Как стиль воспитания влияет на поведение и устойчивость приемного ребенка.
статья по психологии
Стили воспитания детей влияют на их поведение через степень контроля, заботы и опеки со стороны родителей, а также присутствие или отсутствие эмоциональной близости. Выделяют авторитарный, авторитетный, либеральный и хаотичный стили воспитания. В реальной жизни стили редко встречаются в чистом виде — чаще всего родители используют комбинацию различных подходов, адаптируя их к индивидуальным особенностям ребёнка и конкретным ситуациям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Как стиль воспитания влияет на поведение и устойчивость приемного ребенка.
Стили воспитания детей влияют на их поведение через степень контроля, заботы и опеки со стороны родителей, а также присутствие или отсутствие эмоциональной близости. Выделяют авторитарный, авторитетный, либеральный и хаотичный стили воспитания. В реальной жизни стили редко встречаются в чистом виде — чаще всего родители используют комбинацию различных подходов, адаптируя их к индивидуальным особенностям ребёнка и конкретным ситуациям.
Авторитарный стиль воспитания характеризуется жесткими правилами и завышенными требованиями к поведению ребенка. Родители устанавливают строгие границы и ожидания и часто не поясняют причин их введения. Ключевые черты: игнорирование мнения ребенка — решения принимает взрослый без учета потребностей и чувств ребенка; применение наказаний как основного средства контроля, что может вызывать у ребенка страх и тревожность; трудности с адаптацией к новым ситуациям и в налаживании социальных контактов.
Как такой стиль влияет на поведение приемного ребенка: он может стать более закрытым и настороженным, чаще проявлять тревожность и эмоциональное подавление, испытывать сопротивление в ответ на наказания, затрудняться в доверительных отношениях с взрослыми и сверстниками, а также демонстрировать трудности с саморегуляцией и инициативой в новых условиях.
Авторитетные родители поддерживают развитие самостоятельности и ответственности у детей. Они дают детям возможность самостоятельно принимать решения, помогают анализировать последствия своих действий и готовы поддержать выбор ребенка. Что характерно: эмоциональная поддержка и забота, что рождает у ребенка ощущение безопасности и уверенности в себе. В итоге дети учатся общаться с другими, строить контакты и поддерживать отношения, развивают навыки сотрудничества и ответственность. В авторитарной семье ребенок заранее получает четкую структуру и поддержку, но может стать более зависимым от взрослых и бояться ошибок. У него формируются навыки планирования и ответственности, однако возможна нехватка инициативы и трудности с принятием самостоятельных решений в условиях меньшей опоры. В отношениях с другими дети могут быть более осторожны и ориентированы на согласие взрослых, что облегчает дисциплину, но может снизить готовность к риску и самостоятельному принятию решений.
Либеральные родители ставят во главу угла свободу выбора ребёнка, его индивидуальность и активное участие в процессе обучения и взросления. Они не устанавливают жестких рамок и не задают конкретных ограничений.
Характерные черты: отсутствие ясных правил, ребёнок не всегда понимает, что от него ожидают, может не выполнять требования; риск появления черт характера, связанных с чрезмерной самостоятельностью, недостаточной эмпатией и склонностью к непокорности.
В либеральной семье ребенок имеет больше свободы и пространства для выражения своей индивидуальности. Это может развить творческое мышление, уверенность в себе и мотивацию к самостоятельности. С другой стороны, отсутствие четких правил может привести к неопределенности в поведении, сложности с соблюдением границ и непредсказуемости действий. У приемного ребенка существует риск формирования непослушания или дефицита эмпатии, если границы не закреплены и не обсуждаются.
Хаотичный стиль воспитания — это когда правила и требования родителей постоянно меняются и зависят от настроения, ситуации или внешних факторов. Такой подход вызывает у ребенка ощущение неопределенности и непредсказуемости.
Ключевые особенности:
Постоянные перемены создают тревожность и чувство нестабильности.
Отсутствие чётких границ затрудняет развитие саморегуляции и умения планировать свои действия.
Сложности с адаптацией в социуме: ребенок может не до конца понимать или соблюдать бытовые и социальные нормы.
Как это влияет на приемного ребенка:
Поведение становится нерегулярным: ребенок может непредсказуемо менять настроение, требования к себе и к другим, что усложняет предсказуемость для взрослых.
Трудности с самоконтролем: без стабильных правил ребёнок учится менее эффективно управлять импульсами, позже может возникнуть раздражительность или всплески гнева.
Проблемы в общении и взаимодействии: непредсказуемость взрослых мешает формированию доверия и умения строить стабильные отношения, что может проявляться в конфликтности или замкнутости.
Риск социальной дезадаптации: ребенок может испытывать трудности при соблюдении норм школы, друзей и в обществе, поскольку не получает надлежащих моделей поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.
Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

Особенности воспитания приемного ребенка в семье
Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребе...

"Причины возникновения "трудного" поведения у приемного ребенка
Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и ...

Сексуализированное поведение приемного ребенка.
В данной статье описываются причины такого поведения у приемных детей, как реагировать и помогать ребенку выбрать другой стиль поведения. Можно использовать данный материал для проведения классного ча...
Дистанционное занятие родительского клуба «Трудное поведение приемного ребенка: непослушание, истерики. Причины и способы коррекции»
Целью занятия является дать представление о причинах непослушания приемного ребенка, развивать у замещающих родителей способности к анализу своего и детского поведения. На конкретных...
Родной и приемный ребенок. Вопросы воспитания.
Материал предназначен для семей, воспитывающих детей кровных и приемных, а также для педагогов образовательных органи заций. Для родителей (законных представителей) и педагогов представлен психо...

Консультация для замещающих родителей «Особенности принимающего и не принимающего поведения родителя в отношении приемного ребенка в замещающей семье»
Трудное поведение приемного ребенка....