Как привить любовь к чтению
план-конспект по теме

Литвиненко Татьяна Анатольевна

доклад с анализом к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Doklad_s_analizom.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

    Автор: Литвиненко Татьяна Анатольевна

                  учитель начальных классов МОУ ТЭЛ

                  г. Новороссийска  

                     

                           Родительское  собрание  на тему:

«Как привить любовь к чтению»

Цели:

  1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.
  2. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
  3. Дать рекомендации и советы родителям по развитию читательских умений у учащихся.

Кто владеет знанием — тот владеет миром. В наш век информационного бума это выражение как никогда актуально. И,  конечно же, родители хотят, чтобы их дети научились не только читать, но и размышлять, фантазировать, сопереживать. А всему этому способствует любовь к книгам. Но как привить ребенку интерес к чтению? Давайте размышлять вместе!

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели  бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет  100–120 слов в минуту.

Приведу примеры высказываний некоторых известных людей:

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

А.П. Чехов

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.


Ричард Бах

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский

                           Чтение – вот лучшее учение.
                                                   А.С. Пушкин

                                     Чтение выстраивает целые судьбы.
                                                       В. Шукшин

Все мы прекрасно понимаем, насколько высока ценность детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы. Но хотелось бы остановиться на состоянии читательского интереса у учащихся нашего класса.

Анализируя данные детского анкетирования (Приложение 1),  мы видим, что:

96% детей считают, что без книги человеку прожить невозможно, но, несмотря на это интерес к чтению проявляют только 62% учащихся.

Из них 45% детей считают, что чтение книг – это увлекательно и интересно.

А из 38% учащихся неиспытывающих  интереса к чтению – 29% не находят времени на чтение книг.

Чаще всего дети читают произведения авторов, с которыми познакомились на уроках литературного чтения – 33%.

Книги в подарок любят получать только 38% учащихся, остальные предпочитают другие подарки.

Практически все дети утверждают, что дома много детских книг  но, несмотря на это 2 детей ничего не читают, так как, по их мнению интересных книг нет.

Всего 20% учащихся родители читают книги, тем самым приобщая их к чтению.  А 75% детей читают книги самостоятельно, при этом обсуждают прочитанное произведение с родителями -  50%, с друзьями -  12%, и не обсуждают ни с кем – 38%.

Отношение родителей во время чтения ребёнком вслух:

Хвалят – 46%; и хвалят  и ругают – 12%; ругают – 4%, но самое страшное, что 38% родителей не проявляют никакой реакции  а, следовательно, им безразлично, как читает их ребёнок и читает ли он вообще.

Исходя из  данных проверки техники чтения (Приложение 2),  становится ясно, что дети не уделяют должного внимания чтению.

Увеличение скорости наблюдается только

у 9 учащихся из 26;

У остальных учащихся понижение скорости чтения от 10  до 40 слов!

Анкетирование,  проведённое среди родителей (Приложение 3),  показывает, что не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, однако  прочитанные произведения стараются обсуждать.

Но все родители, считают, что ребёнка можно увлечь чтением. По мнению большинства для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном произведении, увлекать своим примером. Родители считают, что выразительное чтение произведений ребёнком  зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного текста, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить ребёнка выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, нужно  разрешить ему немного поиграть, а потом предложить  продолжить чтение.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим перед собой цель:

  • Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
  • В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
  • Выписать детские журналы и приучить детей их читать.
  • Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного произведения. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
  • Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.
  • Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь,  и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Для развития читательского интереса у учащихся  класса родителям даются рекомендации и советы (Приложение 4) , а так же памятки для детей, с опорой на которые  родители могут контролировать,  правильно ли ребёнок читает и работает с содержанием прочитанного литературного произведения (Приложение 5).

Приложение 2

   Анализ учебных  достижений  по итогам проверки техники чтения.

№ п/п

Фамилия, имя  учащегося

Сентябрь

2010

Декабрь

2010

Май

2011

1

Алексеев Даниил

110

116

116

2

Беляева Ольга

137

152

165

3

Борисенко Ольга

90

80

97

4

Граматикопуло Ксения

57

48

48

5

Гуляй Екатерина

86

83

94

6

Дворянцева Екатерина      

67

62

62

7

Дегтярёв Вячеслав

126

112

116

8

Дорохова Алина                

119

107

116

9

Ерёменко София                

96

97

97

10

Калиниченко Надежда      

86

76

60

11

Карасёв Роман  

80

86

86

12

Кателевич Даниил

80

84

93

13

Козлова Полина                  

89

110

120

14

Кокора Павел                      

90

84

120

15

Логвинов Владислав          

63

58

58

16

Лысенко Вадим                  

74

58

73

17

Макарова Александра        

120

100

110

18

Москвичёв Виктор              

169

152

142

19

Пелипенко Ростислав        

79

71

112

20

Полоз Сергей                      

94

86

100

21

Приймак Кузьма                  

93

97

94

22

Степанова Алиса

45

38

43

23

Черноситов Владислав        

89

76

75

24

Хлытчиев Баграт                  

113

90

112

25

Широкова Милана              

122

82

84

26

Шоова Арина                    

98

100

95

Приложение 1

Анализ состояния читательского интереса по результатам анкетирования.

Анализ анкеты учащихся (из 24 человек)

  1. Может ли человек жить без книги?

Да              1

Нет            23

  1. Нравится ли тебе читать?

Да             15

Нет           2

Не очень  7

  1. Почему?

Нравится потому, что учат всему (узнаю много нового) – 8

                                Это увлекательно и интересно – 3

                                Всегда хочется узнать, что будет дальше – 1

                                Все истории могут быть правдой – 1

                                Хорошо для зрения и развития мышления – 1

                                Привык с детства - 1

Не нравится потому, что это скучно – 1

                                     Нет времени – 6

                                     Нет интересных книг – 2

  1. Произведения, какой тематики и каких авторов ты чаще всего читаешь?

Авторов школьной тематики – 8

Детские детективы – 2

Энциклопедии – 2

Сказки – 2

Книги о животных – 2

Фантастику – 3

Книги о природе – 1

Исторические книги – 1

Ничего не читаю - 2

  1. Что тебе нравиться получать в подарок?

Игры                     5

Книги                   9

Другие подарки  10

  1. У вас дома много книг?

Да             22

Нет           0

Не очень  2  

  1. Есть ли в домашней библиотеке детские книги?

Да             23

Нет           1

  1. Читают ли тебе книги родители?

Да              5

Нет            13

Не всегда  6  

  1. С кем ты недавно читал книгу дома?

С мамой               4

С папой                1

С бабушкой         1

С дедушкой         0

Сам (а)                  18

  1.  Хвалят или ругают тебя родители во время чтения вслух?

Хвалят                               11

Ругают                               1

И  хвалят и  ругают          3

          И не хвалят и не ругают   9

  1.  Обсуждаешь ли ты прочитанные произведения и с кем?

Нет, ни с кем не обсуждаю     9

Да, с родителями                     12

Да, с друзьями                          3

Приложение 3

                      Анализ анкеты родителей (из 19 человек)

  1.               Любит ли ваш ребёнок читать?

Да             8

Нет           2

Не очень  9

  1. Читаете ли вы ребёнку?

Да              7

Нет            3

Не всегда  9

  1. Обсуждаете ли вы произведения,  прочитанные вами или ребёнком?

Да              13

Нет            3

Не всегда  3

  1. Можно ли увлечь ребёнка чтением?

Да              18                    1 – нет ответа

Нет            0

  1. Как,  по вашему мнению,  можно увлечь ребёнка чтением?

Не знаю – 1

Ежедневное чтение небольших текстов – 1

Обсуждение прочитанного – 1

Рассказать о произведении не раскрывая сюжет – 2

Оставить выбор книг за ребёнком – 2

Купить красочную книгу, новое привлекает – 3

Дать послушать аудиокнигу, затем предложить прочитать книгу – 1

Прочитать начало, предложив ребёнку закончить – 1

Если нет желания, увлечь невозможно - 1

Совместное чтение – 3

Собственным примером – 4

  1. От чего, по вашему мнению, зависит выразительное чтение?

Не знаю – 2

От количества прочитанного – 1

От настроения – 5

От навыков чтения – 2

От словарного запаса – 1

От любознательности – 1

От желания – 2

От кругозора – 1

От заинтересованности – 3

Систематическим чтением – 1

От того, как вы читали ребёнку  - 2

От понимания текста и сопереживания героям – 2

  1. Как этому научить?

Не знаю – 5

Нужны способности, данные от природы - 1

Уделять ребёнку время, читая вслух – 1

Говорить ребёнку, что его приятно слушать – 1

Упорно увлекать – 2

Подбирать интересную литературу – 1

Показать своим примером – 2

Учить не нужно – 1

Больше читать вместе с ребёнком по ролям с выделением логического ударения – 8

  1. Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

Нет ответа – 1

Чтение с перерывом – 9

Метод кнута и пряника – 3

Объяснить пользу чтения – 1

Уступаю – 1

Читаю по очереди с ребёнком – 3

Не настаиваю – 2

Нужно заинтересовать – 1

У нас такого нет, ребёнок читает с удовольствием – 3

  1. Ваши просьбы, пожелания учителю.

Нет пожеланий – 6

Больше заданий по чтению и пересказу – 2

Устроить классную библиотеку – 1

Задавать мини-сочинения о прочитанном – 1

Проводить конкурсы выразительного чтения и пересказа – 1

Проводить день обсуждения прочитанных книг – 3

Проводить уроки внеклассного чтения – 1

Предложить список рекомендуемой литературы - 1

Уделять внимание каждому ребёнку – 1

Терпения – 3

Рассказать о результатах анкетирования - 1

             

Приложение 4

Задача родителей привлечь своим детям интерес к чтению!

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.д.)
  • Как можно чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов. Пусть дети больше читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка  в чтении (сколько книг прочитано,  и за какой срок).
  • В доме должна быть детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например,  книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения : тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык уверенности в себе.

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное произведение?

Чем?

Что нового он узнал?

Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

Какие слова и выражения запомнились?

Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

                     Совет 1

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

Совет 2

Разговаривайте о прочитанном произведении так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю точку.

Совет 3

Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса

  1. Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  2. Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  3. Больше играйте с детьми. Рассказывайте детям сказки.
  4. Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
  5. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  6. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  7. Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  8. Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью.
  9. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
  10.  Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
  11.  Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанные произведения.
  12.  Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Приложение 5

Правила чтения для учащихся

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10.  Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
  2. Посмотри, кто автор произведения.
  3. Внимательно прочитай весь текст.
  4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  8. Составь план пересказа текста.
  9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
  10.  Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  11.  Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  12.  Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Ведение читательского дневника

Работа с каждым прочитанным произведением должна строиться по следующему плану:

  1. Запиши фамилию, имя, отчество автора произведения.
  2. Запиши название произведения.
  3. Выпиши в столбик слова, смысл которых тебе непонятен. Найди им объяснение в словаре, запиши его через тире.
  4. Выпиши интересные фразы из прочитанного текста.
  5. Выпиши имя главного героя и действующих лиц.
  6. Проанализируй поступки героев, сделай для себя выводы.
  7. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  8. Составь план пересказа текста.
  9. Выскажи своё мнение по прочитанному тексту.
  10.  Сделай иллюстрацию к прочитанному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как привить любовь к чтению

Доклад с анализом анкетирования детей и родителей для родительского собрания. Прилагаются памятки для детей, рекомендации для родителей....

Советы родителям "Как привить любовь к чтению"

 Советы библиотекаря о том, как привить любовь к чтению у детей...

Как привить любовь к чтению

Памятка для родителей...

Как привить любовь к чтению.

Как привить любовь к чтению. Памятка для родителей. Рекомендации по изучению читательских интересов школьника. Анкета для родителей. Литературно-познавательная игра о книге для уч-ся 2-6 классов. Спис...

«Как привить любовь к чтению?… или еще раз о наболевшем». (Из опыта работы).

«Литература – учебник жизни…, - утверждал Н.Г. Чернышевский. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произв...

Как привить любовь к чтению

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы...

Как привить любовь к чтению

Данная статья адресована родителям и учителям...