Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.
статья по теме

Шмакова Нина Васильевна

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью которых является не только формирование психолого-педагогических знаний и умений, обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях, но и психологическая помощь и поддержка родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_klub.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«ШКОЛА РОДИТЕЛЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА»

НА БАЗЕ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА «ЮЖНОЕ БУТОВО»

       Н.Шмакова, педагог-психолог

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

Существуют разные формы работы с родителями. Наиболее распространенными являются родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальное консультирование, лектории. Все активнее стали использоваться в практике работы с родителями в образовательных учреждениях тренинги, организация клубной деятельности.

Опыт общения с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты, показывает отсутствие запросов с их стороны на психологическую помощь для себя, несмотря на острую необходимость в этом. Но родители выражают желание и готовность общаться со специалистами и получать их рекомендации по реабилитационным мерам в отношении больного ребенка [1]. Родители испытывают трудности во взаимодействии с проблемным ребенком, сталкиваются со сложностями при попытках обучать чему-либо своих детей. Такие факты объясняют «необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» [2, с.84].

«Образовательно-просветительское направление – это первая исторически сложившаяся форма работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии» [5, c.84]. Помощью родителям является формирование у них психолого-педагогических знаний и умений, обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях [3, с.184].

С этой целью в нашем детском доме-интернате был организован родительский клуб «Школа родителя особого ребенка» - как форма сотрудничества педагогов и родителей.

Родительский клуб – первая группа, созданная в ДДИ, включающая несколько семей.  По составу группа не соответствует каким-либо жестко обозначенным признакам (нозология, пол, возраст, дети, занимающиеся у одного дефектолога или др.), т.е., в данном случае, в создании состава группы имелся элемент стихийности. Главным показателем формирования группы, по результатам собеседования, были готовность и желание родителей участвовать в работе «Школы родителя особого ребенка». Таким образом, группа сформировалась исключительно через поиск желающих посредством личного приглашения. Другим основанием организации родительского клуба было наличие самого прецедента групповой работы.

Первую клубную встречу родителей и педагогов мы назвали «Чему и как учить». Это была беседа с учителем-дефектологом. Пожалуй, она больше походила на собрание, на котором шла речь о том, в чем суть работы учителя-дефектолога, о специфике обучения умственно отсталого ребенка, о значимости предметной деятельности в развитии ребенка, о развитии самостоятельности как важном условии коррекционного воздействия, о важности сохранения в семье единства и согласованности всех требований к ребенку [3, с.183]. Мы поговорили о том, что коррекционными возможностями обладает практически все ближайшее предметное (бытовое) окружение, бытовые ситуации. Это был один из акцентов встречи, т.к. родители часто выражают досаду о том, что дома надо бы заниматься с ребенком, но нет времени, или испытывают трудности в организации ребенка на занятие, не могут заинтересовать предлагаемым делом.

Участники включились в диалог, делясь личными проблемами; в основном это были вопросы по приемам разрешения конкретных ситуаций. Беседа, надо сказать, затянулась, и это было показателем того, что у родителей есть потребность поговорить о насущном. Мы целенаправленно не включили в первое занятие психологических упражнений, говорили исключительно о детях, о том, в чем должна выражаться помощь для них. Расставаясь, мы не обозначили время и тему следующего занятия, что отметили как свою ошибку, и поэтому, готовясь к следующей клубной встрече, немного волновались: какой отклик в душе вызвало первое занятие, ждут ли родители следующего группового общения?

Организация второго занятия включала в себя 2 момента: индивидуальное приглашение каждого участника предыдущей встречи и письменное объявление со списком предварительной записи. Мы с удовлетворением отметили, что встреча, состоявшаяся месяц назад, впечатлила и вызвала желание встречаться. В лист предварительной записи внесли свои фамилии все участники первого занятия и добавились новички. Группа с 8 человек увеличилась до 12.

Мы предполагали, что при сохранении основного состава группы, будут находиться объективные причины отсутствия кого-либо. По этой причине, каждый раз, приглашая на последующие занятия, мы предоставляли возможность записаться, как минимум 12 человекам. На наш взгляд, 8-10-12 человек – это оптимальное количество для групповой работы.

Вторая встреча проходила в студии изодеятельности, т.к. задачей данного занятия было показать коррекционные возможности рисования, познакомить с приемами привлечения детей к этой деятельности и дать возможность участниками ощутить радость собственного творчества. Напомнив ключевые моменты предыдущей беседы, мы логично подошли к новой теме. А результатом этого занятия получилась выставка замечательных работ в технике «монотипия», которая долго украшала стену приемного отделения ДДИ.

В конце занятия каждому участнику был выдан план-конспект занятия с рекомендациями и предложили родителям заполнить анкету из 4 вопросов: считают ли они полезными для себя групповые встречи с педагогами учреждения по вопросам воспитания и обучения детей; была ли для них  полезной информация, полученная на встрече «Чему и как учить»; считают ли родители возможным развивать у ребенка интерес к рисованию в домашних условиях, а если нет, то почему; какие темы желали бы обсудить на последующих встречах со специалистами учреждения? Отрадно было видеть в ответах о полезности предыдущей встречи не только ответ «да», но и приписанное слово «очень». Практически в каждой анкете был обозначен запрос.

На этом же занятии мы познакомили родителей с тематикой предстоящих встреч в течение учебного года:  

«Формирование предпосылок развития речи» (практикум логопеда)

«Яркие уроки праздника» (практикум: как воспользоваться впечатлениями новогодних праздников, как совместно с детьми это можно проживать, ставя коррекционные задачи).

«Сенсорное развитие – это важно»  (практикум, выставка пособий)

«Живая глина»  (практикум лепки из глины).

«Живая глина» (детско-родительское занятие)

«Адаптивная физическая культура» (детско-родительское занятие)

Мы решили, что полезным будет после каждого занятия получать обратную связь, а в начале каждой встречи предоставлять возможность поделиться личным опытом использования знаний, полученных на предыдущей встрече.

        На следующей клубной встрече, посвященной формированию предпосылок речи, родители увидели большое количество пособий для развития восприятия неречевых звуков, развития речевого дыхания, мелкой моторики; позанимались артикуляционной гимнастикой и доступным массажем лица и рук; получили информацию о том, каким образом предлагаемый материал имеет отношение к развитию речи.

На сей раз, для каждого участника было специально подготовлено печатное пособие с рекомендациями и иллюстрациями. Маленькая анкета включала в себя 3 вопроса: была ли полезной информация занятия-практикума  «Формирование предпосылок развития речи»; что конкретно показалось наиболее интересным; будут ли родители использовать рекомендации логопеда в работе  с ребенком в домашних условиях? При отрицательном ответе на третий вопрос предлагалось указать одну из причин: нет времени; это должен делать специалист; сомневаюсь, что у меня получится.

Такие короткие анкеты на каждом занятии мы решили использовать по ряду причин. Во-первых, в конце занятия нет временной возможности организовать диалог обратной связи (встречи проводим по пятницам; родители приходят за час до ужина детей, после 1-1,5 часового занятия, как правило, торопятся к детям, зная, они ждут этого дня для встречи с родителями). Во-вторых, чтобы выделить для себя, какое именно содержание показалось наиболее интересным, участник должен вспомнить весь обсуждаемый материал, отрефлексировать, какое значение он имел конкретно для него. Во-третьих, вопросы побуждают задуматься о собственной ответственности по использованию полученной информации в личной практике общения с ребенком.

Наш небольшой опыт организации родительского клуба показывает, что лучше серию встреч проводить с одним составом участников (с допуском незначительных изменений). Мы считаем это немаловажным, т.к. единый лейтмотив, объединяющий разные темы, позволяет глубже осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей  в домашних условиях. Нашей задачей является дать информацию, владение которой позволило бы снизить недостаточную педагогическую компетентность, раскрыть многогранность коррекционного процесса работы с ребенком [4].

Такая форма работы, направленная в большей мере на информирование и обучение родителей коррекционным методам и приемам, казалось бы, не подразумевает психологическую коррекцию родителей. Однако, предполагается, что она дает побочный эффект – гармонизацию состояния, т.к. родители видят:

- специалисты ДДИ ориентированы на достижение результата в развитии детей, что повышает уровень их доверия  к учреждению;

- сотрудники учреждения «слышат» родителей, стремятся привлечь родителей к сотрудничеству и это психологически поддерживает;

- получение новых знаний, необходимые для оказания помощи ребенку, повышает чувство собственной компетентности по вопросу, как помочь ребенку;

- предоставление родителям возможности пообщаться с семьями, имеющими схожие проблемы, обменяться семейным опытом воспитания ребенка с выраженной умственной отсталостью снижает острое переживание своей беды, работает на создание позитивного образа будущего (принятие себя, принятие ребенка, расширение рамок общения с социумом и пр.), что, в целом, влияет на снижение уровня стресса.

Постепенное формирование доверия друг к другу у участников группы позволит, как нам видится, со временем вводить психологические упражнения, направленные на самопознание и личностный рост, на овладение приемами снятия стресса и гармонизацию эмоционального состояния. Как известно, от эмоционального состояния родителей, в целом, зависит семейная атмосфера, а, стало быть, и результаты воспитания и развития ребенка.

Литература:

  1. Галасюк И.Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского Государственного Областного Университета 2011 №1. С. 54-60.
  2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003
  4. Поташова И.И  Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.-
    Электронный журнал «Психологическая наука и образование»  2011, № 3 (
    http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082_full.shtml)
  5. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ; Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»

Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...

методические рекомендации по организации самоподготовки с воспитанниками детского дома-интерната с ОВЗ

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома....

Особенности работы "Школы приемных родителей" на базе детского дома-интерната для детей с ОВЗ.

В работе описываютя основные направления работы с кандидатами в "приемные родители"....