Родительское собрание на тему "Взаимоотношения в семье"
методическая разработка (8 класс) по теме

Родительское собрание на тему:  «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ». 

Мы  –  люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет: мы все матери и отцы своих детей. Кому, как не нам, знать, что для ребенка весь мир – это его семья.  Многие из нас строят свою семью.

Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.

  • «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

-         из уюта, порядка и готовых обедов;

-         из добрых отношений между членами семьи;

-         из вклада каждого в общее семейное дело;

-         из семейных праздников.

·         А здоровая семья – это семья без конфликтов.

Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям.

Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и  содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов  (ответы):

-         непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

-         чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем  большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

-         разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

-         чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

·         Я предлагаю Вам, уважаемые родители, написать свою конфликтную ситуацию ...

·         Кто готов - опустите свою записку в шляпу. И так все готовы?

Прошу Вас образовать   2 круга, встать лицом к друг другу. Ваша задача вытянуть из шляпы проблему, а человек, который окажется напротив Вас,  должен найти пути решения. Затем он вытянет следующую проблему из шляпы.  Делаем вместе (внешний круг) шаг вправо, отвечать будет тот, кто стоит напротив задавшего вопрос.

·         Как же надо поступить в данной ситуации?

·         Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?

·         Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).

·         Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)

·         Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).

Предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Давайте теперь ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
  • Когда в последний раз гладили его по голове?
  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

Рефлексия родителей:

Игра «Свиток»

Продолжите «Дружная, счастливая семья это….» (я даю листок бумаги и начинаю писать первая, затем родитель отвечает…)

Давайте прочитаем наш свиток.

Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена. В конфликте  старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. И в заключении мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, который известно во всем мире как «Раскаяние отца».

В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах.

«Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я  думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери, «Что тебе нужно?»- спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне Обнял за шею и поцеловал.

Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел,  семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мой сделала привычка?    Привычка придираться, распекать такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя  ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление.

Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять  как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину одно сейчас, когда я вижу тебя. Сын, устало съежившегося в твоей кроватке я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера, ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече.

Я требовал слишком многого, слишком многого.»

Подведение итогов. Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
   Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.                                                                                                                           

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

  •  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelskoe_sobranie_na_temu_vzaimootnosheniya_v_seme.ppt185.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему «Взаимоотношения в семье». Выполнила работу учитель русского языка и литературы Семенова Галина Дмитриевна

Слайд 2

Главный смысл и цель семейной жизни Воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Василий Сухомлинский

Слайд 3

В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи.

Слайд 4

Добрая семейная атмосфера. Уют, порядок и готовый обед; Добрые отношения между членами семьи; Вклад каждого в общее семейное дело; Семейные праздники.

Слайд 5

Цель Раскрытие важности семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родите- лями и детьми; воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей.

Слайд 6

М. Лангер. «Семья» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много семейной работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: “ Какая хорошая это семья!”

Слайд 7

Пословицы сердце матери родители детям на худо не учит отец сына лучше солнца греет счастья не найдёшь лучше матери обидишь отца-мать плохо не скажут друга не сыщешь Сердце матери лучше солнца греет. Отец сына на худо не учит. Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. Лучше матери друга не сыщешь. Родители детям плохо не скажут.

Слайд 8

Причины непонимания родителей своих детей - непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс; - чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен); - разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится маневрировать между требованиями отца и матери; - чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность. ·

Слайд 9

Памятка для родителей Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать. Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости. Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою

Слайд 10

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия , чтобы разрешить ее мирным путем. Не забывайте слова И.- В.Гете : «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

Слайд 11

Родительский дневник Помните! Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других. Ребенка хвалят — он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека. Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания. Давайте возможность человеку спасти своё лицо. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах. Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите. Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы.

Слайд 12

Принципы воспитания -гуманность и милосердие к растущему человеку; -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; -открытость и доверительность отношений с детьми; -оптимистичность взаимоотношений в семье; -последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); -оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Слайд 13

Литература: 1. В помощь классному руководителю. – Мн.: ООО «Классико – принт», 2003. 2. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. 3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса; выяснение меры поощрения и наказания детей; содействовие по формированию у родителей представлений об истинном родительск...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Родительское собрание "Воспитание детей в семье"

Данная разработка родительского собрания помогает классному руководителю разъяснить родителям важность воспитания детей в семье. Проводится анкетирование родителей и учащихся; родителям даются ситуаци...

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"

Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...