Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся группы риска»
материал по психологии (9 класс)
Данный материал можно использовать в работе педагогам-психологам, учителям коррекционных школ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся группы риска»
Составитель: педагог-психолог,
Дмитриева А. Н.
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход семинара-практикума
I. Вводный этап Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.
1. Упражнение "Мой ученик"
Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого ученика, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности.
Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
2. Упражнение "Подростковые проблемы"
Цели: - конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап - индивидуальный.
Ведущий предлагает вспомнить 1-2 проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или учеников в подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они решали их?" и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения
Второй этап - участники делятся на группы. Каждая группа составляет перечень выделенных проблем, определяет, какие способы их разрешения эффективны, а какие - нет.
Третий этап - групповой.
Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Информация от ведущего.
Стратегии решения проблем. Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения.
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые.
Агрессивные техники - поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в бегство и проч.
Вопросы участникам:
- Какие из этих стратегий были использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
- К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.)
II. Основной этап
#1059;пражнение "Зебра"
Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.
Инструкция.
Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Список качеств можно приготовить заранее. Затем каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист на 2 части. Одну озаглавливает "достоинства", вторую - "недостатки". Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое. Рефлексия опыта.
2. Упражнение "Проблема"
Цель: освоение педагогами умения понимать проблему.
Инструкция.
Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие во взаимодействии с родителями, коллегами, учениками или же юмористические. Общение происходит в течение двух минут, затем участники меняются ролями, и так - до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя. Вопросы для обсуждения:
- Что помогало или мешало понять проблему?
- В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
- Что помогало продлить контакт?
- Что больше всего раздражало рассказчика? - Какие личные возможности в общении отметили все участники?
1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы"
Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция.
Игра проводится в паре или группе. Участникам задается несколько ситуаций. В каждой из них необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации:
- Коллега забыла вернуть книгу, которая вам нужна.
- Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
- Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
- Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта.
2. Упражнение "Сильные стороны ребенка"
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция.
На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия. На втором этапе участникам предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним.
Обсуждение, рефлексия опыта.
III. Заключительный этап
Информация от ведущего.
Знакомство с основными правилами взаимодействия с детьми. Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска. Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
1. Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я -хороший, ты -хороший".
2. Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
3. Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
4. Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т.е. хвалить за улучшение именно его результатов.
5. Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
6. Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
7. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
9. Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т.д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
10. Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Программа семинаров для педагогов "Эффективное взаимодействие с музыкально одареными учащимися"
Представленная программа разработана для проведения семинарских занятий с педагогами общеобразовательных школ и педагогами дополнительного образования, работающими с музыкально одаренными детьми с цел...

Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...

Презентация "Межведомственное взаимодействие в решении проблем социализации детей и подростков".
В презентации отражён мой опыт работы в школе с учащимися в проведении тренингов. В рамках межведомственного взаимодействия на фотографиях отражены профилактические, коррекционно-развивающие занятия с...

Взаимодействие социального педагога и семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних группы риска
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются, изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи....

«Эффективное взаимодействие в решении проблем с детьми «группы риска»
Рзвитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей....

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »
Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...