Родительский клуб: Взрослеем вместе
методическая разработка по психологии
В современном мире очень остро встала проблема недостаточной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО
РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Проект
организации информационно-просветительской
площадки родительского клуба
МОУ ИРМО «Грановская СОШ»
«Взрослеем вместе»
Автор проекта:
Педагог-психолог Луковникова О.В.
2023-2024 уч. год
- Актуальность проекта.
В современном мире очень остро встала проблема недостаточной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.
Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, А.В. Мудрик, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.
Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско – родительских взаимоотношений.
Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их жизненных представлений.
Организация работы Родительского клуба определяется запросами родительской общественности. Анализ запросов родителей в адрес педагогов-психологов школы показывает, что большинство родителей волнуют следующие проблемы: проблемы обучения и воспитания, адаптации первоклассников, проблемы взаимоотношений между родителями одного класса, регулярные пропуски уроков без уважительной причины, проблемы детско-родительских отношений, возрастные особенности учащихся. Родители неоднократно в ходе общения с педагогом-психологом, классными руководителями предлагали усилить психолого-просвещение родителей, помочь им в формировании практических навыков взаимодействия с детьми в различных жизненных ситуациях. На основании запросов родителей, а также в связи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей педагогами школ
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем возрасте.
МОУ ИРМО «Грановская СОШ» открыта в 2022 году, подобной деятельности в образовательной организации не осуществлялась.
- Цели и задачи проекта
Цель: объединить усилия образовательной организации и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Внедрение новых форм работы путем приобщения к участию в жизни образовательного учреждения;
- Оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям обучающихся по широкому спектру вопросов воспитания, социализации и самореализации детей;
- Создать методическую папку, включающую оптимальные и отработанные методы, приёмы и формы взаимодействия с родителями обучающихся.
3. Участники проекта
1. Основная целевая группа: родители (законные представители) обучающихся;
2. Администрация и педагоги общеобразовательного учреждения;
3. Социальные партнеры.
4. Принципы функционирования родительского клуба
1. Принцип дифференцированного подхода. При разработке тематики мероприятий учитывается культурный, образовательный уровень родителей, актуальные проблемы семьи.
2. Принцип ориентации на актуальные проблемы воспитания и развития ребёнка в семье. Для определения содержания психолого-педагогической работы проводится изучение семейного воспитания путём анкетирования, изучения запросов родителей к специалистам школ.
3. Принцип учёта личностного опыта родителей, постоянная апелляция к нему. Обсуждение конкретных ситуаций, решение проблем воспитания детей, обмен опытом.
4. Принцип добровольного участия родителей в мероприятиях.
5. Принцип вариативности содержания, форм, методов образования родителей.
6. Принцип обратной связи. Направленность мероприятий на развитие родительской рефлексии, акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений родителей с ребёнком.
5. Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа:
- Подготовительный этап - сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, культурном уровне семей, наличие у них педагогических знаний, отношение к семье, ребенку, интересах, потребностях родителей в педагогической информации.
- Основной этап - планирование, определение форм, целей и методов работы. Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания и образования детей в условиях ОУ и семьи. Установление доверительных отношений с родителями (законными представителями), привлечение семей к совместной работе в рамках клуба.
- Заключительный этап - итоговое заседание «Наши успехи и достижения», систематизировать данные о работе клуба, определение перспектив дальнейшей работы. Представление результатов реализации проекта на педагогическом совете.
Этапы проекта
Тема | Содержание | Cрок |
I. Подготовительный этап | ||
Организация и подготовка к взаимодействию всех участников родительского клуба | 1.Разработка положения о родительском клубе. | сентябрь |
Планирование работы родительского клуба на основе анализа запросов родителей и данных анкетирования. | 1. Анкетирование родителей (законных представителей), обработка данных о семье каждого воспитанника: | октябрь |
II. Основной этап | ||
Установление партнерских отношений с родителями, привлечение к сотрудничеству в рамках клуба | 1. Реализация планов взаимодействия участников проекта (знакомство с календарным планом работы клуба). | Ноябрь - апрель |
Наглядное информирование родителей | Буклеты, папки-передвижки, стендовая информация | в течении года |
III. Заключительный этап | ||
Подведение итогов работы родительского клуба | 1.Итоговое заседание родительского клуба. | май |
6. Методы и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) в рамках проекта
В ходе взаимодействия с родителями будут использованы следующие методы, формы и технологии взаимодействия, в том числе инновационные:
Методы взаимодействия с родителями (законными представителями):
- Метод разбора и проигрывания ситуаций;
- Постановка обсуждения;
- Анкетирование;
- Самоанализ;
- Создание проблемных ситуаций, их анализ;
- Лекция;
- Социально-педагогический тренинг;
- Вербальная дискуссия;
- Конструктивный спор;
- Телефон доверия;
7. Риски и реализации проекта
1. Недостаточная информированность родителей о положительных сторонах проекта;
2. Охват небольшого количества родителей в реализации проекта;
3. Низкая социальная активность родителей;
4. Загруженность педагогов учебной деятельностью.
Минимизация рисков:
1. Информированность родителей с помощью стендов, электронного журнала, изготовление с детьми афиш, пригласительных билетов;
2. Проведение встреч в удобное для родителей время;
3. Проведение анкетирования родителей, педагогов с целью выявления наиболее актуальных для них тем встреч;
4. Планирование основных мероприятий проекта с учетом каникулярного времени.
8. План реализации проекта
Сроки реализации – октябрь – март.
Для каждой возрастной группы заседания проводятся 1 раз в квартал.
Длительность заседаний 60-90 минут (в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Вид деятельности | Срок реализации проекта в месяцах | |||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | |
Тренинговое занятие «Давайте познакомимся» | + | |||||
Тренинговое занятие «Особенности воспитания детей» | + | + | ||||
Телефон доверия школьный. | + | |||||
Видео-консультирование | + | |||||
«Растим детей здоровыми» | + | |||||
«Наши успехи и достижения» | + | |||||
9. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышение ответственности родителей за безопасность ребенка и надлежащее воспитание;
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания;
3. Повышение уровня культуры поведения и общения в семье и социуме;
4. Осознание духовных и жизненных ценностей, как ресурсов поддержки семьи;
5. Направление внимания родителей от наличия семейных проблем к возможным вариантам их решения;
6. Создание доверительных, доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Литература
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – АСТ-ПРЕСС, 2000 – 432 с.
- Даринская В.М. Радость семейного общения. Воронеж. Изд-во им. Е.А.Болховитинова. 2000г. 128 с.
- Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, Издательство «Речь»,2006 — 176 с: ил.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.: Речь, 2005. — 150 с., ил.
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
- Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011. — 270 с., ил.
- https://base.garant.ru/70183566/
- https://smolsoc.ru/index.php/home/.../835-2011-01-11-14-22-55
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»
Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

Паспорт проекта социальной направленности «Взрослеем вместе» Тип проекта: творческий
Паспорт проекта социальной направленности«Взрослеем вместе»Тип проекта: творческий...

Представление "Красная шапочка" в рамках проекта "Взрослеем вместе"
Представление "Красная шапочка" в рамках проекта "Взрослеем вместе"...

Воспитательная система " Взрослеем вместе"
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у учащихся гражданской ответственности ...

Программа подросткового клуба "Взрослеем вместе"
Подростк - человек, который делает уже довольно уверенные шаги в мир взорслых. Задача школьного психолога сделать его шаги осмысленными и помочь в самоопределнии. Данная программа как раз направлена н...

Программа воспитательной работы "Взрослеем вместе"
Программа воспитательной работы составляется каждым классным руководителем, и он является главным помощником в течение всего года. Здесь отражены все направления воспитательной работы и основные мероп...

Программа работы по взаимодействию семьи и школы «Взрослеем вместе»
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для...

