Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций
методическая разработка по теме

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”

Практическая часть

 План                      

1.      Что такое конфликт?

2.      Особенности педагогических конфликтов

3.      Причины возникновения конфликтных ситуаций

4.      Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

 

       1. Что такое конфликт?

         Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

        При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

         Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д.

          Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

         Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

         Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников.Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2.Особенности педагогических конфликтов.

-Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, -модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

-Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

-Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

-Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

-Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

-Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

3.Причины конфликтов.

-Сегодняшние ученики не такие , какими они были десять лет назад.Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

-Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

-Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

-Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

-Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

-Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

4.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

         Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество(конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли  в виде таблицы: (на экране появляется таблица)

 

Стиль поведения                                                                              Возможные ситуации

Приспособления                                                           Предмет разногласия не важен для вас;

                                                                                -считаете, что лучше сохранить добрые отношения;

                                                                                 - осознаете, что правда не на вашей стороне;

                                                                                   -  чувствуете, что у вас мало шансов победить

 

                                                                                -удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

                                                                                 -вас может устроить временное решение

Сотрудничества                                                     -Необходимо найти общее решение;

                                                                                -у Вас длительные, прочные и взаимозависимые    отношения с другой стороной;

-основной целью является приобретение

 совместного опыта работы;

-стороны способны выслушивать друг друга

 и изложить суть своих интересов

Игнорирования                                                          -вы не хотите тратить времени на решение   проблемы;

-не хотите решить проблему в свою пользу;

-у вас мало власти;

-вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию

 и получить дополнительную информацию,

 прежде чем принять решение;

 

Соперничества                                                  исход конфликта очень важен для вас;

-обладаете достаточной властью и авторитетом,

 и считаете, что предлагаемое вами  решение- наилучшее;

-чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять

Практическая часть

1.Организационный момент.(10 минут)

Разминка(игра "Механизмы”) Аудитория делится на несколько групп по 5         человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы себя чувствовали, изображая механизм?

2.Что вам понравилось больше: самим изображать механизм или смотреть за действиями других?

3.Как протекал процесс "строительства” механизма? Трудно ли было договариваться друг с другом в процессе подготовки?

4.Были ли конфликты по поводу "места” в механизме?

5.Ощущали ли Вы включенность в группу?

2.Актуализация, постановка проблемы.(7 минут)

-Объявление результатов и интерпретация предварительного анкетирования учителей и учеников

                                                                    Анкета для учителей

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты?

А)да     б)нет   

2.У Вас часто возникают конфликты с учениками?

А)да      б)нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

А)да        б)нет

4.При конфликте Вы боитесь унизить достоинство ученика, коллеги?

А)да      б)нет

5)Часто выходите из конфликта победителем?

А)да       б)нет       в)никогда

6)После конфликта я заряжаюсь новой энергией

А)да     б)нет           В) очень плохо себя чувствую

7)Я люблю создавать конфликтные ситуации

А) да        б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

А) да      б) нет

9.При конфликте я скорее всего пойду на компромисс

А)да      б)нет

10.Я с удовольствием поучаствую на занятии по решению конфликтов

А) да      б)нет

 

      Результаты( ведущий знакомит с реальными результатами анкетирования)

     

Анкета для учеников

 

1.Я конфликтую с учителем

А)часто       б)редко       в)никогда

2.При возникшем конфликте я всегда выхожу победителем

А)да             б)нет             в)никогда

3.Я могу унизить достоинство другого человека при  конфликте

А)да             б)никогда

4.Меня  не понимают учителя

А) часто        б)редко       в)никогда не пытаются понять

 

5.Я всего лишь ученик, если даже прав, лучше сдамся, иначе мне учителя

А)выставят двойку       б)вызовут родителей        в)испортят аттестат

 

     Результаты: (ведущий готовит с реальными результатами анкетирования)

3. Решение проблемы.(25 минут)

1 этап.Проведение  анализа реальных конфликтных  ситуаций, назревших в гимназии. (работа в группах)

                                                       1 ситуация (ученики-ученики)

             Учащиеся 5а.5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

                                                  2 ситуация(учитель-родитель)

         Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

                                         3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

      Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый  защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 этап.На основе полученных знаний, постарайтесь составить перечень возможных действий, для предотвращения конфликта,при конфликте.

 

Перечень может выглядеть так:

-Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;

-Будь справедливым по отношению к ученику;

-Не стремись утвердить свою позицию, будьте мудрее;

-Если произошел конфликт, не уходи от нее, постарайся найти правильное решение;

-На первое место ставь интересы ученика;

-Не унижай достоинство других;

-Будь гуманным по отношению к тому, с кем конфликт

 

4.Рефлексия (3 минуты) "Соберем в дорогу чемодан”

Каждый учитель кратко говорит о том, что заберет с собой и положит в свой "чемодан”

Использованная литература:

 

1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95

2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10

3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г.

4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г.

5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31

 

Приложение №1

 

 

                                                           1 ситуация (ученики-ученики)

             Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

2 ситуация(учитель-родитель)

         Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

      Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый  защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

 

Приложение №2

 

                                    Игра "Механизмы”

 Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon subbota.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Суббота, 30.03.2013, 21:47

Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Фотоальбомы
  4. Гостевая книга

Календарь

«  Май 2012  »

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31




Блог

Главная » 2012 » Май » 8 » Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”


20:13

Сценарий мастер-класса “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”

Сценарий мастер-класса "Решение и предотвращение конфликтных ситуаций”

Саматова Ландыш Габдулфартовна, учитель истории и обществознания МОУ Бершетской СОШ Пермского района Пермского края

Практическая часть

 План                      

1.      Что такое конфликт?

2.      Особенности педагогических конфликтов

3.      Причины возникновения конфликтных ситуаций

4.      Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

 

       1. Что такое конфликт?

         Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

        При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

         Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д.

          Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

         Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

         Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников.Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2.Особенности педагогических конфликтов.

-Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, -модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

-Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

-Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

-Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

-Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

-Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

3.Причины конфликтов.

-Сегодняшние ученики не такие , какими они были десять лет назад.Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

-Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

-Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

-Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

-Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

-Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

4.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

         Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество(конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли  в виде таблицы: (на экране появляется таблица)

 

Стиль поведения                                                                        Возможные ситуации

Приспособления                                                            Предмет разногласия не важен для вас;

                                                                                -считаете, что лучше сохранить добрые отношения;

                                                                                 - осознаете, что правда не на вашей стороне;

                                                                                   -  чувствуете, что у вас мало шансов победить

 

                                                                                -удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

                                                                                 -вас может устроить временное решение

Сотрудничества                                                     -Необходимо найти общее решение;

                                                                                -у Вас длительные, прочные и взаимозависимые    отношения с другой стороной;

-основной целью является приобретение

 совместного опыта работы;

-стороны способны выслушивать друг друга

 и изложить суть своих интересов

Игнорирования                                                         -вы не хотите тратить времени на решение   проблемы;

-не хотите решить проблему в свою пользу;

-у вас мало власти;

-вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию

 и получить дополнительную информацию,

 прежде чем принять решение;

 

Соперничества                                                 исход конфликта очень важен для вас;

-обладаете достаточной властью и авторитетом,

 и считаете, что предлагаемое вами  решение- наилучшее;

-чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять

Практическая часть

1.Организационный момент.(10 минут)

Разминка(игра "Механизмы”) Аудитория делится на несколько групп по 5         человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы себя чувствовали, изображая механизм?

2.Что вам понравилось больше: самим изображать механизм или смотреть за действиями других?

3.Как протекал процесс "строительства” механизма? Трудно ли было договариваться друг с другом в процессе подготовки?

4.Были ли конфликты по поводу "места” в механизме?

5.Ощущали ли Вы включенность в группу?

2.Актуализация, постановка проблемы.(7 минут)

-Объявление результатов и интерпретация предварительного анкетирования учителей и учеников

                                                                    Анкета для учителей

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты?

А)да     б)нет    

2.У Вас часто возникают конфликты с учениками?

А)да      б)нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

А)да        б)нет

4.При конфликте Вы боитесь унизить достоинство ученика, коллеги?

А)да      б)нет

5)Часто выходите из конфликта победителем?

А)да       б)нет       в)никогда

6)После конфликта я заряжаюсь новой энергией

А)да     б)нет           В) очень плохо себя чувствую

7)Я люблю создавать конфликтные ситуации

А) да        б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

А) да      б) нет

9.При конфликте я скорее всего пойду на компромисс

А)да      б)нет

10.Я с удовольствием поучаствую на занятии по решению конфликтов

А) да      б)нет

 

      Результаты( ведущий знакомит с реальными результатами анкетирования)

     

Анкета для учеников

 

1.Я конфликтую с учителем

А)часто       б)редко       в)никогда

2.При возникшем конфликте я всегда выхожу победителем

А)да             б)нет             в)никогда

3.Я могу унизить достоинство другого человека при  конфликте

А)да             б)никогда

4.Меня  не понимают учителя

А) часто        б)редко       в)никогда не пытаются понять

 

5.Я всего лишь ученик, если даже прав, лучше сдамся, иначе мне учителя

А)выставят двойку       б)вызовут родителей        в)испортят аттестат

 

     Результаты: (ведущий готовит с реальными результатами анкетирования)

3. Решение проблемы.(25 минут)

1 этап.Проведение  анализа реальных конфликтных  ситуаций, назревших в гимназии. (работа в группах)

                                                       1 ситуация (ученики-ученики)

             Учащиеся 5а.5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

                                                  2 ситуация(учитель-родитель)

         Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

                                         3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

      Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый  защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 этап.На основе полученных знаний, постарайтесь составить перечень возможных действий, для предотвращения конфликта,при конфликте.

 

Перечень может выглядеть так:

-Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;

-Будь справедливым по отношению к ученику;

-Не стремись утвердить свою позицию, будьте мудрее;

-Если произошел конфликт, не уходи от нее, постарайся найти правильное решение;

-На первое место ставь интересы ученика;

-Не унижай достоинство других;

-Будь гуманным по отношению к тому, с кем конфликт

 

4.Рефлексия (3 минуты) "Соберем в дорогу чемодан”

Каждый учитель кратко говорит о том, что заберет с собой и положит в свой "чемодан”

Использованная литература:

 

1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95

2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10

3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г.

4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г.

5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31

 

Приложение №1

 

 

                                                           1 ситуация (ученики-ученики)

             Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

2 ситуация(учитель-родитель)

         Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

      Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый  защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

 

 

Приложение №2

 

                                    Игра "Механизмы”

 Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Алгоритмы решения задач по физике"

Полезный материал для работающих с учениками учителей. Разобраны задания из ЕГЭ, которые легко решить с помощью алгоритмов....

Мастер-класс "Обучение решению задач по физике"

Научиться решать задачи по физике можно,…только решая задачи по физике....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"...

Мастер-класс "Технология, основанная на создании учебной ситуации"

Мастер-класс по работе в системно-деятельностном подходе...

Семинар для молодых специалистов “Решение и предотвращение конфликтных ситуаций в школе»

Совместное мероприятие с коллегой Громовой Ю.В. педагогом-психологом Лицея №7 г. ТихвинаПрофилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....

Мастер-класс «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с игровым...