Доклад "Духовно - нравственное воспитание ребенка"
учебно-методический материал по теме

Трунова  Оксана Евгеньевна

Духовно - нравственное воспитание детей происходит на всех этапах урочной и внеурочной деятельности, поэтому определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

     "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого, предметом собственных стремлений и личного счастья"

( Свадковский И.Ф.)  

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания детей. На ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания ребёнка.

Духовно - нравственное воспитание детей происходит на всех этапах урочной и внеурочной деятельности, поэтому определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Первейшая задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребёнку определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными: обсуждать с ним нравственные  поступки других людей, персонажей художественных произведений, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы ребёнок понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом, т.к. неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон ребёнка различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разных социальных обязанностей — ученика, командира класса, капитана команды, друга, сына или дочери; совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Поэтому цель духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка: развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Определены основные задачи духовно-нравственного воспитания:

1) Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

•  представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

•  элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

•  ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

•  стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Проводимые мероприятия:

- Классные часы и внеклассные занятия “Символы России”, «Символика края», «Конституция РФ», «День независимости»;

- заочные путешествия “Города - герои”, “Горжусь тобой моя Россия», «Край, в котором я живу»;

- общешкольные мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы, митинги к Вечному огню;

- организация встреч с ветеранами, вдовами ВОВ;

-  экскурсии к памятным местам города, в городской музей боевой славы;

- работа кружка «Умелые ручки» (изготовление поздравительных открыток и поделок);

- конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы чтецов к Дню Победы, Дню матери;

- просмотр видеофильмов и презентаций «Их именами названы…», «Нам дороги эти позабыть нельзя»;

- разработка и осуществление социально-значимых проектов: «Помощь ветеранам, вдовам ВОВ», «История нашего города в памятниках»(рассказать о своих проектах)

2) Воспитывать  нравственные чувства и этическое сознание:

• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

•   различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

•  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

•    бережное, гуманное отношение ко всему живому;

•  знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Проводимые мероприятия:

- Акции “Милосердие”, «Спешите делать добро», посвящённые Дню пожилого человека, Дню инвалида;

-  серии классных часов “Взаимоотношения в коллективе …” (современные принципы этикета);

-  внеклассные занятия «Доброта спасёт мир», «Учись помогать людям»;

- экскурсии в православный храм, беседы о вероисповедании;

- презентации «Святая мать добром спасёт», православные праздники «Светлый праздник Рождества», «Крещение на Руси», «Пасхальные традиции»;

- экскурсии в школьную и районную библиотеки, библиотечные часы, внеклассные чтения.

3) Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

•  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

•  элементарные представления об основных профессиях;

•  ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

•  первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

•    умение соблюдать порядок на рабочем месте;

•  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Проводимые мероприятия:

- дежурство по школе, по классу;

- организация и проведение генеральных уборок и уборок школьной территории;

- акция по обустройству школьного двора;

- серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”;

- выставки детского творчества;

- общешкольные мероприятия по трудовому обучению;

- внеклассные занятия «Труд – основа всему», «Трудиться – всегда пригодится»;

4) Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

•    ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

•  элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Проводимые мероприятия:

- Дни здоровья, “Веселые старты”,  “Малые олимпийские игры”, спортивные соревнования по разным видам спорта;

- участие в районных и краевых спортивных соревнованиях;

-   устные журналы и внеклассные занятия о спорте, посвящённые Олимпийским играм в Сочи 2014;

-  тематические классные часы “Секреты здорового образа жизни”, “ Курить – здоровью вредить”, “ О профилактике вредных привычек”, “Наркомания-жизнь без будущего ”, «Режим дня – залог успешной учёбы»;

- конкурсы рисунков и плакатов о ЗОЖ;

- викторины, экскурсии  и занятия – практикумы  по ПДД;

- составление маршрутов безопасного движения «Дорога в школу и домой»;

- экскурсии в пожарную часть, практические занятия «Эвакуация при пожаре», проведение инструктажей по правилам безопасного поведения вблизи водных объектов,  железнодорожного полотна и т.д

5) Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

•   ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

•    элементарный опыт природоохранительной деятельности;

•    бережное отношение к растениям и животным.

     Проводимые мероприятия:

- экскурсии в природу;

- классные часы и внеклассные занятия «Земля – наш общий дом», «Природа края»;

- заочные путешествия «Животный и растительный мир Кубани», «Водоёмы Краснодарского края»;

- проведение субботников и трудовых десантов в школе;

- озеленение классных комнат и школы;

- акция «Помогите птицам зимой» (изготовление и развешивание кормушек и скворечников).

6) Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•   представления о душевной и физической красоте человека;

•   формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

•   интерес к занятиям художественным творчеством;

•   стремление к опрятному внешнему виду;

•   отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Проводимые мероприятия:

- организация и проведение общешкольных мероприятий “Первое сентября ”, “День учителя ”, “Праздник осени ”, «День матери», новогодние утренники, утренники, посвящённые Международному женскому дню, праздник «Последнего звонка»;

 - экскурсии в ДК «Кубань» (фестиваль «Земля отцов – моя земля»);

- участие в районных и краевых фестивалях художественной самодеятельности.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  1. Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования.

Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  1. Концептуальные принципы совместного образования.

 Демократизация, гуманизация.

  1. Принцип творчества и успеха.

Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.

  1. Принцип развития.

Путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Функции  осуществления целостного процесса духовно-нравственного воспитания:

  1. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (формирование  коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  2. Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  3. Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
  4. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

   Не зависимо от содержания, методов, форм учебной и воспитательной работы основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальных особенностей.

      Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, бесед  о морали заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность,  беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

          Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе и воспитателе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

      Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают школьнику глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

      Духовно - нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка

Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье,...

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно – нравственное воспитание ребенка в семье

Нравственное воспитание, ориентированное на сложившиеся в культуре образы морали, не равно духовному возрастанию, что признается сегодняшними философами и теоретиками педагогики, независимо от и...

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

    «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка...

«Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

laquo;Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». /А.П. Чехов/...

Нравственное воспитание ребенка через фольклор.

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам - это не только эстетическое, но и проежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры....