Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»
материал

Ельцова Ирина Александровна

 

Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей дефектологов через взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателя  и родителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»

ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 ГОРОДА МОСКВЫ

Доклад на тему:

«Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»

                                             

                                                     составила   учитель-дефектолог

                                                                           Ельцова Ирина Александровна

Москва 2014

В нашем учреждении существует такая форма взаимодействия специалистов, как «творческая группа». Данная форма позволяет решать текущие актуальные задачи развития, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии; действовать в общем информационном поле; транслировать опыт и находить ответы на вопросы, связанные с современным этапом развития системы образования и социализации.  

          На современном этапе развития  общества, в период  гуманизации  и демократизации системы образования, значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелыми формами интеллекта. Разрабатываются новые формы работы с детьми данной категории, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации.

Наша группа решила разработать такую тему, как - «Развитие речи  на основе ознакомления с окружающим   у воспитанников школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью».

        В настоящее время проблема коммуникативной сферы, а особенно её лексической стороны у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта является своевременной и актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане. Поэтому, разработка методов и приёмов по работе над развитием речи для нас является одной из первичных задач. Данный элемент развития является базовым, который определяет во многом дальнейшее развитие ребёнка в целом.

        При работе с данной категорией детей, очень важным является  осуществление межпредметных связей, что важно для  генерализации базовых знаний и универсальных  учебных действий (другими словами, делает мышление наших детей более гибким). Для решения выше сказанных задач по развитию коммуникативной сферы, является такая  предметная область, как ознакомление с окружающим.

          Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть, видеть, слушать  и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные  представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений  и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Во время занятий  по ознакомлению с окружающим детей знакомят с явлениями социальной жизни. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит в мир социальных отношений и формирует представление о человеке, о нормах  поведения в человеческом обществе.

В ходе  ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируются   не только представления об окружающем, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений живой и неживой  природы, но и эти занятия знакомят детей  с явлениями социальной жизни и самое главное, способствуют развитию устной речи. Основываясь на знаниях об окружающем, мы проводим интегрированные занятия по ФЭМП, развитию гмн, ппд, развитию речи.

          Заинтересовавшись данной темой, мы   проанализировали общую  и специальную  литературу теоретического и практического характера, интернет сайты, имеющиеся видео и СD материалы  по теме «Развитие речи на  основе ознакомления с окружающим  у воспитанников школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью».

         Далее мы обобщили, систематизировали и адаптировали имеющийся наглядный и дидактический материал для воспитанников ДДИ.

         Мы создали картотеку методических рекомендаций для воспитателей и родителей «Ознакомление с окружающим».

     При разработке рекомендаций мы опирались на содержание лексических тем, предложенных в «Базисном плане общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталостью», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Рекомендации предназначены для работы с детьми-инвалидами, имеющими тяжелую степень интеллектуального недоразвития младшего школьного возраста. Но данные материалы можно использовать и в работе с детьми среднего школьного возраста.

      Коррекционно-развивающая работа строится в рамках одной лексической темы в течение недели, что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.

      В каждой лексической теме можно условно выделить несколько видов работ.

  • Наблюдения во время прогулок (например, за изменениями в природе в определенное время года).
  • Двигательные упражнения, подвижные игры, которые направлены на развитие общих движений, темпа, ритма движений. Если ребенку доступен речевой материал выполняемых упражнений, то просите его проговаривать эти фразы.
  • Пальчиковая гимнастика, которая развивает тонкую моторику рук.
  • Задания, направленные на развитие речи. Если ребенок пользуется собственной речью, при выполнении всех заданий требуйте от него полных ответов. Если у ребенка активная речь отсутствует, выполняйте задания с использованием наглядного материала (игрушки, натуральные предметы, предметные и сюжетные картинки), используйте жесты, пиктограммы.
  • Графические задания (штрихование, обведение по контуру, закрашивание с помощью красок или карандашей и т.п.). Родители могут предложить книжки-раскраски, которые подобрали самостоятельно.
  • Предметно-практические действия (задания с пластилином, выполнение аппликаций, конструирование и т.п.).
  • Задания, направленные на развитие мыслительных процессов (памяти, мышления, внимания) выполняются в соответствии с описанием в каждой теме.

Использование  данного методического  пособия  поможет вам решить такие учебные задачи :

          - расширить  кругозор;

-пополнить активный и пассивный  словари;

 - формировать  определенные грамматические конструкции;

- совершенствовать психические процессы (ощущение, восприятие,

внимание, память, мышление, воображение);

- формировать (уточнить) представления о сенсорных эталонах

(цвет, форма, величина);

- развивать  мелкую моторику и элементарные навыки изобразительной деятельности (умения правильно держать карандаш, кисть, намазывать и наклеивать готовые формы, рисовать прямые (горизонтальные, вертикальные), округлые линии, закрашивать ограниченное линией пространство).

Необходимо  не забывать, что любое совместное  занятие - это не только обучение, но еще и общение ребенка со взрослым, в процессе которого формируются взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.

Таким образом, мы попытались схематично отобразить систему педагогической работы, которая проводится  в детском доме- интернате с детьми с интеллектуальной недостаточностью в рамках одного из направлений «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим»,а также еще хочется подчеркнуть огромный потенциал этой работы.

        Эти материалы являются вариативными, на занятиях можно использовать и другие дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие графических умений детей и другие виды продуктивной деятельности. 

В заключении своего доклада хочется отметить, что создание и разработка  данного пособия и внедрение его в практику, проводилось с целью обеспечения единства и совместного взаимодействия в работе учителей-дефектологов, воспитателей  и родителей; с целью помочь им, родителям, стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Что соответствует утвержденному плану развития нашего ДДИ и современным требованиям к учреждениям социальной защиты.

Итак, мы рассмотрели одно из направлений реализации программы целостного взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателя  и родителей  в рамках нашего учреждения.  

Желаем  и Вам   успехов в творческой деятельности!

Список используемой литературы:

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  2. Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, - 176 с.
  3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. – М.: новая школа, 1998.
  4. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; Сфера, 2010. – 181 с., илл.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
  6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...