Консультирование родителей
материал по теме

Кузьмина Ирина Анатольевна

Воспитание детей в семье

Духовно-ценностные ориентации и семья

Пропаганда здорового образа жизни

Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? Наказывать или не наказывать? Воспитывать авторитетно или по-товарищески? Чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи - это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи  общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято, открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет, и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Методы воспитания. Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях - отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать, наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания "психологические": если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему. Это чувство хорошо выразила одна девочка, когда на предложение нарисовать свою семью она в качестве сюжета своего рисунка выбрала мать, стоящую на коленях в комнате девочки и роющуюся в ее письменном столе, под рисунком девочка написала: "Как мама роется в моих личных вещах".

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: "Отдых семьи в воскресенье" рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

Отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других - тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом "я", но знает и слово "мы", учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы - это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, - признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится "таскать за собой", а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает - это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Современная семья. Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо, прежде всего, помочь его семье.

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя, и что ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным "убежищем" для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка - это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятся в степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить его самые элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущей жизни.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание - кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи

Елизаров А. Н.

В настоящее время относительно семьи в обществе складывается парадоксальная картина. С одой стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья - одна из важнейших жизненных ценностей современных россиян, намного более значимая чем, например, интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности (Иудин, Стрелков, 1994; Мацковский, Бодрова, 1990; Собкин, 1990; Собкин, Писарский, 1994). С другой стороны, семья - одна из наиболее неблагополучных, кризисных сфер жизни современных россиян. Это проявляется в неустойчивости браков, дезорганизации общения в семье и социализации детей, нуклеаризации и малодетности (Антонов, Борисов, 1990). Постоянно увеличивается численность мужчин и женщин средних возрастов, которые могли бы вступить в брак, но не имеют возможности найти себе спутника жизни согласно своим ожиданиям (Попов Б., Попов В., 1988; Семья…, 1993). По данным социологического исследования (Собкин, Писарский, Толстых, 1993), приблизительно пятая часть современных подростков и юношей практически находится в постоянном конфликте со своими родителями, причем количество конфликтов увеличивается по мере продвижения от младшего подросткового к юношескому возрасту.

Исследование Л.В. Смагиной (1994) показывает, что ценностные ориентации современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных отношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства, долга, жертвенности (частота упоминаний в источниках), то сегодняшние семьи, обращающиеся за психологической помощью, поднимают на щит справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности.

А.И. Антонов и В.А. Борисов (1990), а также Н.Г. Марковская (1990) видят причину кризиса семьи в том, что большинство людей в наше время хотят удовлетворять свои духовные потребности (стремление к актуализации своего "Я", к саморазвитию и самосовершенствованию) не внутри семьи, а вне ее. Если следовать этой логике, то супруги из неблагополучных семей должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации, саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но мы знаем, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит (подробнее: Елизаров, 1995б). Данные, полученные нами на протяжении последних нескольких лет (Елизаров, 1995а, б) свидетельствуют, что сами потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании у членов неблагополучных семей не развиты или находятся в зачаточном состоянии. Отсюда вполне логично связать благополучие с высокой значимостью в жизни семьи духовных ценностных ориентаций, а семейное неблагополучие с их низкой значимостью.

Ценностные ориентации возникают всякий раз при "встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения (Андреева, 1988). Поэтому, определяя основание для классификации ценностных ориентаций, разумно исходить из той или иной классификации человеческих потребностей. В.А. Ядов, опираясь на классификацию потребностей, предложенную Г.Г. Дилигенским, делает акцент на том, с какой социальной группой тот или иной человек в наибольшей степени отождествляет свое существование. На первом месте стоит отождествление с потребностями своего "Я", далее идут потребности ближайшего семейного окружения, потом потребности многочисленных контактных групп и коллективов (соответственно различным областям производственной и внепроизводственной деятельности) и, наконец, потребности целостной социальной системы (например, человечества в целом). Развитие личности В.А. Ядов отождествляет именно с прохождением этой цепочки, в силу чего потребности человеческого "Я" все более обогащаются (Саморегуляция…, 1979). С точки зрения этой парадигмы, ценностные ориентации, связанные с вовлеченностью в сферу труда, оказываются отеленными и даже противопоставленными ценностным ориентациям, связанным с вовлеченностью в семейно-бытовую и досуговую активность (там же). При этом само собой получается, что "семейно-бытовая активность" однозначно отождествляется с "деятельностью по потреблению материальных и духовных благ", а производство того и другого выносится за пределы семьи. Это совершенно не соответствует отстаиваемому нами взгляду на семью как на активного субъекта производства если не материальных, то духовных благ (Елизаров, 1996). Наиболее близка нашему пониманию классификация базисных потребностей человека, предложенная П.В. Симоновым (Симонов, Ершов, Вяземский, 1989). Исходя из нее, можно условно выделить три группы ценностных ориентаций, в основе которых лежат:

витальные ("биологические") потребности – в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей и т.д. В этом случае ценности являют собой множество "материальных квазипотребностей" в одежде, жилище, технике и т.д.;

аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе и стремление занимать определенное (не обязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви;

духовные потребности – познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, альтруизм.

Для удобства изложения эти три вида ценностных ориентаций будем условно называть витальными, аффилиативными и духовными.

Приведенная классификация в наибольшей степени аппроксимирует результаты, полученные на предварительных этапах нашего исследования распадающихся семей (Елизаров, 1995а). Она также соответствует традиции разделения человеческих ценностей, сложившейся в истории европейской культуры (см., например, Соколов, 1916; Швырков, 1993).

На протяжении последних нескольких лет наше внимание обращено на семьи, страдающие от родительско-юношеского конфликта (Елизаров, 1995а, б), представляющего собой в большинстве случаев последний, заключительный этап дезинтеграции семьи. В 53% этих семей к моменту возникновения конфликта остался лишь один родитель – мать. В остальных случаях семья чисто номинально остается интегрированной: отец почти полностью устранился от воспитания ребенка, все основные функции по воспитанию несет мать. Но даже если родители не изолированы друг от друга, отрыв ребенка от семьи все равно служит признаком дезинтеграции.

В основе родительско-юношеского конфликта, присущего данным семьям, лежит поведенческий комплекс ребенка, граничащий с девиантным. Наиболее часто повторяющийся элемент этого комплекса – отказ от учебы или формальное отношение к ней. Это приводит к активному поиску развлечений и в конце концов – к девиантному поведению. Отношения обостряются тогда, когда родители пытаются силой вернуть ребенка на путь нормативно заданной социализации. В ответ дети становятся более агрессивными по отношению к родителям, стремятся избегать их. Девиантное поведение при этом не исчезает, а даже усиливается – дети совершают те действия, которых родители больше всего боятся. Конфликт принимает все более затяжной и деструктивный характер. Но даже если по отношению к ребенку не применяется сила, все равно налицо все признаки того, что он удаляется от семьи, уходит от общения с родителями, только делает это менее декларативно (Елизаров, 1995а).

Как показывают результаты исследования J. Jaccard и P. Dittus (1991), наличие у родителей твердых ценностных ориентаций, направленных против девиантного поведения, честные и глубокие совместные обсуждения проблем, касающиеся возможного девиантного поведения, способны предохранить ребенка от вовлечения в подобного рода активность. Именно через обмен информацией достигаются наилучшие результаты в воспитании. Дети же стремятся покинуть семью и положиться полностью на себя именно тогда, когда из своего опыта общения с родителями делают вывод, что у тех нет чувства ответственности и четких правил, на основе которых они могли бы оказать поддержку своему ребенку в различных трудных для него ситуациях (De Wuffel, 1986).

В предпринятом нами исследовании рассматривался вопрос о том, как родители из семей с родительско-юношеским конфликтом обосновывают свои требования по отношению к ребенку, из каких ценностей они при этом исходят. На этапе сбора информации использовался модифицированный вариант методики предельных смыслов – предельных ценностей Леонтьева – Розова (Леонтьев, Бузин, 1992; Розов, 1987). Испытуемых просили ответить на вопрос: "Зачем Вашему сыну (дочери) учиться?" (одно из наиболее часто повторяющихся требований родителей из семей с родительско-юношеским конфликтом по отношению к своему ребенку). К полученному ответу опять ставился вопрос: "Зачем?" И так до тех пор, пока испытуемый не мог ничего больше ответить. Данная процедура повторялась трижды. Полученные графы ("цепочки") ответов обрабатывались методом контент-анализа. Выяснялось, на какой именно тип ценностей (витальные, аффилиативные или духовные) опирались родители, обосновывая необходимость для своего ребенка работать или учиться.

Данные, полученные при опросе родителей из конфликтных семей, сравнивались с данными, полученными при опросе родителей из семей с высокой степенью интеграции. Для отбора последних сначала было опрошено 142 школьника старших классов с помощью анкеты. Для дальнейшего исследования отбирались только те случаи, когда опрашиваемые сообщали, что для их семьи характерны теплые, сердечные отношения, родители их понимают и ничего не предпримут относительно опрашиваемых против их воли, что дети хотят быть похожими либо на отца, либо на мать, либо на обоих вместе, нуждаются в обществе родителей и хотели бы больше общаться с ними. На следующем этапе опрашивались родители на предмет наличия конфликтных отношений с детьми и возможного девиантного поведения. Таким образом, было отобрано 17 семей с высокой степенью интеграции и благополучия. Ответы родителей из этих семей сравнивались с ответами родителей из семей с родительско-юношескими конфликтами, основанными на девиантном поведении ребенка (104 семьи). В таблице приводится частота опоры родителей из двух типов семей на тот или иной тип ценностных ориентаций при обосновании для своего ребенка необходимости учиться или работать.

Количество (%) упоминаний соответствующих типов ценностей
в двух типах семей

Тип семьи

Ценности


Витальные

Духовные

Аффилиативные

С родительско-юношеским конфликтом

69

16

15

Благополучные

33

46

21

Как видно, родители из конфликтных семей более всего склонны опираться на витальные ценности (69% от общего числа упоминаний). Имеется в виду в первую очередь направленность на материальное благополучие и выживание в полном опасностей мире. Родители же из благополучных семей более склонны обращаться в этом случае к духовным ценностям (46% от общего числа упоминаний). На первом месте – жить интересной, творческой жизнью по мере овладения профессией. Из этого можно сделать вывод, что в дезинтегрированных семьях доминируют витальные ценностные ориентации, а в высокоинтегрированных – духовные. Представленные различия статистически значимы при p < 0.001. Оценка статистической значимости проводилась с помощью критерия хи-квадрат.

Оказалось, что родители из неблагополучных и из благополучных семей опираются в своих рассуждениях на разные виды аффилиативных ценностей. Для первых особенно значим статусный момент ("быть не хуже других"), который очень мало значим для вторых. Последние более нацелены на повышение компетентности в общении, особенно с близкими людьми. При этом они чаще, чем первые, рассматривают учебу как путь, ведущий к счастливой семейной жизни. Это, видимо, происходит потому, что в силу доминирования духовных ценностных ориентаций брак видится им прежде всего как духовный союз.

Есть основания полагать, что невысокая значимость духовных ценностей для родителей из неблагополучных семей определяет их неспособность передать своим детям соответствующие духовные ценности, которые могли бы направить поведение детей в социально одобряемое русло (учеба, полезные для них и для других людей интересы и увлечения, поиск будущей профессии и т.д.). Как показывают результаты наших исследований, для детей из подобных семей, как правило, духовные ценности значимы еще менее, чем для родителей. При этом дети отвергают и те ценности, которыми родители все-таки дорожат: необходимость зарабатывать себе на хлеб, выглядеть в глазах людей "не хуже других", воздерживаться от образа жизни, ведущего к столкновениям с социальными нормами и законами. Дети склонны сбрасывать с себя эти ограничения и все более вовлекаться в девиантное поведение. Их доминирующими ценностями становятся избегание серьезных усилий и поиск развлечений. Смысл подобных конфликтов между родителями и детьми состоит в том, чтобы родители в поисках путей помощи своему ребенку пришли к духовным ценностям. В таком случае у них появятся реальные возможности способствовать формированию духовных ценностей и у своих детей. Наше исследование показало, что существуют реальные возможности для психологического воздействия на конфликтные семьи.

Родительско-юношеский конфликт, в основе которого лежит девиантное поведение ребенка предстает, таким образом, как функция и фактор развития семьи. Функция в том смысле, что выявляет латентное нарушение жизнедеятельности семьи (а именно – низкую степень опосредованности жизни ее членов духовными ценностями), вследствие чего он и возникает. Фактором развития семьи он становится потому, что может разрешиться в положительную сторону только тогда, когда жизнь сначала родителей, а потом и детей (хотя можно предположить и движение наоборот) начинает определяться в первую очередь духовными ценностями, составляющими золотой фонд человеческой культуры. Родительско-юношеский конфликт, таким образом, позитивно направлен на увеличение значимости духовных ценностей для членов семьи.

Отсюда легко прийти к тому, что семья – социальная группа, ведущая деятельность которой – сохранение, развитие и передача последующим поколениям именно духовных ценностных ориентаций. Конечно, не исключено и то, что семья может сохранять, развивать и передавать другим поколениям и недуховные ценностные ориентации. Но в таком случае процесс социализации значительно затрудняется: дети легко отвергают те позитивные недуховные ценности, которыми родители все-таки дорожат; их поведение начинает определяться примитивными эгоистическими влечениями, а не стремлением к позитивным ценностям; они легко растрачивают то, что родителям удалось накопить. Семья – место, где накапливается и реализуется социально-воспитательный потенциал. Члены семьи особенно значимы друг для друга, что порождает желание видеть другого лучше, чем он есть на самом деле, помогать ему стать лучше.

В принципе духовные ценностные ориентации должны предшествовать браку или зарождаться уже на первых этапах супружества. Как отмечает В.А. Сысоенко (1989), после заключения брака должно произойти постепенное слияние двух "Я" - мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучший вариант тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей. Положительную роль в этом процессе играют готовность супругов открыто обсуждать возникающие разногласия и желание искать компромисс; отрицательную – установка на манипулирование супругом, что предполагает отказ от искренности в отношениях и выработку изощренных методов воздействия на него с целью подчинить себе и тем самым одержать победу (Алешина, Гозман, Дубовская, 1987; Ellenson, 1982). Если по каким-либо причинам интересы и желания не становятся общими, автономность двух "Я" сохраняется, то брак становится конфликтным и неустойчивым (Сысенко, 1989).

Что же определяет установки супругов, тормозящие становление единства в молодой семье? В.А. Сысоенко указывает по этому поводу, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая: другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви. По мнению И.Ф. Дементьевой (1991), эгоистические установки молодых супругов (когда на первом месте стоят собственные желания и интересы) связаны с определенными особенностями воспитания в современном обществе. Родительская опека стала чрезмерной. В условиях сравнительно высокого материального благосостояния отошла в прошлое экономическая необходимость участия детей в домашнем труде. Воспитание не преследует цели привить ребенку трудовые навыки, наоборот, идет активный поиск "чистой работы", "высшего образования" для детей; зачастую на первый план выступают ложнопрестижные соображения родителей ("Наш ребенок не хуже других"). Все это ведет к эгоистическим установкам молодых людей и потенциальной нестабильности их семей.

Таким образом, с момента заключения брака последний становится своего рода институтом социализации супругов. Вступление в брачные отношения предполагает начало внутренней работы, духовных усилий, духовного роста. Необходимо отказаться от собственного эгоизма, что уже есть саморазвитие и самосовершенствование. Получается, что семейный союз сам по себе порождает духовные ценностные ориентации у супругов, происходит подготовка к следующему этапу, когда эти ориентации предстоит передать детям. Возникает вопрос: насколько я интересен для другого, что служит стимулом к получению образования, расширению кругозора; появляется стимул быть творческим человеком, понимать и объяснять жизнь, искать ее смысл. В случае, если жизнь членов семьи все более опосредуется духовными ценностями, брак становится устойчивым, стабильным, семья – интегрированной. В противном случае – конфликт. Смысл конфликтов состоит в том, чтобы супруги все более отказывались от своего эгоизма и все более ориентировались на духовные ценности. Интеграция семьи напрямую зависит от роли духовных ценностных ориентаций в ее жизни.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль семьи в пропаганде здорового образа жизни

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

• определить основные аспекты здорового образа жизни;

• формирование позитивного образа физически и психически здорового человека;

• дать рекомендации по составлению режима дня и режима питания учащихся.

Форма проведения: лекция.

Аудитория: родители учащихся, классный руководитель.

Здравствуйте! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т.е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворённо. Жить качественно.

Но можно рассматривать это приветствие и с несколько другой позиции. При встрече люди говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить?

Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов. И говорят, что на здоровье влияют:

• образ жизни – 50%

• экология – 20%

• наследственность – 20%

• качества медицинской помощи – 10%

Как вы думаете, что является главным показателем здоровья?

Продолжительность жизни человека! Ведь там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

Интересно, что в эпоху античного мира предельный возраст жизни был равен 36 годам, в средние века – 40 годам, в середине ХIХ века – 48 лет. В конце ХХ века продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

В нашей стране самая низкая продолжительность жизни в Европе. К тому же, по статистике, мужчины в Росси живут на 14 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране мира. Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии – 80 лет, самая низкая в Чаде (Африка) – 39 лет.

Марк Твен сказал однажды: «Господь сделал ошибку, не предусмотрев для человека запасных частей». Но у человеческого организма огромные резервы, поэтому он может жить гораздо дольше, чем сейчас.

Что же такое здоровый образ жизни, от которого зависит наша жизнь?

Это: и рациональной питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы ученых, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.

Рациональное питание очень важно: организм ребёнка расходует энергии в 1,5 – 2 раза больше, чем организм взрослого человека в расчёте на 1 кг веса. Что значит рациональное питание? Это питание включающее в себя все необходимые органические вещества для роста и развития организма ребёнка - подростка: белки – содержащиеся в мясе, рыбе, яйцах, углеводы – в злаковых культурах, овощах, фруктах, жиры – в растительных и животных маслах, в фасоли, горохе, рыбе. Рациональное питание, значит правильное питание, а наши дети часто, чтобы утолить голод питаются чипсами, сухариками, пьют газированную воду.

Наилучший режим питания – 4-разовый приём пищи: завтрак – 20 % от суточной нормы, обед – 40 %, полдник – 10 %, ужин – 30 %. Школьники редко едят 4 раза в день, хотя в каждой семье складываются свои традиции питания, определяющиеся как условиями работы и учёбы, так и этническими, социальными и индивидуальными особенностями семьи. Поэтому обязательным должно быть питание ребёнка в школе.

По мнению известного диетолога профессора К. С. Петровского энергетическая ценность рациона тех школьников, кто учиться в первую и вторую смены, должны быть разные.

Для учащихся второй смены завтрак 8.30 должен составлять 20% энергии, обед в 12.30 – 35 % энергии, полдник в 16.30 – 20 % энергии, ужин в 20.30 – 25 % энергии. Проанализируйте, как питаются ваши дети? Я думаю здесь есть над чем задуматься. Если младшие школьники ещё соблюдают режим питания, то дети постарше нет. Особенно девочки, которые уже с 12 – 13 лет начинают задумываться о своей внешности и «садятся» на диету.

Современные дети находятся в условиях постоянного роста статистических нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, что особенно сильно проявляется в отношении детей обучающихся в инновационных учебных заведениях. На выполнение домашнего задания учащиеся 6 класса тратят ежедневно 5-6 часов. Дети практически не бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом, мало спят. Так длительность ежедневных прогулок для большинства детей (56%) составляет 15-30 минут, а в выходные 1,3-3,5 часа. В результате увеличения учебной нагрузки существенно снижается интерес детей к спорту у мальчиков – 11, 1 % , а у девочек – 23,4 % от общего количества детей в классе занимаются спортом. Однако время, проводимое детьми у телевизора, возросло с 1,95 часа в начальной школе до 3,5-4 часов в 6 классе.

Эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной жизнью те люди, которые умеют чётко планировать своё время. В таком планировании отношение к здоровью является важнейшей жизненной ценностью.

Я вам дам гигиенические рекомендации по распределению времени при составлении режима дня:

1. Учебные занятия – 5 – 5, часов;

2. Дополнительное образование (кружки, клубы) – 1,5 – 2 часа;

3. Учебные занятия дома – 2,5 – 3 часа;

4. Занятия спортом, игры на свежем воздухе – 2, 5 – 3 часа;

5. Свободное время, помощь семье, чтение – 1 – 2 часа;

6. Утренняя зарядка, приём пищи, туалет – 2 – 2,5 часа;

7. Сон ночной – 8 – 9 часов.

При составлении режима дня должны чередоваться периоды работы и отдыха.

А ваши дети соблюдают режим дня? Во время они ложатся спать, кушают? Проанализируйте свой день и день вашего ребёнка школьника. Всё ли вы делаете для своего ребёнка в плане сохранения и укрепления его здоровья? Как вы проводите с детьми выходные дни?

Если подумать, то получится, что наше здоровье на половину зависит от нас, от нашего образа жизни! Ведь это замечательно! Стоит только захотеть!

Статистика

За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. Статистика такова: из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в 2002г., практически в 90% зарегистрированы различные заболевания. При этом треть – заболевания, ограничивающие выбор будущей профессии За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3 % - более чем в три раза. Больные подростки с трудом осваивают азы воспитания и образования, как в семье, так и в школе, а в будущем будут рожать больное потомство. Особую тревогу в тенденции изменения состояния здоровья населения вызывает резкое ухудшение состояния психического здоровья. Процентная доля дебилов и маргиналов в обществе всегда была стабильна, во всяком случае, росла незначительно. В последние же десятилетия их рост резко ускорился и увеличился на 4,6% (а обратившихся к психиатру – на целых 10,7%).

Как ни хотелось бы обойтись без этой печальной статистики, но реальность именно такова. Однако здоровье подрастающего человека – это проблема как социальная, так и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема сохранности и укрепления здоровья интересует людей издавна. Многие ученые и практики пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни у детей, разработали и составили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия. Интересно высказывание выдающегося английского философа Дж. Локка, содержащееся в трактате «Мысли о воспитании»: Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук, тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути». Шотландский мыслитель А. Смит писал; «Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием».

Философ К.Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача такого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству».

Как мы видим, философы утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, благосостоянии и стремиться поддерживать его. От этого зависит человеческое счастье.

Уже в ХVIII в. М.В.Ломоносов предлагал меры по сохранению и увеличению населения страны и даже представил соответствующую программу.

Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал: «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Одним из путей сохранения здоровья является здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению, очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина и пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

Когда вы последний раз проводили с детьми свободное время, выходные? Я думаю, если говорить честно, то немногие могут этим поделиться.

Какие же формы совместного отдыха детей и родителей можно выделить?

1.Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.

2.Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.

3.Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

4.Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Хорошее здоровье - это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье - это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением. От того как мы родители сегодня относимся к своим детям зависит отношение детей завтра к нам – родителям, а также отношение наших детей к своим будущим детям



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи

Болотова Н.П.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Семью создают отношения «родители-дети». Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов. Но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.

С.И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов.

Значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – альтруизм; ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – непринятие противоречий; чувство собственного достоинства – неверие в себя.

В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.

В проблемных семьях люди страдают, это наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они отстранены от происходящего и находятся в своем внутреннем мире. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.

В. Сатир рассматривает зрелую семью тем самым местом, где можно, получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть. В зрелой семье есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность.

Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

преданность и сотрудничество,

общение, предполагающее открытое самовыражение,

гибкость отношений,

самостоятельность.

Однако есть дети, родители, члены семей, у которых низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают подвоха, унижения, оскорбления со стороны других людей. Своим поведением они начинают защищаться и создавать ситуации, которые провоцируют людей именно на такое поведение, которое они ожидают и провоцируют. После чего уходят в свой закрытый мир, в одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие люди всего боятся, так как одиночество и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными.

Замечено, что в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение.

В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:

домашнее хозяйство,

распределение бюджета,

воспитание ребенка (детей),

проведение совместного досуга,

общение.

В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.

Семейные отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.

Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

семья – малая социальная группа общества;

семья – важнейшая форма организации личного быта;

семья – супружеский союз;

семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

«Один из основоположников общей теории систем Людвиг фон Берталанфи (1969) показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического» взгляда на мир. Для этого взгляда характерны два положения:

целое больше, чем сумма его частей;

все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга» (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1998).

В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом Вам Берталанфи: «Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем просто анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю систему как целое» (Р. Шерман, Н. Фредман, 1997).

В. В. Столин писал, что семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям и она должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия (В. В. Столин, 1981).

Для того чтобы описать открытую систему, необходимо определить три набора параметров:

набор факторов, воздействующих на семейную систему;

набор реакций семейной системы на каждый из этих факторов;

набор факторов, определяющих желаемое состояние семейной системы (Л. М. Щипицина, И. И. Мамайчук, 2001)

Существует набор факторов, воздействующий на семейную систему. Все они, так или иначе, структурируют время и содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличивать стресс и тревогу в семье или успокоить и снижать напряжение. Понятно, что с ними неразрывно связаны реакции системы на них.

Родственники со стороны мужа и со стороны жены.

Это воздействие может быть организационным – родственники дают или берут материальную помощь, помогают по хозяйству, с детьми или сами нуждаются в помощи, требуют регулярных посещений или нет и т. д. Кроме этого, оно может быть психологическим, например, общение с родственниками увеличивает напряжение и тревогу в семье или уменьшает.

Работа, коллеги, начальники.

Воздействие этого фактора разнообразно. Работа структурирует время пребывания всех членов семьи вместе (много работают – редко видятся), определяется материальный уровень жизни семьи, а в некоторых случаях – круг ее общения. Все это сопровождается определенной динамикой тревоги и напряжения в семейной системе.

Воспитатели детских садов, школьные учителя, соседи, друзья.

Воспитатели и учителя могут очень влиять на времяпрепровождение и самочувствие семьи. Ежедневные сообщения о плохом поведении, домашние задания, которые необходимо делать всем вместе являются стрессорами для семьи (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1998).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...

Использование метафор в консультировании родителей.

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения су...

Консультирование родителей по проблемам связанными с детьми

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем...

Консультирование родителей "Законы для родителей"

Выдержки из закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" .Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители).Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся .Статья 44. Права,...