Пятиклассники – «обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей»
статья (5 класс) на тему

Родителям и не только...
Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pyatiklassniki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка

Пятиклассники – «обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей»

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был

характерен для начала обучения в первом классе:

  • Резкое изменение условий обучения;
  • Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
  • Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.

Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, им приходится самостоятельно решать такие вопросы с учителями, как опоздание на урок, забывание какой-нибудь учебной принадлежности, несделанное задание.

Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни и испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.

Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к

снижению успеваемости.

Общие рекомендации для родителей пятиклассников

  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.), сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  4. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  5. Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
  6. В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
  7. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.

Важно помнить, что

Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.

Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников

  • Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.
  • Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями ( урок с использованием ИКТ)

Урок –экспедиция по теме «Сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми  знаменателями» 5 класс....

Разработка урока по химии "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество"

Конспект урока + презентация к уроку "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество" предназначены для учащихся 8 класса. Учащиесы на уроке узнают о воде как уникальном веществе на Земле, сравни...

викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей"

Викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей" разработана для учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....

Территория риска: агрессивные дети.

Такие дети есть в каждом классе. Одноклассники говорят о них: «С ними невозможно дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают, обзываются». Но до поры до времени вспышки ярости, озлоблен...

Презентация для детей "Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес"

Эта презентация способствует увеличению познавательной активности на уроках, умению видеть чудеса в обыденных предметах и явлениях...

Заметка в газету "Есть такие замечательные дети !"

Заметка была опубликована в районной газете "Вперед."...