«Ваш ребёнок в сети: как подружиться с интернетом без рисков»
консультация по психологии

Полферова Ирина Юрьевна

Повысить психолологическую и цифровую грамотность родителей, помочь им выстроить с ребенком отношения доверия и партнерства в вопросах использования интернета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для родителей: «Ваш ребёнок в сети: как подружиться с интернетом без рисков»

Цель: Повысить психолологическую и цифровую грамотность родителей, помочь им выстроить с ребенком отношения доверия и партнерства в вопросах использования интернета.

Аудитория: Родители детей 8-10 лет.

Ход беседы:

Психолог: «Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время поговорить на одну из самых актуальных тем нашего времени.

Наблюдаю картину общения дочери с матерью:

— Мама, дай телефон.
— Не дам! Ты много сегодня играла! — говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.
— Мне скучно!!! — начала истерить девочка. — Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно… — начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит своё (проработанная схема).
— На!… Возьми!!! — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдаёт ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

 Спрашиваю у ребенка, чтобы понять его увлечения:

— А что тебе больше всего нравиться делать?
— Играть на телефоне!
— А как ты проводишь время? — продолжаю интересоваться.
— Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю.
— Тебе нравится, как ты живёшь, ты чувствуешь себя счастливым? — вновь интересуюсь.
— Когда есть смартфон — да! — отвечает ребёнок.

Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И, возможно, чтобы избавить себя от детского нытья. У ребёнка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребёнок может долго нудить, но в голову не приходят идеи — что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в не-онлайн, — это будет скучно.

Сегодня мы не будем говорить о том, что интернет – это зло. Это не так. Для наших детей это – окно в мир, источник знаний, игровая площадка и способ общения. Наша с вами задача – не закрыть это окно, а поставить на него «прочные рамы» – правила безопасности и «москитную сетку» – наш родительский контроль и доверие. И самое главное – научить ребенка ими пользоваться».

Часть 1: «Портрет цифрового гражданина 8-10 лет. Что его манит в сети?»

Психолог: «Давайте посмотрим на мир глазами нашего ребенка в этом возрасте.

Социальный аспект: Для них интернет – это продолжение двора и школьного общения. «ВКонтакте», чаты в играх – это их «тусовка». Они боятся быть белыми воронами, если их нет в общем чате.

 Игровой аспект: Игры – это не просто развлечение. Это достижения, социализация, развитие стратегического мышления. Запрет на игру для ребенка равносилен запрету на любимое хобби для нас.

Познавательный аспект: интернет для них – и телевизор, и энциклопедия. Как сделать слайм, как пройти сложный уровень, уроки оригами – все это они ищут там.

Ключевая мысль: Ребенок в этом возрасте еще не способен критически оценивать информацию и предвидеть долгосрочные последствия своих действий онлайн. Его мозг еще только учится этому. Поэтому наша роль – быть его «лобными долями» в интернете».

Часть 2: «Три кита цифровой безопасности: не запреты, а правила»

Психолог: «Вместо тотальных запретов, которые лишь рождают протест и скрытность, я предлагаю опираться на три «кита».

Кит 1: ДОВЕРИЕ И ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Стратегия: Станьте для ребенка «своим» в цифровом мире.

 Что делать?

  Интересуйтесь не временем, а содержанием: Спросите не «Сколько ты сидишь в телефоне?», а «Во что ты сегодня играл? Покажи, что там интересного? Какое смешное видео сегодня смотрел?».

 Создайте «безоценочное поле»: Договоритесь: «Если ты столкнешься в сети с чем-то странным, пугающим или неприятным – сразу приходи ко мне. Я не буду ругать тебя и отбирать телефон. Мы разберемся вместе». Это самое важное правило!

 Обсуждайте новости: Покажите, что и вы сами сталкиваетесь с фейками. «Смотри, какая странная новость, давай проверим, правда ли это?».

Кит 2: ЧЕТКИЕ И ПОНЯТНЫЕ ПРАВИЛА

Стратегия: Правила – это рамки, которые дают чувство безопасности.

Что делать?

 Семейный договор: Сядьте и вместе составьте договор. Например:

  Время: «Играем 1 час в день после уроков» или «Никаких гаджетов за 1 час до сна».

   Контент: «Мы вместе решаем, какие игры и приложения тебе подходят».

  Безопасность: «Мы не указываем в профилях свой адрес, школу, номер телефона. Никогда не соглашаемся на встречи с интернет-знакомыми без родителей».

Правило «публичности»: Компьютер – в общей зоне (гостиная, кухня). Так вы ненавязчиво можете видеть, чем занят ребенок.

Кит 3: ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

 Стратегия: Мы – взрослые, и мы отвечаем за безопасность.

Что делать?

 Настройте родительский контроль: Используйте встроенные функции (в Windows, iOS, Android) или специальные программы. Но подавайте это не как шпионаж, а как заботу: «В интернете, как на большой дороге, пока ты маленький, я буду идти с тобой за ручку».

Подавайте пример: Бесполезно требовать от ребенка не сидеть в телефоне за ужином, если вы сами в это время листаете ленту в Телеграмм. Ваши действия говорят громче любых слов.

Часть 3: «Красные кнопки: на что обращать особое внимание» (Психологические маркеры риска)

Психолог: «Запретить все риски невозможно. Но мы можем заметить тревожные звоночки в поведении ребенка:

1. Резкие изменения в поведении: Стал скрытным, раздражительным, уходит от разговоров о том, что делает в сети.

2. Ребенок проводит в сети гораздо больше времени, чем договорились, и не может себя контролировать.

3. Появляются вещи (или онлайн-валюты), происхождение которых он не может объяснить.

4. Ребенок выглядит напуганным, расстроенным после использования интернета.

Увидели это? Не набрасывайтесь с обвинениями. Вспомните про «безоценочное поле». Спросите: «Я вижу, что ты расстроен. Что-то случилось? Давай разберемся вместе»»

Часть 4: Практикум «Как говорить с ребенком о…»

Психолог: «Давайте разыграем несколько ситуаций.

Ситуация 1: «Кибербуллинг (травля в сети)».

 Неправильно: «Не обращай внимания», «Сам виноват», «Удали аккаунт».

 Правильно: «Я с тобой. Это не твоя вина. Давай сохраним скриншоты оскорблений. Мы можем заблокировать этого человека и рассказать о ситуации классному руководителю. Ты не один».

Ситуация 2: «Подозрительный незнакомец в чате».

 Неправильно: «Я же говорила не добавлять незнакомцев! Немедленно удали!».

Правильно: «Давай посмотрим на его профиль вместе. Видишь, тут мало информации, нет друзей – это тревожный знак. Помни правило: не рассказывай о себе и не соглашайся на встречи. Давай его заблокируем».

Ситуация 3: «Ребенок хочет скачать опасную игру (жестокую, с возрастным рейтингом 18+)».

 Неправильно: «Никогда! Это ужасная игра!».

 Правильно: «Давай я посмотрю обзоры на эту игру. Видишь, тут есть сцены насилия, которые могут тебя напугать или оказать на тебя плохое влияние. Давай поищем что-то более подходящее для твоего возраста, но не менее интересное?».

Заключение

Психолог: «Уважаемые родители, помните: наша цель – не вырастить ребенка в стерильной цифровой среде, а научить его плавать в цифровом океане, зная, где подстерегают медузы и акулы, и как пользоваться спасательным кругом.

Ваш главный инструмент – это не программа родительского контроля, а ваши отношения с ребенком, основанные на доверии и уважении.

Давайте не будем цифровыми полицейскими для своих детей. Давайте станем их надежными гидами в этом огромном и увлекательном мире.

Спасибо за внимание! Я готов (а) ответить на ваши вопросы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность ребёнка в сети Интернет

Методическая  разработка  родительского  собрания  "Безопасность  ребёнка  в  сети  Интернет".  Собрание  разработано  в  технологии  к...

Статья "Безопасность ребёнка в сети интернет".

Всегда ли наши дети в безопасности, когда находятся сети интернет?...

Урок по теме:«Всемирная компьютерная сеть. Безопасность работы в Интернет»

Наша школа сельская. Всего учащихся: 190 человек. В школе один компьютерный класс, в котором имеется 10 компьютеров с локальной сетью и выходом в INTERNETТема урока: «Всемирная комп...

Безопасность ребёнка в сети Интернет

Разработка родительского собрания...

Буклет "Ребенок в сети. Твоя безопасность в Интернете"

Правила безопасности детей в сети-Интернет...

Речевая среда ребёнка (материал сети Интернет)

Даны рекомендации родителям о создании благоприятной среды вокруг ребёнка для успешного развития речи малыша....