Преодоление школьных страхов у учащихся среднего звена: психолого-педагогический подход
методическая разработка по психологии

Гречишников Артем Андреевич

Переход в подростковый возраст является периодом значительных изменений в психическом развитии ребенка. Вместе с новыми возможностями и открытиями возникают и специфичные школьные страхи, которые влияют на успеваемость, самооценку и эмоциональное состояние подростков. Понимание природы этих страхов и знание способов их преодоления позволит родителям и педагогам поддержать детей в этот сложный период.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_strahi.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Гречишников А.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Преодоление школьных страхов у учащихся среднего звена:

психолого-педагогический подход

Переход в подростковый возраст является периодом значительных изменений в психическом развитии ребенка. Вместе с новыми возможностями и открытиями возникают и специфичные школьные страхи, которые влияют на успеваемость, самооценку и эмоциональное состояние подростков. Понимание природы этих страхов и знание способов их преодоления позволит родителям и педагогам поддержать детей в этот сложный период.

Причины школьных страхов у подростков

Страхи школьников в возрасте 11–14 лет часто связаны с изменениями, происходящими как внутри самого ребенка, так и в социальной среде вокруг него. Среди основных факторов возникновения страха выделяют:

  1. Физическое развитие

Подростковый организм переживает серьезные изменения, включая скачок роста, гормональные всплески и половое созревание. Эти процессы нередко вызывают чувство неловкости, неуверенности в себе и тревоги относительно внешности и физического состояния.

  1. Социальные ожидания

Отношения со сверстниками становятся особенно значимы именно в этот возрастной период. Стремление соответствовать нормам группы, страх осуждения и неприятия создают дополнительное напряжение. Подросткам важно чувствовать себя принятыми среди одноклассников, и несоответствие внешним стандартам ведет к тревожному состоянию.

  1. Изменение учебной нагрузки

Повышение уровня требований к учебе, необходимость подготовки к экзаменам и оценки воспринимаются детьми этого возраста гораздо острее. Страх перед плохими оценками, невозможность справиться с заданием и ощущение собственной неполноценности также являются распространенными источниками стресса.

  1. Психологические особенности

Для многих подростков характерны повышенная чувствительность, импульсивность и стремление выделяться среди окружающих. Они остро реагируют на критику, склонны преувеличивать последствия ошибок и быстро попадают в ситуацию тревожности и депрессии.

Основные виды школьных страхов

При работе с подростком важно определить характер конкретного страха, чтобы подобрать эффективные методы поддержки. Вот наиболее распространенные типы школьных страхов:

  1. Страх перед неудачей

Ребенок боится допустить ошибку, вызвать неодобрение учителя или родителей. Этот страх проявляется в нежелании отвечать устно, участии в контрольных работах и даже пропусках занятий.

  1. Страх несоответствия социальным требованиям

Страх оказаться “не таким”, потерять уважение одноклассников и друзей формирует комплекс низкой самооценки. Особенно сильно подобные переживания выражены у детей с особенностями внешности или поведения.

  1. Стресс от повышенных учебных нагрузок

Невозможность справляться с объемами домашних заданий, постоянные задания вне школы и экзамены приводят к усталости и выгоранию. Ученики начинают избегать учебы и теряют интерес к предметам.

  1. Страх конфликтов и психологического давления, травли

Многие дети сталкиваются с проявлениями агрессии со стороны сверстников. Физические угрозы, унижения и травля серьезно нарушают учебную деятельность и самочувствие ученика.

Пути преодоления школьных страхов

Эффективная работа с детскими страхами требует комплексного подхода, включающего взаимодействие семьи, педагогов и профессиональных психологов. Рассмотрим ключевые рекомендации для взрослых, помогающих ребенку преодолеть тревогу и беспокойство:

  1. Выстраивайте доверительные отношения

Родители и педагоги должны создать атмосферу доверия, чтобы ребенок мог открыто говорить о своих чувствах и проблемах. Важно внимательно выслушивать жалобы и проявлять искреннюю заинтересованность в жизни подростка.

  1. Учите позитивному мышлению

Помогайте детям формировать реалистичное восприятие своих возможностей и достижений. Вместо негативных установок (“я ничего не умею”) поощряйте принятие положительных качеств и успехов (“у меня получилось решить сложную задачу”).

  1. Обучайте методикам саморегуляции

Дыхательные упражнения, техники релаксации и визуализации помогают снизить уровень тревожности. Например, предложите подростку представить положительный исход ситуации перед важным событием.

  1. Создавайте условия для успеха

Ставьте достижимые цели и поддерживайте успехи ребенка, хвалите за небольшие достижения. Это повысит уверенность в собственных силах и снизит стрессовые реакции.

  1. Развивайте коммуникативные навыки

Научите подростка правильно реагировать на агрессию и конфликты, предлагая конструктивные способы решения проблем. Поддержите участие в спортивных секциях, творческих кружках, где дети смогут развивать социальные связи и получать поддержку.

  1. Обращайтесь к специалистам

Если самостоятельные усилия не приносят результата, целесообразно обратиться к профессиональному психологу. Специалист сможет провести диагностику, выявить причины страхов и предложить индивидуальные программы коррекции.

Заключение

Работа с подростковыми страхами должна проводиться систематически и последовательно. Родители, педагоги и специалисты играют важную роль в формировании уверенности, успешной адаптации и личностного развития ребенка. Регулярная поддержка, внимание и своевременная помощь позволят избежать серьезных последствий школьных страхов и способствовать гармоничному развитию подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода

В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью ре...

Классный час "Кто я? Каков Я?"на тувинском языке для учащихся среднего звена

Данный материал можно применить в проведении классного часа на тувинском языке для 5-6 классов....

"Его имя помнит народ "- внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Мероприятие на военно-патриотическую тему. События афганской войны и участие в ней нашего земляка, выпускника Кинерской основной общеобразовательной школы Козловского района Чувашской Республики ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

С П О Р Т И В Н Ы Й П Р А З Д Н И К для учащихся среднего звена

1. Закрепление знаний и навыков, полученных на уроках.2. Развитие быстроты двигательной реакции, чувства мяча.3. Воспитание уверенности в своих силах.4. Развитие умения согласованно действовать в колл...

Веселые старты для учащихся среднего звена.

« Веселые старты» для учащихся среднего звена.Цели:              1. Пропаганда здорового образа жизни....

Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...