. Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока Ожидаемый результат Создать условия для формиро...

тест "Афины и Спарта"

Используется на уроке по истории Древней Греции в сравнительном анализе двух полисов - Афины и Спарта....

Исторический диктант к теме "Греческие полисы: Афины и Спарта".

Исторический диктант позволяет  быстро проверить знания учащихся основных полисов Греции....

Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс

Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов...

Афины и Спарта в 8-6 веках.

Презентация содержит коаткий конспект двух параграфов с выделением основных понятий, необходимых для освоения материала....