Духовно – нравственное воспитание ребенка в семье
статья по теме

 

Нравственное воспитание, ориентированное на сложившиеся в культуре образы морали, не равно духовному возрастанию, что признается сегодняшними философами и теоретиками педагогики, независимо от их философской ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_rebenka_v_seme.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание ребенка в семье

Ирина Михайловна Куликова

(учитель биологии, МОУ СШ №5 г Саяногорск)

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Неотъемлемая и наиважнейшая социальная ячейка общества, семья,- является главным инструментом воспитания Гражданского общества. Человек выходит из семьи и не может жить в обществе, будучи свободным от него. А это значит, что человек напрямую зависит от моральных устоев того общества, в котором растет и развивается. Вне всякого сомнения, фундамент духовно-нравственного воспитания, становления человека закладывается в семье. Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры, моральными требованиями на современном этапе развития общества.

В законе РФ «об образовании» сказано», что родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте. Поэтому  должны осознавать ответственность  за духовно-нравственное воспитание детей. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение  ребенком необходимого для жизни в обществе  социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.  Семейное  воспитание – целенаправленное    взаимодействие    старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребёнка,    предполагающее     психолого- педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учётом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и  общества.

Из определений воспитания и семейного воспитания следует, что образовательные учреждения формируют принимаемую обществом систему   ценностей, а в семье формируется личность с учётом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Содержанием воспитания детей в семье является нравственное воспитание, включающее выработку нравственных представлений и понятий, формирование нравственных чувств, убеждений и поведения на основе общечеловеческой морали.  По мере развития ребёнка родители внушают ему мысль о том, что надо уважать старших, быть чутким к окружающим, дружить с детьми, говорить только правду. Именно в дошкольные годы закладываются основы нравственных устоев личности. Есть все основания полагать, что если 10-12 – летние подростки ведут себя плохо, то причину такого поведения следует искать в прошлом. Очевидно, в воспитании этих детей в дошкольном возрасте были допущены пробелы, ошибки.

Родителям необходимо знать, что впечатления раннего детства не всегда сказываются в данный момент, они могут дать о себе знать в положительном или отрицательном плане позже – в подростковом или юношеском возрасте. Большую роль в формировании первоначальных нравственных представлений и понятий играют сказки, первые книжки, беседы родителей, заставляющие размышлять над своими поступками. Нравственное воспитание подростков и старшеклассников требует от родителей большого такта, умения, новых форм педагогического воздействия. В развитии нравственного сознания юношей и девушек видное место занимает этические беседы родителей, старших членов семьи. Важно вызывать юных собеседников на задушевно-откровенную беседу, в ходе которых можно воздействовать на их мысли и чувства. Однако беседы приносят пользу тогда, когда между родителями и детьми установлена искренняя, доверительная дружба, когда родители понимают свою дочь или сына, терпеливо выслушивают их, считаются с их мнением, делятся с ними своими мыслями и чувствами.  

Если ты думаешь на год вперёд -  посади семя, если ты думаешь на десятилетия вперёд - посади дерево, если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание.  Каждая семья обладает своим воспитательным потенциалом, то есть совокупностью материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей в воспитании детей.

Нравственное воспитание, ориентированное на сложившиеся в культуре образы морали, не равно духовному возрастанию, что признается сегодняшними философами и теоретиками педагогики, независимо от их философской ориентации. С духовным воспитанием нравственное воспитание роднит то, что в нем оцениваются не только практические действия, но и побуждения, намерения, мотивы. Нравственное воспитание ведет человека к способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на совесть, чувство личного достоинства. Нравственное воспитание служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его. Духовное воспитание столь же существенным образом стимулируется средствами интеллектуального, эстетического, физического воспитания, но не обеспечивается, не гарантируется ни каждым из этих средств, ни всеми ими, вместе взятыми. Духовное воспитание не обеспечивается (не гарантируется) в том числе и религиозным образованием, ибо и из него можно вынести различные плоды. Как пишет в журнале «Педагогика» магистр богословия А.Е. Лихачев, «духовный заряд», наличие или отсутствие которого, в конечном итоге, и определяет процесс духовного воспитания, можно сравнить с вдохновением. «В его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный опыт». Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим учеником, ни его педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути, не технологизируется.

Литература

1. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.

2. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

3. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.

4. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.

5. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.

6. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

7. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.

9. Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

10. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

Resource id #952

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка

Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье,...

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

"Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в т...

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

    «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

Доклад "Духовно - нравственное воспитание ребенка"

Духовно - нравственное воспитание детей происходит на всех этапах урочной и внеурочной деятельности, поэтому определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он разви...

Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"

Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе...

Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка. (2021г.)

Психологический климат семьи и семейный досуг как  основадуховно-нравственного воспитания  ребенка.Виноградова Татьяна Павловна Семья – это счастье, любовь и удачаСемья &nda...