Здоровье нации.
методическая разработка (10 класс) по теме

 

 

  1. Школьные болезни и причины.
  2. Питание подростков.
  3. Табак, алкоголь, наркотики.
  4. Польза или вред от сотового телефона?
  5. Компьютер в жизни подростка.
  6. Подросток и спорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_nacii.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

Здоровье нации

Содержание.

  1. Введение.
  2. Здоровье человека, определение,                          

многогранность форм его проявления
(обзор литературы)

  1. Школьные болезни и причины.
  2. Питание подростков.
  3. Табак, алкоголь, наркотики.
  4. Польза или вред от сотового телефона?
  5. Компьютер в жизни подростка.
  6. Подросток и спорт.
  7. Заключение.
  8. Литература.

1. Введение.

        Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов .Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

           Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

          Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья .

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом разобраться.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитии ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических дефектов».

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

  1. физическое здоровье;
  2. психическое здоровье;
  3. благоприятную социально-психологическую адаптацию.

В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать лучшего.

2. Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления
(обзор литературы)

Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».

На самом деле – это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В.Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров».

Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма.

Для научных разработок и практического использования эта категория (здоровье) должна иметь более чёткое определение. И таких определений предложено много.

Е.Гольдсмит (1980г.): «Здоровье – такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий».

И.И.Брехман (1990г.): «Здоровье – способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока – сенсорной, вербальной и структурной информации».

А.Я.Иванюшкин (1982г.) предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:

1) биологический – изначальное здоровье – это:

  1. совершенство саморегуляции организма;
  2. гармония физиологических процессов;
  3. максимум адаптации, как следствие.

2) социальный – это:

  1. мера социальной активности;
  2. деятельное отношение к миру.

3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».

И, наконец, определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Подытоживая, следует отметить совсем понятные вещи: здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».

Что касается взаимоотношений двух состояний – здоровья и болезни, то следует отметить, что здоровье это закономерность, природная заданность. Человек рождается здоровым в результате генетической запрограммированности. Болезнь же – это частность, нарушение закономерности, природной гармонии. Изначальное природное свойство всего живого на планете Земля (генетическая запрограммированность здоровья) не следует путать с нарушениями в генетическом коде, связанными с искусственным воздействием антропогенов, обладающих мутагенным действием, поражающим структуру ДНК (носителя наследственности) даже при условии, что Природа спрятала этот аппарат в самую глубину (ядро) клетки. За прошедшие десятилетия, через которые прошли 44000 поколений предков человека (из них 16000 поколений людей – «Homo Sapiens») наследственный код человека не пострадал так значительно, как это произошло за один XX век. Не случайно эксперты ВОЗ провозгласили экологическое неблагополучие (денатурация Биосферы) второй проблемой Земли после ядерной войны: и то, и другое может привести к гибели всего живого на Земле – разница только во времени.

Следует отметить, что и здоровый человек не может приспособиться к любым изменениям среды обитания, несмотря на 8 – 10-ти кратный запас прочности его приспособительных (адаптационных) механизмов. Адаптация имеет свои пределы. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что у современного человека произошло нарушение заданной природной устойчивости (изначального здоровья) и он стал производить на свет больных или даже уродливых детей. Не случайно также, что большая половина людей находится в так называемом «третьем состоянии», т.е. неполном здоровье, когда между здоровьем и болезнью «…располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию и всё же не являющиеся ни тем, ни другим». (И.И.Брехман, 1990г.). Понятие нормы, как и совпадающее с ним понятие здоровья, до сего времени продолжает оставаться предметом острой дискуссии. Наиболее гибкое понятие нормы предложено В.П.Петленко: «Норма есть биологический оптимум живой системы…этот интервал «оптимального функционирования живой системы» имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется связь со средой, а также согласованность всех функций организма. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система».

Для оценки состояния нормы или здоровья обычно принято пользоваться различными показателями: антропометрическими, физиологическими, биохимическими. Они обычно оцениваются как некие средние или среднестатические величины, варьирующие в достаточно широких пределах.

По данным статистики, представленным экспертом ВОЗ академиком Ю.П.Лисициным на VII Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 1994г.), в нашей стране в последние годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация, позволяющая говорить об «обвале общественного здоровья», если рассматривать общество как социальный организм:

  1. возрастание общей смертности, которая превышает в 5,6 раза рождаемость, смертность в трудоспособном возрасте в России в 4 раза выше, чем в США;
  2. падение рождаемости: за один 1994 год оно составило 9,7% – беспрецедентный случай в истории нашей страны;
  3. средняя продолжительность жизни за последние три года снизилась с 70 до 67 лет (по последним данным, в России – 58 лет);
  4. резкое увеличение числа абортов, которое достигло в России половины количества этих операций, производимых во всём мире;
  5. распространение алкоголизма, снижение иммунорезистентности, и, как следствие, - учащение эпидемических вспышек опасных инфекционных болезней.

Глобальная картина состояния здоровья неуловима. Но наука располагает определёнными данными, характеризующими с разных сторон состояние здоровья в обществе.

3. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

  1. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
  2. несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
  3. чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
  4. неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
  5. недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
  6. недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.[1]

Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания  в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды.

Как бороться с перегрузкой?

Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это одна из главных проблем. Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем: 

  1. отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);
  2. требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
  3. большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.

К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами

К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами

прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.

В школах Калужской области проводился  эксперимент по  разгрузке учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским[2]. Почти всегда проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних. Возьмем, к примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за партой, а на улице? Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение приятного с полезным, когда первоклассники большую часть дня проводят на свежем воздухе. Дети вряд ли устанут от такого урока.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике.

Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»[3] не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим правилам.

Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. (Это выполняется?)

Световой режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой режим в образовательном учреждении способствует  сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройством зрения (Вспомним наших близоруких детей). Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы, украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами. Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.

Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств, желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц (Так ли это на самом деле?)

         Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики. Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м.площади помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не «Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья.

Таки м образом строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

5. Питание подростков.

Для подростка это особенно актуально — чтобы его регулярно кормили и поили — стремительно растущий организм требует постоянного внимания и первоклассных строительных материалов для мышц и костей.

Немного теории.

В период активного роста обмен веществ у человека самый интенсивный, и белка в расчете на единицу массы тела подростку требуется существенно больше, чем взрослому. Собственно, у детей и основной обмен выше, чем у взрослых.

Получается, что у подрастающего человека и энергозатраты гораздо выше, чем у взрослого. И кормить его надо правильно — в достаточном количестве и сбалансированно.

Оптимальное для старшеклассников соотношение белков, жиров и углеводов в рационе — 1:1:4. Также стоит помнить о стремительном росте скелета подростка и уделять особое внимание количеству кальция. Усвоение кальция зависит от содержания фосфора и магния. Если эти элементы поступят в организм в избытке, кальций просто не усвоится.

        Основной обмен — это минимальный расход энергии, необходимый для поддержания жизни организма в состоянии полного покоя, при исключении всех внутренних и внешних влияний в течение 12 часов после приема пищи. То есть это то количество калорий, которые тратятся на то, чтобы тихо лежать и дышать, пока сердце гоняет кровь по венам.

       Дети должны получать достаточно воды — одной из основных составляющих клеток тела. Начиная с 7 лет, детям по нормативам полагается 50 мл жидкости на 1 кг массы тела в сутки — в виде питья и в еде. В эти нормы не включается сладкая газировка и быстрорастворимые напитки из пакетиков. Ведь кроме сахара и красителей в них ничего и нет.

      Кстати, девушкам 14–17 лет в сутки полагается в среднем 2760 килокалорий, а юношам 3160. Несмотря на то, что подростки могут считать себя «слишком полными» или «недостаточно накачанными». Тем не менее все эти «лишние» с их точки зрения калории идут на завершение постройки их организма. Который сейчас расте больше в длину, чем в ширину, что бы там не отражало зеркало. И задача родителя — объяснить своему сыну или дочери, почему сейчас придется полноценно питаться.

Как применять теорию на практике?

       На самом деле, здесь нет ничего нового: минус фаст-фуд, плюс — творогу и нежирному мясу. Молоко и молочные продукты традиционно являются основным источником кальция для детей и подростков. Мясные и рыбные блюда подросток должен съесть в первой половине дня, поскольку богатые белком продукты повышают обмен веществ и действуют возбуждающе. Фрукты (не менее 250 г в день) и овощи необходимы, а примерно половину всех жиров должны составлять жиры растительные.

Школьники должны питаться каждые 3,5–4 часа, чтобы покрывать затраты энергии, потраченной на освоение школьной программы.

Мало того, что старшеклассник интенсивно растет, у него еще и учебная нагрузка повышена. Без сбалансированного здорового рациона и полноценной физической нагрузки справиться с этим всем не так просто.

На что обратить внимание?

Неправильно составленный рацион и режим питания детей и дефицит ряда элементов и витаминов — обычные проблемы нашего времени. Так, нехватку витамина С ощущают до 70 процентов детей, витаминов А, В1, В2, железа и кальция — 30–40 процентов, йода — до 80 процентов детей. Как следствие, все больше подростков страдают от заболеваний пищеварительной системы и анемии. И это в то время, когда организм все силы должен тратить на активный рост!

6. Табак, алкоголь, наркотики.

       Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял эти вещества и был зависим от них. Но как уберечь сына или дочь от такой зависимости? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые советы дать можно.

       Зависимое поведение в той или иной степени составляет суть человеческой жизни. И это не обязательно должна быть зависимость от психоактивных веществ. Те же пищевые привычки, музыкальные пристрастия, выбор партнеров не обходятся без элементов зависимости. Вопрос лишь в том, когда тяга приобретает патологический характер. По большому счету, зависимое поведение — это своеобразная попытка бегства от реальности, уход в измененное психическое состояние. Главное, чтобы оно обеспечивало безопасность (хотя бы мнимую) и эмоциональный комфорт.

Критерии зависимости:

• человек начинает игнорировать ранее значимые для него события;

• распадаются прежние отношения и связи, сменяется ближайшее окружение;

• непонимание или даже враждебность со стороны значимых для зависимого человека людей;

• скрытность, раздражительность, резко агрессивная реакция на критику;

• чувство вины или беспокойство по поводу своей зависимости;

• безуспешные попытки избавиться от пристрастия к психоактивному веществу.

              Известно, что ни алкоголизм, ни наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность. Тем не менее, этот факт необходимо учитывать. Так, у детей из пьющих семей в 7 раз больше вероятность формирования алкоголизма, чем у выходцев из семей, где практически не пьют.

            Но даже наличие предрасположенности вовсе не означает, что заболевание обязательно разовьется: все зависит от влияния семьи и окружающей ребенка социальной среды. Огромное значение имеет поведение будущей матери во время беременности. Употребление любых психоактивных веществ в любых дозах негативно влияет на ребенка. Это доказанный и неоспоримый факт.

                Вопрос лишь в том, будут ли это врожденные уродства, врожденное заболевание или изменения биохимии головного мозга, которое изменит психику будущего ребенка. У героиновых наркоманок дети рождаются со сформировавшейся наркотической зависимостью, причем уже спустя 4 часа после родов у младенца может начаться самая настоящая «ломка». Но и вроде бы «безобидное» курение во время беременности оказывает влияние на будущее поведение детей и их здоровье.

             Риск стать наркоманом для девушки-подростка в 5 раз больше, если ее мать курила больше 10 сигарет в день в течение беременности. Среди юношей, матери которых курили во время беременности, приступы неадекватного поведения в 4 раза выше, чем у юношей, чьи матери не курили.

             Повышают риск формирования зависимого поведения у ребенка наличие у мамы психических травм, чрезмерных стрессов во время беременности и даже нежелательная беременность.

             Огромное значение имеет поведение будущей матери во время беременности. Таким образом, профилактика алкоголизма и наркомании у ребенка начинается задолго до его рождения и даже зачатия.

             Психологи давно заметили: в каком психическом состоянии находится мать, в таком состоянии находится и ребенок, особенно в возрасте до 2 лет. Это очень важно, ведь ребенок копирует с родителей и спектр психических реакций, и их интенсивность.

              Предположим, мать работает воспитателем в детском саду и привыкла к «приподнятой» речи, избыточным жестам, преувеличенным выражениям чувств, иногда и к командному тону. У ребенка такой матери, если она не будет делать «поправку на дом», с большой долей вероятности практически не будут формироваться тонкие оттеночные эмоции, а порог психических реакций окажется искусственно завышенным. И в подростковом возрасте эти нарушения он вполне может начать компенсировать сигаретами, алкоголем или наркотиками.

                 Если мать относится к своему ребенку отчужденно, система «мать-дитя» может вообще не сформироваться. И тогда психические реакции ребенка будут развиваться с отставанием, эмоционально обедненными. Ему будет трудно в будущем строить межличностные отношения, он замыкается в себе. И справиться с этими проблемами подросток тоже попытается при помощи психоактивных веществ.

              Вместе с тем, важно помнить о балансе поощрений и наказаний при воспитании. Таким образом, ребенок тренируется переживать неприятности, пусть и незначительные. Выросший в атмосфере избыточной «любви», человек не сможет «держать удар» и будет искать суррогат той самой атмосферы, в том числе и среди наркотиков.

            Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребенка, — это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбросить, повертеть в руках, поиграть), неподвижное сидение за партой в течение 30–45 минут — настоящая пытка.

               Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А ведь таких детей в первом классе до 30 процентов. У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, которое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока.

                Таким ученикам сложно воспринимать четко систематизированную информацию (например, математику), они считают ее сухой и скучной. И у них тоже возникает «эмоциональное голодание», но уже по другой причине.

                   Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребенка, — это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс Если подросток стремится «быть как все», высок риск того, что он попробует наркотик.

Что же делать родителям?

Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально. Таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта получения удовольствия, удовлетворения от творчества или самореализации. Чем больше подобного опыта получит ребенок, тем меньше риск, что он будет искать суррогатное удовольствие в психоактивных веществах.

В школе, примерно с 9–10 лет, формируется и групповое поведение ребенка. Оно формируются по разным принципам — двор, интересы, музыка, спорт и т. п. Рано или поздно в группу может случайно попасть психоактивное вещество. И если подросток стремится «быть как все», если статус в группе для него выше всего остального, он обязательно его попробует.

К счастью, группы редко сразу же начинают пробовать героин, чаще всего речь идет о психостимуляторах или марихуане.

Не держите ребенка в информационном вакууме — он заполнит его из других источников. И не факт, что они будут достоверными и адекватными.

Ребенок должен узнать о наркотиках от Вас. Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа с более близким по возрасту родственником — старшим родным или двоюродным братом, Вашими сестрами или братьями.

Объясните, что «легких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром подскока» для перехода на более «тяжелые». Что психическая зависимость, развивающаяся при курении марихуаны, «не отпускает» так же, как и физическая зависимость от алкоголя. И что порой всего одного укола героина достаточно для формирования пожизненной и стойкой наркомании.

Покажите ему веб-сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркоманов, посмотрит на фотографии возможных последствий. Большое впечатление на подростков обычно производит художественный фильм Даррена Аранофски «Реквием по мечте», да и документальных фильмов на эту тему достаточно.

Родительские заповеди

1. Не старайтесь сделать из ребенка свою копию, он будет собой, даже если Вы этому будете активно противодействовать.

2. Не требуйте от ребенка благодарности только за то, что Вы дали ему жизнь. В свое время он даст жизнь Вашим внукам и уже этим вернет свой долг с лихвой.

3. Не вымещайте на ребенке свою злость и обиды за неудачи в работе или личной жизни. Все зло, которое Вы излили на ребенка, вернется к Вам, нередко в гипертрофированном виде.

4. Относитесь серьезно к проблемам ребенка, даже если Вам они кажутся смешными. У него меньше жизненного опыта, помогите ему, поделитесь своими знаниями.

5. Никогда не унижайте ребенка. Помните, что он такая же личность, как и все остальные, у него тоже есть чувство собственного достоинства.

6. Любите ребенка просто так, а не за то, что он талантлив, красив или умен.

7. Никогда не делайте чужому ребенку того, чего не сделали бы своему.

7. Польза или вред от сотового телефона?

 — Дочка на день рождения просит мобильник, – задумчиво произнесла коллега – мама 7-летней Алины. - С одной стороны, у всех ее подружек он давно уже есть. С другой, так до сих пор и не ясно: вредно разговаривать по нему или нет?

Действительно, ученые всего мира исследуют воздействие сотовых телефонов на человеческий организм, но к единому выводу так и не пришли. Слишком коротка пока «сотовая» история.

Например, специалисты московского Роспотребнадзора предупреждают: действующие стандарты безопасности для мобильных телефонов разработаны для взрослых и не учитывают особенности детского организма. Когда мы держим трубку рядом с ухом, голова и телефон образуют единую электромагнитную систему. А электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности.

— Лучше прислушайтесь к мнению Всемирной организации здравоохранения, – призывает Татьяна Зверева, начальник отдела по связям со СМИ ОАО «Мегафон». – Ведь именно ВОЗ координирует международную программу мониторинга научных разработок в области воздействия радиочастотных сигналов на здоровье. И заявляет следующее: «Имеющиеся научные факты не указывают на необходимость каких-то особых мер предосторожности при использовании мобильных телефонов. Негативных последствий для здоровья от воздействия РЧ полей на уровнях ниже международных рекомендаций выявлено не было». Более того, мобильник делает нашу жизнь безопаснее. Он позволяет детям и родителям быть постоянно на связи. А еще есть такая услуга, как определение местоположения пользователя. Она называется «Маячок» и позволяет родителям, бабушкам, няням следить за перемещениями ребенка.

Кто бы ни был прав, ясно одно: в современной жизни без сотовой связи не обойтись. Значит, стоит прислушаться к советам ученых из Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений. Так как же уменьшить возможный вред от общения с мобильником?

Один разговор по мобильному телефону не должен длиться больше трех минут.

Перерыв между звонками – не меньше 15 минут.

Во время разговора желательно использовать гарнитуру «hands free».

При любой возможности разговор лучше заменить написанием sms.

Осторожно: sms-мания!

— Совет почаще отправлять sms таит в себе опасность! – уверен Анатолий Акопов, профессор, психотерапевт. – Правда, непосредственно по поводу sms-мании ко мне на прием подростки еще не приходили. Но если мама приводит на консультацию 7–14-летнего сына, который «подсел» на компьютерные игры, она обязательно признает: мобильный телефон для ее ребенка больше, чем средство связи. Ведь одна зависимость тянет за собой другую. Кстати, существуют гендерные различия в использовании сотовых телефонов подростками. Так, девочки, отправляя sms, всегда рассчитывают на ответ. Мальчики могут посылать сообщения в никуда. И крайняя форма такого увлечения – история канадского студента, описанная в научной литературе. Он отправлял в неделю до 1000 sms! Причем вместо конкретных номеров адресатов просто произвольно набирал цифры. То есть написание sms-сообщений было процессом ради процесса.

Нужно объяснить детям: мобильник – всего лишь средство связи. С помощью других его функций люди чаще всего просто заполняют эмоциональный или интеллектуальный вакуум.

Кстати, из-за увлечения sms может развиться артрит: большой объем и высокая скорость набора знаков – это нагрузка для мелких суставов. Кроме того, увеличивается нагрузка на глаза.

Как родителям понять, есть ли у их ребенка зависимость от мобильника? Просто следите, как много времени в день он тратит на sms и на разговоры. Что при этом считать мерой? По моему мнению, мера – это ровно столько, чтобы сообщить нечто конкретному человеку и получить от него ответ.

 «Ливт», «тельняжка» – все чаще школьники записывают слова так, как слышат.

Учителя-словесники винят в этом отчасти и мобильники.

— Запись sms на латинице, – поясняет Анна Митрофанова, учитель русского языка и литературы, – дает возможность обойти многие из грамматических ловушек орфографии.

Например, написание -н-/-нн-: в слове «медленно» в sms будет, скорее всего, выглядеть как «medleno».

В итоге подрастающее поколение, общаясь на «мобильном» сленге, не знает правил литературного языка.

Более того, привыкая сокращать и коверкать слова, дети начинают использовать непонятные взрослым словечки даже в школьных сочинениях.

Но неучей ожидает возмездие!

В Европе начали открываться курсы текстинга – так называют язык, которым пользуются при написании sms-сообщений. Текстинг, как известно, отличается обилием сокращений, пренебрежением к правилам пунктуации и правописания. Но все эти безобразия планируется узаконить и закрепить едиными стандартами написания. Цель – сделать sms-сообщения более универсальными и понятными для всех.

Так что любителям sms придется учить дополнительные правила.

— Не нужно наделять сотовый телефон демоническими или спасительными свойствами! – уверена Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. Выготского РГГУ. – Это всего лишь многофункциональная игрушка. И чего от нее больше – пользы или вреда, – зависит от того, какое отношение к мобильнику вы у ребенка сформируете.

Сегодня, пожалуй, самая острая проблема, связанная с мобильниками, – социальная. Дети соревнуются, у кого телефон новее и дороже. Но ничего нового в этом нет. Просто в так называемые годы застоя хвастались, например, заграничными джинсами. Или жвачкой, ручкой с плавающей вверх-вниз куколкой и т.п. Сегодня изменились возможности – поменялись и символы престижа. Если для родителей они важны, то и их ребенок станет требовать «самый-самый» мобильник. Но ведь всегда найдется кто-то, кто еще круче.

Между прочим, дорогой сотовый телефон может стать поводом гонений со стороны сверстников. Подростки ведь стремятся объединяться в «стаи». И не любят тех, кто выделяется. Так что хвастунишку могут просто побить.

Итак, что же делать, если ребенок требует дорогой мобильник?

Отправляйтесь вместе с ним в салон сотовой связи и попросите консультанта рассказать о достоинствах той или иной модели. Переключайте желание иметь на желание знать. Тогда, во-первых, он будет разбираться в существующем многообразии моделей. А такие знания – дополнительный козырь при общении со сверстниками. Во-вторых, решение, какой телефон купить, будет иметь более весомые аргументы, чем «такой же есть у друга».

Затем обсудите с ребенком, когда и каким образом вы сможете позволить себе купить тот или иной телефон: «Если мы начнем на него копить уже сейчас, тогда к Новому году (ко дню рождения, после каникул и т.п.) у тебя будет новый мобильник».

А вот если ребенок не желает слушать никаких доводов, впадает в истерику и требует невозможного – это повод насторожиться.

Скорее всего, тут дело не в телефоне. Возможно, ребенок не популярен в коллективе. И ему кажется, что с помощью дорогого мобильника он эту проблему решит. И он, конечно же, ошибается.

А что касается sms-сообщений, то ничего плохого в них нет. Ведь, отправляя sms-ку, мы побуквенно набираем слова. И каждый раз повторяем, как какое слово пишется.

А это очень полезное занятие.

8. Компьютер в жизни подростка.

Гигиенические требования к использования учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков. Для значительной части городской молодежи работа на компьютере, выполнение домашних заданий, а еще больше – игры, стали привычной формой времяпрепровождения. В последний год – два многих притянул к себе Интернет. Очевидно, что эта тенденция будет развиваться, и что без компьютера современному образованному человеку на рынке труда делать нечего.

Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.

Недостаточно изученным остается пока воздействие на психику подростков разных возрастов компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывают играющие на компьютере, не находит разрядки в физической активности.  А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни и другим психосоматическим заболеваниям. Нарастает у играющего подростка и потенциал агрессивности, гимнастики основного мышечного аппарата делает эту разрядку неполноценной. Кроме того, на психологическом уровне формируется модель силового достижения цели, преодоление трудностей, разрешения конфликтных ситуаций, что находит выход в противоправном поведении в реальной жизни. И хотя исследования в этой области далеки от завершения, учитывать этот фактор воздействия на психику ребенка, его здоровья необходимом и педагогам, и родителям.

9. Подросток и спорт.

Треть старшеклассников хронически недосыпают, и почти 80 процентов школьников не могут справиться с нормативами ГТО, так популярными когда-то. Как вернуть движение и спорт в жизнь современных школьников?

 «Учеба это твоя работа! – твердим мы подрастающему ребенку каждый день. – Если будешь болтаться по улицам, так и станешь потом эти улицы мести!» Ребенок что-то мотает на ус и перестает ходить по улицам вовсе – каждый третий девятиклассник бывает на воздухе только по дороге в школу и обратно. И ладно бы все остальное время дети прилежно учились!

Основную часть свободного времени старшеклассники проводят у компьютера или телевизора. Подавляющее большинство учеников старших классов (первенство держат ученики престижных лицеев и гимназий с углубленным изучением всего) страдают от недостаточной двигательной активности и рискуют стать молодыми гипертониками.

Что же делать?

Есть простой способ повысить физическую работоспособность подростка на 10–17 процентов. Таких впечатляющих результатов можно добиться, увеличив количество уроков физкультуры с 2 до 4 в неделю. Это уже хорошо, но мало для растущего человека. Необходимо еще хотя бы 4–5 часов физических нагрузок в неделю. Секция, бассейн, спортзал и самостоятельные занятия дома тоже подойдут.

Если к этому прибавить, что хронически недосыпает примерно треть старшеклассников, просиживая при этом у мониторов своих компьютеров больше трех часов в день, картина получается весьма и весьма. Нет, вы прямо сейчас тоже сидите у компьютера, и, видимо, проведете так все время до конца рабочего дня. Но вряд ли это помогает чувствовать себя хорошо и бодро – скорее, вегетососудистая дистония беспокоит. То же и у подростков.

Ну и как оторвать великовозрастного ребенка от дивана и поставить на лыжи? Лучше всего, конечно, действовать прямо с младенчества – выкатить новорожденного в коляске на свежий воздух обычно проще, чем отправить на прогулку (а не в прокуренный компьютерный клуб) подрощенного сына, мучимого прыщами и комплексами.

Надо сказать, если вы по приходу с работы сразу оседаете у телевизора и засиживаетесь до рассвета в социальных сетях, вспоминая бурную молодость с бывшими одноклассниками, повлиять на своего подростка будет сложно. Он виртуозно ввернет: «А сам-то?» – и будет прав. Поэтому, не забывая показывать личный пример, нужно сосредоточиться на том, что важно для старшеклассников.

Общение со сверстниками, статус в компании для подростков намного важнее учебы. Попробуйте сыграть на этом – успешные в каком-то виде спорта ребята более популярны, а хорошая осанка, стройные ноги, крепкие мышцы также добавляют очков в подростковой табели о рангах.

К тому же многие подростки зациклены на «я толстая и никто со мной не хочет дружить» и «я тощий и мелкий, и поэтому меня считают слабаком». Аргументы «зато ты умный» и «ты не толстая!», даже если они правдивы, совсем не утешают. А вот конструктивный выход – бассейн или велосипед для худеющей барышни и тощего юноши – намного эффективнее. Опять же, результаты быстро станут видны и самому подростку.

Можно подписать на плавание, аэробику, бег по утрам, велосипедные прогулки не только своего ребенка, но и его друзей-приятелей. В компании заниматься веселее, можно посоревноваться между собой и не давать друг другу отлынивать. Если приятелей на горизонте не наблюдается, то завести их в спортзале, секции исторического фехтования или конного спорта более вероятно, чем сидя дома у телевизора.

Не полагайтесь на школу

Уроки физкультуры в общеобразовательной школе – это низкий уровень физической активности. С гиподинамией знакомы до 75 процентов старшеклассников, в большей мере девочек. Физкультура воспринимаются подростками как некая повинность, которой хочется избежать всеми силами.

Подростки весьма склонны мериться достижениями. В ваших силах сделать так, чтобы ваши дети мерились реальными успехами: тем, что могут сесть на шпагат и проплыть два километра, сходили летом в конный поход или обошли пешком весь Крым, освоили велосипедные трюки или могут блеснуть знанием всех латиноамериканских танцев, а не сериалов.

Такие ценности, как здоровье и нормальное давление, обычно неочевидны для тех, кто пока проблем из-за изменения давления не ощущает. Также аргумент «лучше умереть в 92 года, занимаясь серфингом, чем в 45 от инсульта» почти не произведет впечатления на тех, кто считает 30-летних стариками и руководствуется принципом «я решил жить вечно, пока все идет нормально».

На самом деле, не так уж важно, во имя чего ваш подросток будет регулярно двигаться – ради стройных ног, внимания самой красивой девочки в школе или рекорда района в беге на 100 метров. Главное – результат. И подросток с этим тоже согласится.

К тому же вы-то знаете, что умеренные, но регулярные физические нагрузки дают следующий эффект:

уменьшают депрессию и уровень тревожности,

повышают самооценку и стрессоустойчивость,

влияют на иммунитет – простуды и вирусы цепляются к подвижным людям реже,

снижают риск развития диабета, атеросклероза и ожирения,

формируют нормально развитую мускулатуру.

9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся, целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.

Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья, знания и умения использования оздоравливающих процедур, а главное – без осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Большинство же людей не против быть здоровыми,  хотя и ошибочно считают, что это означает просто не иметь явных заболеваний, которые обычно лечат врачи. По их убеждению, следить за здоровьем означает не иметь вредных привычек и при заболеваниях обращаться к врачу. А уж врач вылечит.

По современным представлениям, организм человека – это сложная самоорганизующаяся система, состоящая из ряда подсистем и органов, направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для энергетического и информационного  взаимодействия с  окружающей средой. Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков (симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем, приводящие в конце концов к этим повреждениям, долгое время могут не иметь таких явных проявлений, которые в традиционной медицине относились бы к нездоровью. В этом принципиальная разница в понимании здоровья.

Пока пациенты (государство) готовы оплачивать только лечение болезней, и не готовы оплачивать услуги по укреплению здоровья, все средства и мышление врачей будут направлены на поиск и лечение болезней, а о профилактике заболеваний будут только говорить. Поэтому одной из важнейших долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у всех слоев нашего общества, а ближайшей – разработка и внедрение в учебных заведениях всего комплекса организационных мер, педагогических и дидактических средств по укреплению здоровья и перенацеливанию учащихся на здоровую жизнь.

Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков учебных заведений.

Дидактические средства: разработка учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и профессиональных медицинских задач, и т.п.

Педагогические средства: создание в среде всех педагогов предельно заинтересованного отношения к здоровья, личное участие в оздоровительных мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников по вовлечению их в здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с учащимися в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.

Главное, что можно уже сейчас, без вложения существенных средств, начать практическую работу по оздоровлению детей в школах, молодежи в учебных заведениях разных форм – нужны главным образом ответственное пони мание остроты ситуации и готовность затратить усилия на изучение и применение новых средств.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как  учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач российской педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.

Попытавшись разобраться в этой теме, у меня возникло еще больше вопросов по этому поводу. На тему «Здоровье и образование» можно бесконечно долго спорить. Например, по санитарным требованиям, в классной комнате не должно быть плотных штор, т.е. ничего лишнего не должно быть. А как же уют, о котором говорят примерно так: «Школа – второй дом! Дети должны с радостью ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны чувствовать себя, как дома!»

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
  2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
  4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3, с.56
  5.  О.Дмитриева. В расписании – уроки релаксации // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.34
  6. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  7. Т.Масликова. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  8. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.- № 3, 2003
  9. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. – www.ruscenter.ru
  10. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. – www.ruscenter.ru

Реферат на тему:

« Здоровое поколение».

Выполнил преподаватель

НПО « ПЛ №6»

Карачарова Е.Н.

Н.Новгород,2010г.


[1] Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, – М.: ТЦ Сфера, 2002

[2] Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.15.

[3] Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗОЖ МОЛОДОГО ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – ОСНОВЫ БУДУЩЕГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ.

Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция по...

Родительское собрание "Здоровая семья - здоровая нация"

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены ...

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

"Здоровая молодежь - здоровая нация" - социальный проект

Вариант оформления долгосрочного проекта. выполнен мной по заказу работника сельской библиотеки. Возможно, кому-либо пригодится как основа....

Здоровые дети - здоровая нация

Презентация на тему "Здоровые дети - здоровая нация" рассказывает о том, что желание смохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей. Здесь приводятся доводы...

Здоровые дети - здоровье нации

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость тв...

Мое здоровье - здоровье нации. Этическая беседа

Представлена этическая беседа, направленная на сохранение своего здоровья. Что такое здоровье, какого человека называют здоровым, почему говорят: мое здоровье - здоровье нации - на эти вопросы должны ...