Консультации для родителей: "Скоро в школу".
консультация на тему

Решетнева Татьяна Геннадьевна

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

                                   «Представление, что при любом двигательном тренинге…

Упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным

          И лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

                                                                                                             Н. А Берштейн

        В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами  приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения упражнений кисти и пальцы рук приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Начинать упражнения пальчиковой гимнастикой можно с самого раннего возраста с 3-4 мес. Но и не поздно, если ваш ребёнок уже посещает детский сад.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей и пальцев:

- поглаживать и растирать ладошки вверх и вниз.

- разминать и растирать каждый палец.

-Затем можно выполнять движения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие  энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом очень важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Очень полезны такие упражнения:

- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина.

- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.).

Пальчиковая гимнастика:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого одновременно.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно не менее 5-10 минут в день.



Предварительный просмотр:

Не за горами – первый класс

Информационная подготовка ребёнка к школе, как правило, начинается задолго до момента поступления в первый класс. Прислушиваясь к разговорам взрослых, ребёнок слышит нередко звучащее в них слово «ШКОЛА», при его желании ему могут объяснить, что оно означает.

Подрастая, ребёнок узнаёт о том, что ему придётся пройти через период регулярного школьного обучения. Разумные родители обычно связывают такую перспективу с важной истиной – пойдёшь в школу, научишься читать и писать, станешь умным и т.д. Важно, чтобы эти истины не стали слишком назойливыми напоминаниями, которые постепенно превращаются в нечто надоевшее, а потому отталкивающее. И конечно, недопустимо использовать школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного воздействия. Высказывания типа «ВОТ ПОЙДЁШЬ В ШКОЛУ, ТАМ ТЕБЯ НАУЧАТ» «В ШКОЛЕ С ТОБОЙ НЕ БУДУТ НЯНЧИТЬСЯ» вообще противопоказано говорить ребёнку. Иногда одного такого замечания бывает достаточно, чтобы напрочь отбить у малыша уважение к предстоящему вступлению в новую жизнь. Цепкая автоматическая память маленького человека иногда вносит свою трактовку даже в невинные взрослые высказывания. Вот лишь один пример из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:

- Я не пойду в школу,- ультимативно заявил один дошкольник своей матери, - там на экзаменах ребят «режут».

Переносный смысл глагола «режут» пока недоступен для ребёнка, однако сработало главное – тревога за собственную безопасность.

 Итак, первый важный вывод: в период подготовки ребёнка к школе старайтесь не говорить о ней негативно, даже если вам в ваше время пришлось пережить там не совсем приятные минуты. Ваша задача на ближайшее время совсем другая: надо сформировать у малыша понимание того, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.

Как сделать так, чтобы первое впечатление о школе было привлекательным для ребёнка? Мы предлагаем несколько советов и рекомендаций.

В первую очередь необходимо познакомить ребёнка со зданием школы. Лучше это сделать в период каникул, иначе слишком эмоциональные старшеклассники, радостно выбегающие из дверей учебного заведения, могут просто напугать ребёнка.

  1. Обсудите с малышом внешний вид школы, посчитайте, сколько в ней этажей.
  2. Пофантазируёте – за каким окном будет располагаться класс, в котором предстоит учиться вашему сыну или дочке.
  3. Понаблюдайте, какие цветы стоят на этом окне, - возможно, ребёнок попадет учиться именно в этот класс, тогда он встретиться с ними как со старыми знакомыми.

  1. Посмотрите, где в школе расположен главный вход, через который в здание попадают ученики, а где служебный.

  1. Поговорите и покажите ребёнку где находится столовая, в которой он  будет завтракать, большой актовый зал, где будут проводиться праздники, раздевалка, где можно оставить одежду. Возможно, ваш малыш будет увлечён вашим рассказом о школьной библиотеке – научившись хорошо читать, он сможет брать там книги для чтения домой.
  2. Если вдруг в школе что-то заболит, ему окажет медицинскую помощь школьный доктор.
  3. Осмотрите территорию вокруг школы. Возможно, её окружает сад или рядом расположена спортивная площадка, где проводятся уроки физкультуры. Расскажите ему как называются снаряды. Если на территорию спортплощадки не запрещено ходить, то ваш малыш может попробовать там свои силы. Покажите ему, как сделать разбег, чтобы прыгнуть в длину. В следующий раз можно прийти, захватив с собой мяч, покажите, как его можно забросить в баскетбольную сетку. Несомненно, ваш малыш испытает некоторую гордость за то, что его мама или папа достаточно компетентны в школьных вопросах.
  4. Естественно, что вы не должны оставлять после себя не территории школы следов вашего пребывания в виде мусора или оборванных с клумб цветов. Напротив, нужно обратить внимание на то, что необходимо заботиться о том, чтобы в школе было красиво и чисто.
  5. Найдите возможность несколько раз пройти с ребёнком маршрут от дома до школы и обратно. Посмотрите мимо, каких зданий и сооружений этот маршрут пройдёт. Двигаясь к школе, вместе с ребёнком называйте эти здания, а на обратном пути их названия ребёнок попробует повторить самостоятельно. Поощрите ребёнка за хорошую память: «Видишь, как ты хорошо запомнил, какой дорогой надо идти, чтобы прийти к школе».
  6. Вы с радостью сможете убедиться, что ваша ознакомительная экскурсия в школу не оставит ребёнка равнодушным. В этом возрасте его сознание открыто для восприятия новых впечатлений, и познакомившись с тем, что до сих пор было для него неведомо, ребёнок ещё раз отдаст должное эрудиции своих родителей.
  7. Если есть возможность можно отдать ребёнка перед школой на летнюю площадку. Возможно, он познакомиться там с будущими одноклассниками и сможет привыкнуть к зданию школы.
  8. Обязательно посетите вместе с ребёнком день открытых дверей в школе. Там будет возможность свободно посмотреть школьные помещения, поговорить с учителями. Возможно, после беседы с ними ваш малыш сам выберет себе учительницу.
  9. Будьте внимательны к своему ребёнку в этот ответственный момент в его жизни. Ведь во многом от нас зависит, с каким настроем ребёнок пойдёт в первый класс.



Предварительный просмотр:

Что должен уметь ребёнок в возрасте 5-6 лет в норме.

ВНИМАНИЕ– ребёнок выполняет задание, не отвлекаясь в течение 10 – 12 минут, удерживает в поле зрения 6 -7 предметов, находит 7 - 8 отличий между предметами, самостоятельно выполняет задание по предложенному примеру, Находит 4 - 5 пар одинаковых предметов.

ПАМЯТЬ – ребёнок запоминает 6 - 8 рисунков в течение 1 – 2 минут, знает наизусть несколько стихов, может пересказать близко к тексту небольшой рассказ, сравнивает два изображения по памяти.

МЫШЛЕНИЕ – ребёнок может определить последовательность событий, складывает разрезанную картинку из 9 частей, находит и поясняет несоответствие на рисунках, находит и поясняет отличия между предметами и явлениями, находит среди предложенных 4 предметов лишний, поясняет свой выбор.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – ребёнок считает в пределах 10, пользуется в речи количественными и порядковыми числительными, сравнивает рядом расположенные числа в пределах 10, описывает словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентируется на листе бумаги, знает геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб)

УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – ребёнок правильно выговаривает все звуки, говорит не спеша, выразительно, составляет рассказ по рисунку из 5 – 6 предложений, составляет рассказ из собственного опыта.  Правильно называть слова «наоборот»  - подушка мягкая, а пол твёрдый, огонь горячий, а лёд холодный, слон большой, а мышка маленькая и.т.д.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА – ребёнок может регулировать силу нажима на карандаш и кисточку и изменять направление движения в зависимости от формы предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всём листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или закрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

ЗНАНИЯ ПРО ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ребёнок называет своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, знает название своего города, столицы страны, в которой живёт, свой домашний адрес, названия основных профессий, может сказать, чем занимаются люди этих профессий, называет группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья, ягоды, домашние и дикие животные, птицы и т. д.), знает основные правила дорожного движения, называет последовательность времён года, времени суток, дней недели.





Предварительный просмотр:

Тренируем интеллект

мышление детей имеет свои особенности, оно отличается от мышления взрослого человека. Это необходимо учитывать.

На развитие интеллекта ребёнка эмоции оказывают значительно большее влияние, чем у взрослых. Кроме того, характерной особенностью детского мышления является предметность и конкретность. Доминирующая форма мышления у малышей – мышление по аналогии, установление важнейших сходств и различий. Однако детские аналогии часто являются поверхностными, ведь дети, как правило, исходят из предпосылки, что в мире царствует единый порядок и что все в нём подчинено известным им законам.

Что зависит от нас?

Для ребёнка крайне важна оценка родных, их настрой. Но не менее важной и необходимой является внутренняя интеллектуальная работа самого малыша. Внешне это выражается в задаваемых им вопросах. Поэтому, дорогие родители, маленьких почемучек, не забывайте, что кроха не должен испытывать чувство вины по поводу своей любознательности. Всячески поощряйте стремление малыша к познанию и, пользуясь его бесконечными вопросами, не только помогайте познавать окружающий мир, но и поддерживайте его интерес. Любой ребёнок, если ему дать то. Что нужно и когда нужно. Вырастет смышлёным.

Главное – развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, потребности в познании. Это станет залогом развития его интеллекта и поможет вырасти заинтересованным и счастливым человеком.

Есть упражнения, позволяющие развивать логическое, абстрактное, творческое мышление у детей. Только занятия надо построить в форме игры, постепенно увеличивая нагрузки и не переутомляя малыша. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Хвалите ребёнка за его успехи, а если задание не получается, не упрекайте, наоборот. Найдите детали, удачно выполненные, и отметьте это достижение. Будьте терпеливы! Если ребёнок что-то говорит, слушайте его внимательно, не перебивая. Пусть малыш самостоятельно выполняет то или иное задание, старайтесь вмешиваться очень редко, лишь по необходимости.

Прошу на занятия

Выбранные упражнения должны соответствовать уровню развития малыша. Поэтому не вынуждайте его выполнять те задания, к которым он еще не готов. Начинаем уроки.

  1. Противоположные понятия – попросите малыша их назвать, например: Высоко – низко, чистый – грязный и т. д. Используйте такие слова как тонкий, быстрый, широкий, красивый, мелкий … .
  2. Классификация предметов – подготовьте карточки с изображением мебели, животных, ягод, посуды, овощей, игрушек и т. д. Попросите малыша разложить картинки так, чтобы они подходили друг к другу, и их можно было назвать одним словом. После этого попросите ребёнка объяснить, почему он объединил те или иные предметы. Можно попросить объединить предметы по цвету, по форме, по размеру.
  3. Исключи лишнее – можно использовать те же карточки. Из четырёх картинок ребёнок должен исключить ту, которая не подходит к остальным, и объяснить свой выбор. Например: яблоко, груша, морковка, банан.  (лишняя морковка, потому что она овощ а всё остальное фрукты).
  4. Ассоциации – назовите ребёнку слово и попросите рассказать всё, что приходит ему на ум в связи с этим понятием. Например: собака – кость, будка, кошка, хозяин и т. д.
  5. Предложите малышу пары слов. По смыслу не связанных между собой. Попросите его объединить эти слова так, чтобы они связались между собой.  Например: книга – цветок. Цветок может быть нарисован в книге. В книге его можно засушить.
  6. Выделение существенных признаков – назовите ребёнку ряд слов и попросите назвать те из них, без которых предмета не может быть. Например: дом (стена, крыша, двери, пол…), дерево (ствол, корни, ветки, листья, вода…).

Игр можно придумать очень много, главное, проводимые занятия должны доставлять удовольствие ребёнку.  



Предварительный просмотр:

«Развиваем воображение».

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
           Благодаря
воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.
          Живость и богатство
воображения зависят от общего развития ребенка, в том числе и от его эмоционального восприятия действительности. Очень впечатлительные дети нередко серьезно переживают различные придуманные, нереальные ситуации. Они склонны фантазировать, выдумывать, причем так, что окружающие необоснованно считают их рассказы разновидностью лжи. Однако ребенок, который рассказывает выдуманные истории, чаще всего верит в правдивость того, что он говорит.
         
Воображение находится в тесной связи с развитием мышления и памяти, а также с эмоциональными переживаниями, играет серьезную роль в познании ребенком окружающего мира.
Большое влияние на развитие воображения у ребенка оказывает окружающая его среда. Все впечатления и переживания детей связаны с действительностью, почерпнуты из
жизни. Благодаря беседам с взрослыми, кинофильмам, телевизионным передачам, прочитанным книгам ребенок постепенно накапливает опыт, который способствует развитию его воображения.
Способность создавать в своем
воображении новые представления, как правило, положительно влияет на развитие ребенка, его действия и увлечения. Дети с богатым воображением способны в одиночку играть в сложные конструкторские игры (умеют вообразить себе гараж, дворец, аэропорт, которые хотят построить), в тематические игры (представляют себя в роли врача, путешественника, шофера, моряка, «видят» вокруг себя море, волны, весь «фон», на котором развивается игра). Такие дети никогда не скучают. Когда у них не хватает игрушек, им достаточно палки, чтобы увидеть в ней коня или руль автомобиля, в зависимости от желания. Такие дети чаще всего становятся инициаторами коллективных игр, организаторами интересных мероприятий, ходом которых сами и руководят.
Детям, обладающим богатым
воображением, легче учиться в школе. Они лучше усваивают содержание предмета. Более творчески выполняют рисунки на заданную или произвольную тему, встречают меньше трудностей при написании сочинения.
Чтобы хорошо изучить своего ребенка, познать особенности его характера, интересов, способностей, надо обращать серьезное внимание на развитие воображения и его влияние на действия, поступки, все поведение ребенка. Это поможет понять многие эмоциональные переживания ребенка и сделать правильные выводы.

Все мы , конечно знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

Есть много способов развития воображения. В их числе – различные творческие игры. Например, в книге М.Битяновой «Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка» описаны пять таких игр.

Игры на развитие воображения


1. «Внутренний мультфильм». 
Взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.
2. «Дорисуй рисунок».
Эту игру хорошо использовать на детских праздниках, когда ребенок
не один, а с друзьями. Детям предъявляют листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются и вручаются призы: за самый оригинальный рисунок, за свободу использования различных элементов. Обычно бывает весело.
3. «Нарисуй настроение».
А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение
или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
4. «На что это похоже?»
Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда
родитель и ребенок ждут трамвая, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др
5. «Старая сказка на новый лад». 
         Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок», «Теремок» или «Красная шапочка», и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая в конце концов съест несчастного волка.

                                                           



Предварительный просмотр:

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ

     Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины.

 У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из чулок и тюля, а может быть, просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна. Размышляя о выборе игрушек для детей, мы поняли, насколько это серьезное и важное дело, убедились, что не взрослые должны это делать, а только лишь сам ребенок.

Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из блеска и богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой.

Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу - трансформеру, взмывающему ввысь самолету, ревущей и гремящей машине. В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.

Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а по-настоящему ли она ему нужна. Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г. Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» приводятся

рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.

Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

ПРИ ПОКУПКЕ ИГРУШЕК ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПРОСТЫМ ПРАВИЛОМ: ИГРУШКИ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ, А НЕ СОБИРАТЬ!



Предварительный просмотр:

ИГРЫ В ДОРОГУ

Скоро  лето! Наступает пора отпусков. Многие родители стараются вывезти своих чад на природу, к морю, в деревню и.т.д. Собираясь в путь,  многие родители задумываются,  чем же занять ребёнка в дороге?

На помощь придут игры, которые не займут много место в вашем чемодане, и помогут не только с интересом, но и пользой провести время в дороге.

  1. «Игра в слова»

Первый участник называет любое слово, второй участник должен придумать слово на последний звук предыдущего слова. Например: ЛЕТО – ОДУВАНЧИК – КОТ – ТОРТ - …

 и.т.д.

  1. «4 лишний».

Вы называете ребёнку, четыре предмета, он должен назвать какой предмет лишний и объяснить почему. Например: яблоко, груша, банан, огурец, (лишний огурец, потому что это овощ, а остальное – фрукты и.т.д).

Потом поменяйтесь ролями, пусть ваш малыш попробует загадать вам.

  1. «Один - много».

Вы называете ребёнку предмет в единственном числе, а он должен образовать множественное. Например:  одна машина – много машин, одно дерево – много деревьев и.т.д.

  1. «Подбери рифму».

Предложите ребёнку немного посочинять в дороге, вы начинаете, а ребёнок должен закончить, чтобы получилась рифма. Например:

БА  - БА – БА вот стоит …(изба), РА – РА – РА у нас идёт…(игра), РОВА – РОВА ….(корова) РЕЦ – РЕЦ …(солёный огурец), ЛО – ЛО – ЛО…(на улице тепло), ЖА – ЖА – ЖА есть иголки у …(ежа).

и.т.д.

  1. «Повтори не ошибись»

Вы предлагаете ребёнку повторять за вами цепочки слогов, или слов. Он должен постараться повторить без ошибок. НАПРИМЕР: БА – ПА – БА, ЗУ – СУ – ЗУ, КРЫ – КРА – КРУ, ДРЫ – ДРО – ДРА, ОМ – ОН – ОМ, СОМ – ДОМ – КОМ и.т.д. Можно предложит повторить ритмический рисунок. Например вы прохлопываете ладонями, какой – нибудь ритмический рисунок и предлагаете ребёнку его повторить, потом поменяйтесь ролями.

6. «Съедобное – несъедобное»

Вы предлагаете ребёнку игру. Называете разные предметы, если предмет съедобный, предложите ребёнку сказать «АМ», а если несъедобный ничего не говорить. Потом поменяйтесь ролями.

7. «Слова - наоборот».

Вы называете слово, а ребёнок должен подобрать противоположное по значению слово. Например: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый- тонкий, мокрый – сухой, большой – маленький, короткий – длинный, злой – добрый, тяжёлый – лёгкий и.т.д.

8. «Назови ласково».

Вы называете слова – предметы и предлагаете ребёнку назвать эти предметы ласково. Например: яблоко – яблочко, стул – стульчик, цветок – цветочек, конфета – конфеточка и.т.д.

9. «Назови всю семью».

Вы называете ребёнку любое животное или птицу он должен назвать «всю семью». Например: волк – волчица – волчонок, корова – бык – телёнок, коза – козёл – козлёнок, гусь – гусыня – гусёнок, курица – петух – цыплёнок и.т.д.

10. «Посчитай».

Если вы путешествуете на автомобиле, предложите сосчитать все двери в машине, все окна, все зеркала, сиденья и.т.д.

Можно предложить понаблюдать в окошко и за пять минут сосчитать все красные машины, которые встретятся по пути. Подобные варианты можно придумать  в любом другом виде транспорта.

11. «На что похоже облачко?».

Понаблюдайте за облаками, каждое облачко поможет представить вам какой – нибудь предмет или животное, а может быть растение и.т.д

Такие игры не только помогут вам занять ребёнка в дороге, но и способствуют обогащению и активизации словарного запаса,  расширению знаний и представлений об окружающем мире,  развитию фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения,  грамматического строя речи. Проявите фантазию, и ваш малыш будет благодарен вам за интересно и весело проведённое время.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.

Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.

Учите ребенка:

- не спешить при переходе улицы;

- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;

- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки;

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какя опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыгрывать различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно усвоит правила поведения на улице.

Детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном:

- «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова,

- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,

- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;

- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах. С этой целью полезно:

- понаблюдать за работой светофора, обратив внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин;

- показать знаки, указатели дорожного движения, рассказать об их значении;

- предлагать ребенку самому найти дорогу домой, когда вы берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т.п.

- обращаться к ребенку с вопросами: как, по его мнению, следует поступить на улице в том, или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак.

Уважаемые родители! Не жалейте времени на уроки поведения детей на улице! Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить – кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках. Помните, что езда на велосипеде по дорогам запрещена детям до 14 лет. Нельзя сажать на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальное седло и подножки.

К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

- играй только в стороне от дороги;

- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где нет – на перекрестках по линии тротуаров;

- переходи улицу только шагом, не беги;

- следи за сигналом светофора;

- посмотри при переходе дороги сначала налево, потом направо;

- не пересекай путь приближающемуся транспорту;

- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, автобусы обходи сзади;

- трамвай всегда обходи спереди;

- входи в любой транспорт и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;

- не высовывайся из окна движущегося транспорта;

- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;

- если ты потерялся на улице, не плачь, попроси взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес;

 



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Участие родителей в проектной деятельности»

       Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.

       В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т.д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.  

       Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.  

       В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.

       Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе. Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. В начале работы над проектом на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Как звери нашего края готовятся к зиме?», чтобы узнать как можно больше об особенностях жизни животных, их повадках, способах подготовки к зиме. Для этого у нас в группе есть картинки с изображением некоторых животных нашего края, сборник стихов по данной теме. Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о жизни животных в период подготовки к зиме и способах зимовки:    

- энциклопедии с информацией по теме;

- произведения художественной литературы;

- картинки из журналов или Интернета;

- настольные игры и раскраски по теме;

- информация о том, как разные звери готовятся к зиме;

- мультипликационные фильмы по теме;

- помощь в организации экскурсии в краеведческий музей и т.д.

Мы очень на вас надеемся!

       Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.  

       Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может успешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.    



Предварительный просмотр:

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

         Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка. Воспитание ребенка - инвалида не должно пугать своей сложностью. Главное это то, чтобы ребенок не чувствовал свою неполноценность. Если родители будут относиться к нему как к обычному ребенку, то и он будет чувствовать себя замечательно и не будет обращать внимание на свой недуг.

 Воспитывайте вашего ребенка так, как здорового ребенка.

  Поощряйте и наказывайте ребенка наравне с другими детьми, не выделяйте его.

 Создайте условия, при которых ребенок будет жить со здоровыми людьми и чувствовать себя на равных.

  Развивайте в ребенке чувство самостоятельности, ведь ему надо будет учиться дальше и работать.

  Не проявляйте чрезмерную жалость к ребенку, а самое главное, его необходимо окружить любовью и заботой.

 Выполняя эти рекомендации, вы поможете вашему ребенку расти без комплекса неполноценности и не будете в нем взращивать самовлюбленность.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

        Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов.

         Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией (гипоопека), снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

        Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.         

        Четвёртая группа - репрессивный стиль (авторитарный) семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.         В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей.

        Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

         Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

        Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку.

        Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

         Таким образом, родители, должны стараться, в процессе воспитания, придерживаться так называемой «золотой середины». 

Исследователями выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:

         Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность.

         Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми.

         Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания. С.В.Алехина к.п.н., директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, выделяет три психологических типа реагирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья:

        Смешенный тип реагирования. Это родители – партнеры. Они помогут педагогу наладить взаимоотношения с ребенком, найти методы мотивации, которые можно будет использовать в своей работе. Это группа- помощники учителя.

         Гипостенический тип реагирования. Родители стараются скрыть все нарушения у ребенка. Они ищут специалиста – волшебника, который поможет решить проблемы. Педагогу приходиться искать пути решения самостоятельно. В этом типе реагирования необходимо работать и с родителями и с ребенком.

         Стенический тип реагирования. Это требовательные родители, которые стараются добиваться всего лучшего для ребенка, не видят преград на своем пути. Но, к сожалению, эта группа не замечает индивидуальных особенностей своих детей и их особых потребностей. Педагогу необходимо часто разговаривать с родителями о ребенке, даже о мельчайших изменениях в его развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Скоро в школу"

Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Тревожит разное: мелочи – как малыш справится с тугими пуговицами на рубашке и неужели придётся стричь его золотые кудри...

консультация для родителей готовность к школе

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...

Памятка для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"

В памятке даны советы родителям будущих первоклассников...

Консультация для родителей «Готовность к школе»

Консультация для родителей "Готовность к школе"....

Мастер-класс для родителей "Скоро в школу!"

Мастер-класс для родителей"Скоро в школу!"    Подготовили учителя-логопеды:...

Памятка для родителей "Скоро в школу!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для ребенка...