Родительский клуб: Взрослеем вместе
методическая разработка по психологии

Луковникова Ольга Владимировна

В современном мире очень остро встала проблема недостаточной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_vzrosleem_vmeste_.docx150 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО

РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект

организации информационно-просветительской

площадки родительского клуба

МОУ ИРМО «Грановская СОШ»

«Взрослеем вместе»

https://w7.pngwing.com/pngs/401/796/png-transparent-parents-children-silhouette-family-silhouette-mother-father-big-family-mom-dad-family.png

        

Автор проекта:

Педагог-психолог Луковникова О.В.

2023-2024 уч. год

  1. Актуальность проекта.

В современном мире очень остро встала проблема недостаточной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, А.В. Мудрик, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско – родительских взаимоотношений.

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их жизненных представлений.

Организация работы Родительского клуба определяется запросами родительской общественности. Анализ запросов родителей в адрес педагогов-психологов школы показывает, что большинство родителей волнуют следующие проблемы: проблемы обучения и воспитания, адаптации первоклассников, проблемы взаимоотношений между родителями одного класса, регулярные пропуски уроков без уважительной причины, проблемы детско-родительских отношений, возрастные особенности учащихся. Родители неоднократно в ходе общения с педагогом-психологом, классными руководителями предлагали усилить психолого-просвещение родителей, помочь им в формировании практических навыков взаимодействия с детьми в различных жизненных ситуациях. На основании запросов родителей, а также в связи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей педагогами школ

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем возрасте.

МОУ ИРМО «Грановская СОШ» открыта в 2022 году, подобной деятельности в образовательной организации не осуществлялась.

  1. Цели и задачи проекта

Цель: объединить усилия образовательной организации и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Внедрение новых форм работы путем приобщения к участию в жизни образовательного учреждения;
  • Оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям обучающихся по широкому спектру вопросов воспитания, социализации и самореализации детей;
  • Создать методическую папку, включающую оптимальные и отработанные методы, приёмы и формы взаимодействия с родителями обучающихся.

3. Участники проекта

1. Основная целевая группа: родители (законные представители) обучающихся;

2. Администрация и педагоги общеобразовательного учреждения;

3. Социальные партнеры.

4. Принципы функционирования родительского клуба

1. Принцип дифференцированного подхода. При разработке тематики мероприятий учитывается культурный, образовательный уровень родителей, актуальные проблемы семьи.

2. Принцип ориентации на актуальные проблемы воспитания и развития ребёнка в семье. Для определения содержания психолого-педагогической работы проводится изучение семейного воспитания путём анкетирования, изучения запросов родителей к специалистам школ.

3. Принцип учёта личностного опыта родителей, постоянная апелляция к нему. Обсуждение конкретных ситуаций, решение проблем воспитания детей, обмен опытом.

4. Принцип добровольного участия родителей в мероприятиях.

5. Принцип вариативности содержания, форм, методов образования родителей.

6. Принцип обратной связи. Направленность мероприятий на развитие родительской рефлексии, акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений родителей с ребёнком.

5. Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа:

  • Подготовительный этап - сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, культурном уровне семей, наличие у них педагогических знаний, отношение к семье, ребенку, интересах, потребностях родителей в педагогической информации.
  • Основной этап - планирование, определение форм, целей и методов работы. Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания и образования детей в условиях ОУ и семьи. Установление доверительных отношений с родителями (законными представителями), привлечение семей к совместной работе в рамках клуба.
  • Заключительный этап - итоговое заседание «Наши успехи и достижения», систематизировать данные о работе клуба, определение перспектив дальнейшей работы. Представление результатов реализации проекта на педагогическом совете.

Этапы проекта

Тема

Содержание

Cрок

I. Подготовительный этап

Организация и подготовка к взаимодействию всех участников родительского клуба

1.Разработка положения о родительском клубе.
3. Оформление наглядной агитации.
4. Размещение информации на сайте ОУ

сентябрь

Планирование работы родительского клуба на основе анализа запросов родителей и данных анкетирования.

1. Анкетирование родителей (законных представителей), обработка данных о семье каждого воспитанника:
- культурный уровень родителей (законных представителей);
- наличие педагогических знаний;
- отношение к семье, ребенку;
- интересы, потребности в педагогической информации.
2. Ознакомление родителей с проектом, обсуждение общих вопросов по организации эффективной работы с семьей на родительском собрании.
3. Создание условий для организации работы родительского клуба

октябрь

II. Основной этап

Установление партнерских отношений с родителями, привлечение к сотрудничеству в рамках клуба

1. Реализация планов взаимодействия участников проекта (знакомство с календарным планом работы клуба).
2. Организация встреч клуба
(программа клуба предусматривает 3 мероприятия, заседания участников проходят 1 раз в квартал)

Ноябрь - апрель

Наглядное информирование родителей

Буклеты, папки-передвижки, стендовая информация

в течении года

III. Заключительный этап

Подведение итогов работы родительского клуба

1.Итоговое заседание родительского клуба.
2. Анализ реализации проекта.
3. Определение перспектив дальнейшей работы.
4. Презентация проекта на педагогическом совете

май

6. Методы и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) в рамках проекта

В ходе взаимодействия с родителями будут использованы следующие методы, формы и технологии взаимодействия, в том числе инновационные:

Методы взаимодействия с родителями (законными представителями):

  • Метод разбора и проигрывания ситуаций;
  • Постановка обсуждения;
  • Анкетирование;
  • Самоанализ;
  • Создание проблемных ситуаций, их анализ;
  • Лекция;
  • Социально-педагогический тренинг;
  • Вербальная дискуссия;
  • Конструктивный спор;
  • Телефон доверия;

7. Риски и реализации проекта

1. Недостаточная информированность родителей о положительных сторонах проекта;

2. Охват небольшого количества родителей в реализации проекта;

3. Низкая социальная активность родителей;

4. Загруженность педагогов учебной деятельностью.

Минимизация рисков:

1. Информированность родителей с помощью стендов, электронного журнала, изготовление с детьми афиш, пригласительных билетов;

2. Проведение встреч в удобное для родителей время;

3. Проведение анкетирования родителей, педагогов с целью выявления наиболее актуальных для них тем встреч;

4. Планирование основных мероприятий проекта с учетом каникулярного времени.

8. План реализации проекта

Сроки реализации – октябрь – март.

Для каждой возрастной группы заседания проводятся 1 раз в квартал.

Длительность заседаний 60-90 минут (в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Вид деятельности

Срок реализации проекта в месяцах

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Тренинговое занятие «Давайте познакомимся»

+

Тренинговое занятие «Особенности воспитания детей»

+

+

Телефон доверия школьный.

+

Видео-консультирование

+

«Растим детей  здоровыми»

+

«Наши успехи и достижения»

+

9. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Повышение ответственности родителей за безопасность ребенка и надлежащее воспитание;

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания;

3. Повышение уровня культуры поведения и общения в семье и социуме;

4. Осознание духовных и жизненных ценностей, как ресурсов поддержки семьи;

5. Направление внимания родителей от наличия семейных проблем к возможным вариантам их решения;

6. Создание доверительных, доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Литература

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – АСТ-ПРЕСС, 2000 – 432 с.
  2. Даринская В.М. Радость семейного общения. Воронеж. Изд-во им. Е.А.Болховитинова. 2000г. 128 с.
  3. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, Издательство «Речь»,2006 — 176 с: ил.
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.: Речь, 2005. — 150 с., ил.
  6. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011. — 270 с., ил.
  10. https://base.garant.ru/70183566/ 
  11. https://smolsoc.ru/index.php/home/.../835-2011-01-11-14-22-55 
  12. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»

Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

Паспорт проекта социальной направленности «Взрослеем вместе» Тип проекта: творческий

Паспорт проекта социальной направленности«Взрослеем вместе»Тип проекта: творческий...

Представление "Красная шапочка" в рамках проекта "Взрослеем вместе"

Представление "Красная шапочка" в рамках проекта "Взрослеем вместе"...

Воспитательная система " Взрослеем вместе"

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у учащихся гражданской ответственности ...

Программа подросткового клуба "Взрослеем вместе"

Подростк - человек, который делает уже довольно уверенные шаги в мир взорслых. Задача школьного психолога сделать его шаги осмысленными и помочь в самоопределнии. Данная программа как раз направлена н...

Программа воспитательной работы "Взрослеем вместе"

Программа воспитательной работы составляется каждым классным руководителем, и он является главным помощником в течение всего года. Здесь отражены все направления воспитательной работы и основные мероп...

Программа работы по взаимодействию семьи и школы «Взрослеем вместе»

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для...