Возможности использования семейно-системного подхода в работе учителя
статья по теме
Практико-ориентированная работа на основе феноменологического подхода к проблемам семьи (Б.Хеллингер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya_semeyno-sistemnogo_podhola_v_rabote_uchitelya.docx | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра человековедения и физической культуры
Практико-ориентированная работа
на тему «Возможности использования семейно-системного подхода в работе учителя и классного руководителя»
по учебному вариативному модулю «Способы гармонизации детско-взрослых отношений в современной семье»(36ч.)
Слушатель:
Макарова Виктория Викторовна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДШИ «Юность» г. Люберцы
Руководитель::
к. п. н. Башмакова Е.А.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Законы функционирования семейных систем.
- Закон принадлежности……………………………………….4
- Закон иерархии……………………………………………......4
- Закон равновесия……………………………………………...5
Глава 2. Практическое применение феноменологического метода в работе учителя с семьей.
2.1. Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
с точки зрения семейно-системного подхода………………...7
2.2. Основные задачи педагога в работе с детьми и их
родителями…………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………...14
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном российском обществе все острее встают вопросы семьи и семейного воспитания. Все чаще педагогам в своей работе приходится сталкиваться с проблемами в детско-родительских отношениях, и важно научиться грамотно занимать позицию, направленную на гармонизацию ситуации, а не на ее обострение.
В настоящее время активно развивается феноменологический подход в работе педагога при обучении и воспитании детей. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учет индивидуальных особенностей как ребенка, так и его семьи. То есть семья рассматривается как система, где все элементы находятся во взаимозависимости, и ни один из них не может быть исключен.
Каждый человек имеет семью по факту своего рождения. Никто не может рассматриваться как обособленная единица мироздания. Каждый из нас «вплетен» в сеть отношений с людьми, в первую оче редь с теми, с кем он связан узами родства. Феноменологический подход к проблемам семьи, разработанный Бертом Хеллингером на основе гуманистического подхода к личности, дает возможность ра ботать с ребенком и его семьей, учитывая семейную систему в целом, а не только так называемую ядерную семью (родители и дети) [3, 4].
Семья ребенка, семейные отношения, традиции семьи имеют ог ромное влияние на психику и образ жизни ребенка. Механизмы этого влияния с незапамятных времен изучаются как в западной (З.Фрейд, Р.Д.Лайнг, Томас Саз, В.Сатир и др.), так и в отечественной психологической науке. С помощью феноменологиче ского подхода впервые удается с высокой степенью вероятности про гнозировать поведение ребенка и, при желании родителей и самого ребенка, корректировать это поведение.
Цель работы – раскрытие возможностей использования семейно-системного подхода в работе учителя.
Объект – семейно-системный подход как метод работы педагога с семьей.
Предмет – использование феноменологического метода в работе педагога с детьми и их родителями.
Задачи:
- Раскрыть законы функционирования семейных систем.
- Выявить причины конфликтов в детско-родительских отношениях.
- Определить основные задачи педагога в работе с детьми и их родителями.
Практическая значимость работы заключается в использовании ее материалов в докладе на педагогическом совете, в проведении классного часа с детьми и индивидуального консультирования для родителей.
1.ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ
1.1.Закон принадлежности
Все члены семьи имеют равное право на принад лежность к своей семейной системе, вне зависимости от того, кто они, когда появились в системе и как себя вели. У каждого есть свое место.
Один ребенок может быть талантливым музыкан том, другой – инвалидом, а у третьего могут быть про блемы с социальной адаптацией, но все это не имеет значения. Даже в расширенных семьях, если кто-то умирает молодым или совершает самоубийство, это ничего не меняет в отношении его права на принад лежность. Каждому должно быть оказано уважение, каждому должно быть определено место в системе.
1.2. Закон иерархии
В рамках своей системы члены семьи подчиняются определенной иерархии. Место человека в этой ие рархии зависит от времени его прихода в систему. У того, кто вошел в систему раньше, более высокий ранг, чем у тех, кто пришел позже. У старших детей есть преимущество перед младшими. Первая жена всегда будет первой. Вторую жену нужно помнить как ту, что была раньше третьей, и так далее.
Первое всегда остается первым, то, что происходит позднее, всегда будет тем, что произошло позднее, — хронология событий не должна нарушаться. Это есте ственный закон существования: он не был специально придуман и не имеет никакого отношения к мора ли. Он распространяется на всех, кто принадлежит к одной системе.
Понимание первоочередности и хронологиче ского порядка глубоко запечатлено в коллективном бессознательном, и мы инстинктивно следуем этому закону в обычных, бытовых ситуациях. Например, когда мы выстраиваемся в очередь перед театраль ными кассами или бронируем места в самолете, мы автоматически предполагаем, что те, кто пришел раньше, займут лучшие места. Атмосфера в коллек тиве накаляется, когда тот, кто только что пришел в компанию, занимает место, предназначавшееся для сотрудника, который работает в этой компании уже давно. В воздухе буквально витает фраза: «Как не справедливо!»
То же касается и наших семей. В глубине души мы согласны с законами хронологической иерархии, и нам тяжело, когда кто-то из членов семьи пытается занять не принадлежащее ему место и превышает свои полномочия, В любом языке много выражений, отражающих подобные ситуации. Например: «Ему по рангу не положено», «Он не на своем месте», или народная поговорка, гласящая, что всему и всем есть свое время: «Не лезь поперед батьки в пекло».
1.3. Закон равновесия
Несправедливость, причиненная кому-либо из чле нов семьи или совершенная им самим, должна быть компенсирована поступками кого-либо из последую щих поколений.
Мы вполне осознаем свое стремление уравновесить то, что с нами случилось. Это может быть либо желание отблагодарить за услугу, либо стремление отомстить за нанесенный ущерб.
Но в рамках семейной системы действует гораздо более мощная сила. Она заставляет нас оплачивать чужие долги. Мы вынуждены расплачиваться за то, что когда-то совершили наши предки. Любое причи ненное семье зло, если оно не было каким-то образом компенсировано, рано или поздно эхом отразится на последующих поколениях. Оно подобно вирусу, кото рый дремлет в человеке какое-то время и в подходя щий момент провоцирует болезнь.
Закон равновесия — это не какое-то моральное наставление о том, как я должен себя вести, и вовсе не предписанные мне нравственные правила. Это естественный закон существования, к открытию которого привели простые наблюдения. В академических кругах такой подход называется «фе номенологическим» способом познания реальности.
Другими словами, так устроены семейные систе мы. И один из основных законов состоит в том, что если кто-то из членов семьи не берет на себя ответ ственность за свои действия, то ее обязательно возьмет кто-то другой. Коллективная совесть передает «долго вые расписки» из поколения в поколение до тех пор, пока они не будут полностью погашены.
Личная совесть заставляет меня исправлять мои собственные ошибки. Коллективная же без моего со гласия и ведома заставляет компенсировать поступки того, кого я, возможно, даже не знаю.
В отношении себя лично, если я поступил неспра ведливо, то я испытываю чувство вины. Под воздей ствием коллективной совести я действую бессозна тельно. Таким образом, мы приходим к выводу, что в человеческом сознании есть некая часть коллективно го бессознательного, которая заставляет нас отвечать за любые действия, совершенные в нашей системе, и за то, как они влияют на других людей. Все мы несем ответственность, свою или чужую.
Есть еще одно отличие личной совести от коллек тивной, которое напрямую связано с нашим жела нием стать самостоятельной, зрелой личностью. Наш личностный рост зависит от того, насколько мы спо собны выдерживать одиночество, несмотря на укоры совести и чувство долга, которые мы испытываем по отношению к родителям. Но из-за существования коллективной совести мы можем достичь подобного уровня свободы лишь в определенной степени. Иными словами, мы должны быть готовы нести свою судьбу, которая дается нам вместе с жизнью, и осознавать тот факт, что мы являемся частью определенной семейной системы с ее историей.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ
2.1. Причины конфликтов в детско-родительских отношениях с точки зрения семейно-системного подхода
На бытовом уровне может быть много поводов для возникнове ния конфликтов между родителями и детьми: не помыл за собой по суду, не выполнил поручения родителей, поздно пришел домой, а по телефону был «недоступен» и т. д. Но это все поводы, а не причины. Причины же лежат гораздо глубже. Если устранить причину кон фликта, то и не будет поводов, или они не будут раздражать и запус кать конфликтное поведение.
В большинстве случаев конфликты провоцируют родители. Так, если мать, с которой живет ребенок, негативно относится к отцу ребенка, то ей очень трудно с любовью относиться к этому ребенку. Ребенок наполовину отец, и он просто не может не проявляться как его отец, а это будет травмировать мать, раздражать ее. На бытовом уровне, ко нечно, найдется масса поводов, чтобы вызвать «справедливый» гнев матери. Но на самом деле основная и единственная причина будет именно в этом.
Если родители в результате развода не могут поделить ребенка, это также будет зоной конфликта. Сейчас есть закон, по которому ре бенок имеет право решать, с кем из родителей ему оставаться в слу чае развода. Это нерациональное правило, ставящее ребенка в конфликт лояльности к роди телям. Он не может выбрать кого-то из родителей, он любит их оди наково. Выбирая мать, он «предает» отца, и наоборот. Это не прохо дит бесследно для его психики. И бессознательно ребенок будет мстить родителям за то, что они поставили его в такое положение. В случае развода родители обязаны решить между собой, с кем лучше остаться жить ребенку. При этом родители должны заверить ребенка в том, что хотя они и расхо дятся как пара, остаются его родителями навсегда.
Если вместе живут дети от разных браков, например, старшая дочь мужа, средний сын жены и еще, возможно, их общий ребенок, то иерархический порядок сохраняется. Преимущества будет иметь дочь мужа как старшая из детей, а меньшие права – общий ребенок. В этом случае не важно, кто чей ребенок. Соответственно вес в семье у этой дочери будет больший, а младшие должны ее слушаться и с ней считаться. Обязанность родителей – поддерживать этот порядок.
Воспитание ребенка отчимом – также зона конфликта, поэтому желательно, чтобы ребенок имел контакт с родным отцом (или со хранил его позитивный образ), а с отчимом имел дружеские отноше ния. Если же все-таки отчим активно участвует в воспитании, то ма тери надо будет позаботиться о том, как это компенсировать отчиму. Если отчим будет показывать уважение к отцу ребенка, то конфликтного напряжения не возникнет.
Очень болезненно напряженной сферой конфликта в семье может быть такое явление, как инцест. В таких случаях работать с ребенком должен, конечно, человек, специализирующийся на этих вопросах. Но, что касается общего подхода, очень желательно, чтобы подобные явления не получали огласки и были разрешены в рамках семьи. В данном случае самое главное – сохранить психику ребенка, а для ребенка самое тяжелое переживание – это унижение родителей. Если эти факты предаются огласке, то родитель, конечно, будет осужден и унижен.
Распространенной проблемой является сексуальное оскорбление, которое включает в себя широкий спектр действий. К сексуальному оскорблению относятся такие наказания, как выставление ребенка с энурезом напоказ перед людьми, удары по лицу и голому телу в об ласти ягодиц. А также такие действия взрослых, как, когда шутя или преднамеренно, девочкам поднимают юбку, обнажая трусы, или, как бы играя или под видом ласки, прикасаются к интимным местам ре бенка и т. д., то есть те действия, при которых грубо нарушается ин тимная зона человека. Подобные инциденты, особенно имевшие ме сто в возрасте до пяти лет, оставляют неизгладимый след в психике и влияют на дальнейшую жизнь.
В процессе взросления ребенка существуют закономерности его более тесного контакта с отцом и матерью. Так, дети дошкольного возраста сильнее нуждаются в контакте с матерью, и мальчики, и де вочки. После 7-8 лет дети обоих полов начинают больше нуждаться в контакте с отцом. У мальчика эта потребность в отцовском контакте остается доминирующей до окончания его взросления, а у девочек в период полового созревания и дальше вновь возрастает потребность контакта с матерью. Если родители живут вместе, то эти предпочте ния ребенка реализуются естественным образом. Но если родители не живут вместе, ребенок начинает чувствовать дискомфорт, и это мо жет также становиться зоной конфликта.
Следует обратить внимание также на порядок права воспитания ребенка в случае смерти родителей или невозможности их воспита ния по объективным причинам (допустим, родители находятся в за ключении). В случае смерти одного из родителей обязанности по воспитанию полностью ложатся на второго родителя. Но если воспи тывать не могут оба родителя, то это право переходит к бабушкам и дедушкам, неважно по какой линии — отца или матери, здесь права одинаковы. Если родители родителей не могут воспитывать по при чине недееспособности, или их нет в живых, тогда право переходит к родным сестрам и братьям родителей (дядям и тетям). По сути, толь ко если у ребенка не осталось никого из перечисленных родственни ков, возможно его усыновление. Этот порядок права на воспитание нежелательно нарушать. Если, допустим, после смерти родителей ре бенка берет на воспитание тетя, проигнорировав бабушек и дедушек, это тоже может оказаться причиной конфликтного поведения этого ребенка.
2.2. Основные задачи педагога в работе с детьми и их родителями.
Главное, на что следует ориентироваться педагогу при работе с семьей – это на сохранение целостности семьи, на улучшение отно шений между ее членами. Не следует плохо говорить о ком-либо из членов семьи, давать оценки, особенно негативные. Часто, когда, на пример, ребенок жалуется на несправедливое отношение к нему кого-то из родителей, автоматически хочется встать на сторону ребенка, поддержать его и осудить взрослого. Такая позиция не эффективна.
Уводя ребенка от осуждения, можно помочь ему проанализиро вать ситуацию безоценочно, как бы со стороны, и определиться в принятии решения, в своей собственной позиции. Педагоги не принимают решений за ребенка, а лишь поддерживают его в принятии им собственных решений.
Для того чтобы состоялся хороший контакт с ребенком, в первую очередь следует уважать его родителей, независимо от того какие они, с точки зрения социума и морали, и как к ним относится сам ре бенок. В случае проявления неуважения к родителям ребенка, спе циалист, работающий с ребенком, теряет возможность влиять на его поведение.
Это уважение должно распространяться и на всю семью. Жела тельно, чтобы педагог видел ребенка в контексте всей его семьи, всей системы.
Иногда помогает такое визуальное упражнение: за спиной ребен ка представлять его папу, и маму. Вспомним, что и генетически, и энергетически ребенок состоит из двух половинок.
Эта картинка помогает также профессионалу, работающему с детьми, не забывать еще одного важного правила: нельзя пытаться заменять ребенку родителей. Некоторые педагоги сочувствуя положению ребенка, если у него, ска жем, пьющие родители, которые о нем мало заботятся, начинают из-за жалости пытаться компенсировать родительскую любовь своей за ботой. Это нарушение профессиональной этики. Такая позиция спо собствует еще большему отдалению ребенка от родителей.
Воспитание безусловного уважения к родителям – одна из основ ных задач профессионала, работающего с семьей. Настраивать ребен ка на то, что родители такие, какие есть, и они не обсуждаются. Най ти возможности быть благодарным за то, что они дали ребенку.
Органы опеки, с которыми приходилось взаимодействовать, на блюдают следующую тенденцию. Сначала родители, которых лиша ют родительских прав, категорически возражают, чтобы ребенка от рывали от семьи, говорят, что будут себя восстанавливать в правах. Потом обнаруживают, что без ребенка легче жить, и быстро оконча тельно опускаются. Многие в итоге умирают. Возможно, некоторые скажут: «Туда им и дорога, избавим общество от его отбросов». Но, понятно, что с такой позицией мы человеческого общества не по строим. Наше общество тоже система, и из нее, как из системы, никто не может быть исключен. Со смертью родителей не становится легче и ребенку, напротив, подсознательно ребенок еще сильнее будет свя зан с их негативными разрушительными тенденциями. Ведь половин ки «отбросов» остаются в этих детях, которых мы «спасаем».
Дети не должны вмешиваться в отношения между родителями, в каком бы возрасте они ни были. Также в обязанности ребенка не входит утешать родителей, спа сать их, брать на себя их вину, таким образом, вставая как бы на ме сто судьбы родителей. То, что происходит между родителя ми – сугубо их дело. Некоторые дети пытаются регулировать отно шения между родителями, мирить их и т. д. Подобные действия ни когда не приведут в итоге к позитивному результату, а ребенок будет расплачиваться своим личным благополучием. В таких случаях на рушается закон иерархии. Ребенок попадает на родительский иерархический уровень, то есть теряет свое правильное детское место. Ес ли родители сами пытаются втягивать ребенка в их отношения, до пустим, в качестве судьи или миротворца, ребенку правильно сказать: «То, что происходит между вами, меня не касается. Я только ваш ре бенок».
Педагогам следует хорошо осознавать, что каждый родитель дает своему ребенку максимум то го, что может дать. Если родитель чего-то не дает, значит, не может дать, у него не хватает жизненного ресурса, любви!
Задача профессионала, работающего с семьей, не требовать от родителя «больше заниматься своим ребенком», а сориентировать родителя на то, как заниматься своим ребенком, чтобы обеспечить его потребности, чтобы ребенку было хорошо с родителями.
Родители не должны жертвовать своей личной жизнью ради де тей. Иногда мать или отец избегают вступать во второй брак или в стабильные партнерские отношения из соображений «не было бы ре бенку хуже». А бывает, что и сами дети тиранят родителей, чиня пре пятствия их партнерским отношениям. Такие тенденции должны быть пресечены. Родители иерархически выше детей, и они сами ре шают, как им строить свою личную жизнь. При этом категорически не рекомендуется советоваться с детьми. Они должны, безусловно, принять решение родителей и их выбор.
Работая с родителями, самое главное, на что должен быть настро ен профессионал, на безусловное принятие их такими, какие они есть, без оценок и осуждений. И хорошо осознавать, что мы все равны. Нет людей более высоких или более низких. Эта позиция называется «взрослая».
При работе с родителями желательно собрать информацию о ре бенке, чтобы иметь более полное представление. Некоторые вопросы могут быть заданы в прямой форме, ответы на другие должны быть получены косвенным способом (приложение 1).
Работая с родителями, желательно совместно с ними выработать определенные законы общения в семье, взаимодействия между ее членами. Можно попросить родителей составить такие правила как домашнее задание или непосредственно в беседе с педагогом (приложение 2).
Правила могут изменяться, добавляться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек живет в семейной системе и, независимо от его воли и желания, он пожизненно связан с целым рядом людей, благодаря которым пришел в этот мир. Чем с большим принятием и любовью человек относится к своим родовым связям, тем увереннее он чувствует себя в жизни, тем конструктивнее в достижении жизненных целей. Это то знание, которое необходимо давать детям.
Ребенок больше всех заинтересован в том, чтобы семейная система существовала, родители были вместе, так как он нуждается в защите и безопасности.
Чем больше родители дают ребенку любви, внимания, энергии, а ребенок берет, тем большим ресурсом он будет обладать в будущем. Если происходит конфликт между родителями, то они оттягивают энергию на себя, лишая ребенка ресурса, и ребенок начинает стремиться восстановить равновесие (поведением или болезнью). В большинстве случаев конфликты провоцируют родители. Ребенок в данном случае является носителем симптома конфликта, а не его причиной. И если устранить причину кон фликта, то и не будет поводов, или они не будут раздражать и запус кать конфликтное поведение.
Важно дать почувствовать ребенку, насколько он любит своих родителей, как служит своей семье, и часто неосознанно пытается в собственной жизни компенсировать вину или несчастье родителей или родственников из предыдущих поколений. Иногда ребенок бывает готов занять место трагически или рано умерших членов семьи, компенсировать тяжелые потери или имевшие серьезные последствия поступки родителей или родственников. Поэтому порой и дети, и взрослые люди живут не той жизнью, которую выбирают сами, и чувствуют себя чужими самим себе, а некоторые из нас даже испытывают стремление к преждевременной смерти.
С помощью феноменологического подхода можно увидеть существующий некий базовый порядок, внутри которого все члены семьи чувствуют себя хорошо, и увидеть путь, позволяющий найти этот порядок и занять в нем подобающее место. При этом идет речь, прежде всего, об уважении к судьбам других членов семьи, особенно родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Уважение и семейная любовь – это не чувства, а принципиальная, в большинстве случаев неосознанная позиция. Поэтому в том, что касается семьи, наши мнения и взгляды зачастую кардинально отличаются от наших поступков, направляемых силой этой бессознательной позиции. Иногда нам необходимо сменить позицию в отношении наших родных, чтобы сделать нашу собственную жизнь более конструктивной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Башмакова Е.А. Работа педагога с семьями учащихся. Учебное пособие. – М.: ГОУ Педагогическая академия,2011. – 48с.
- Вебер Г. Два рода счастья. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2005. – 330с.
- Либермайстер Свагито Р. Корни любви. Семейные расстановки – от зависимости к свободе. Практическое руководство. – СПб.:ИГ «Весь»,2008. – 384с.
- Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. – М.: Изд-во Института психотерапии,2003. – 204с.
- Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2005. – 306с.
- Хеллингер Б. Любовь духа. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2009 – 328с.
- Хеллингер Б. порядки любви. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2007 – 347с.
Приложение 1
СБОР ИНФОРМАЦИИ ПО СЕМЬЕ И РЕБЕНКУ.
- С кем живет ребенок, члены его семьи?
- Где родные родители ребенка?
- Фамилия ребенка, является ли эта фамилия фамилией биологического отца?
- Национальность отца и матери.
- Вероисповедание.
- Есть ли у ребенка братья, сестры, где они, какого возраста, есть ли у них контакт с ребенком?
- Есть ли забытые и исключенные члены семьи, в том числе братья и сестры?
- Какой по счету брак у родителей и были ли предыдущие партнеры у родителей?
- Обстоятельства женитьбы родителей ребенка (если они женаты)?
- Есть ли умершие раньше старости члены семьи, по какой причине?
- Желанен ли был ребенок для семьи, родителей, бабушек и дедушек?
- Нет ли на ребенке «родительских поручений»?
- Как проходили беременность и роды?
- Цена жизни ребенка, чем пожертвовали родители ради него?
- Не был ли прерван « поток любви» между ребенком и родителями?
- Не было ли ранних травм у ребенка?
- Каково место ребенка в семье?
- Если родители в разводе, каковы обстоятельства развода, кто решал, с кем будет жить ребенок?
- В сфере кого из родителей находится ребенок?
- Какие чувства преобладают у ребенка (первичные, вторичные или перенятые)?
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.
1. Внимательное выслушивание каждого члена семьи. Опыт показывает, что труднее всего взрослым выслушивать детей. Умению слушать обучаются на специальных тренингах.
2. Поддержка членов семьи друг другом. Заявленные про блемы членов семьи должны получать поддержку и на словах, и по возможности на деле. В случае несогласия с позицией того или иного члена семьи это должно обсуждаться в кругу семье. Члены семьи могут оставаться и при своих мнениях, если не тре буется общего решения. Если требуется общее решение, решающий голос принадлежит главе семьи, то есть человеку, обеспечивает безопасность семьи. В большинстве случае это отец.
3. Наличие в семье определенных обязанностей и по ведению общего хозяйства и по отношению друг к другу, если это требу ется. Обязанности в семье должны обсуждаться, распределяться добровольно в процессе согласования. Каждый член семьи дол жен поддерживаться в выполнении обязанностей и отвечать за свой участок работы.
4. Возможность каждого члена семьи проявлять свои чувства, без осуждения, в частности и по отношению друг к другу.
5. Наличие права каждого члена семьи на уединение. Не смотря на любовь членов семьи друг к другу, у каждого человека периодически возникает потребность в уединении. В семье к этому относятся с уважением и оберегают покой друг друга.
6 Поддержка семейных традиций, совместное проведение праздников и досуга. В семье принимается решение, какие имен но традиции будут поддерживаться, какие формы досуга устраи вают всю семью и как именно каждый из членов семьи хочет организовывать, допустим, свой день рождения и в какой форме отмечать другие праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя
При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики.Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьм...
Творческий подход в работе учителя английского языка
В данной статье рассматриваются различные пути и способы обучения английскому языку с использованием авторских методов, раскрывающих творческий потенциал ребёнка и его способности в процессе обучения ...
«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».
laquo;Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех е...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"...
Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"
Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий....
Статья о "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ"
В настоящее время метод проектов широко используется в образовательном процессе. Его испольование предполагает определенную совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить...
Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...